Естественное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается и по сей день тесно связанным с философской мыслью.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Философия права.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Своеобразие философии права Гегеля наряду с принципиальными особенностями  его диалектического метода во многом обусловлено и той спецификой, которая присуща его концепции  правопонимания.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет основное определение воли.

Понятие “право” употребляется  в гегелевской философии права  в трех значениях:

  1. право как свобода (идея права);
  2. право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  3. право как закон (позитивное право).
  4. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, “свобода” и “право” выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться “философией свободы”. Отношения “свободы” и “права” опосредуются через диалектику свободной воли.
  5. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации права есть определенное наличие свободной воли, а, следовательно, и особого права. Эти “особые права” даны исторически и хронологически одновременно. Они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

На вершине иерархии “особых  прав” стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Окончательно истинно лишь право вышестоящей  ступени.

  1. Право как закон (позитивное право) является одним из “особых прав”. Гегель пишет: “То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право”12.

Превращение права в себе в закон  путем законодательства придает  праву форму всеобщности и  подлинной определенности. Предметом  законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель одновременно стремится в своей  конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает  он превращение различия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и  противоречие между ними13.

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все  данное в форме закона есть право. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.

Специфика философии права Гегеля проявляет себя в стремлении доказать неистинность и недействительность различения права и закона.

В гегелевском учении тремя основными  уровнями развития права являются:

  1. абстрактное право (включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство);
  2. мораль;
  3. нравственность.

В философии права Гегеля мысль  о полисном правлении (о полисе – государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной “господства права”. Само государство, по его мнению, есть правовое образование.

Философско-правовое учение Гегеля оказало  огромное влияние на последующую  историю политико-правовой мысли. Оно  давало широкий простор для обоснования  как консервативных, так и критических, оппозиционных воззрений.

Марксистская философия права.

Концепция Карла Маркса (1818 – 1883) и  Фридриха Энгельса (1820 – 1895) в своей трактовке права не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает право только функцией экономического процесса.

Марксизм считает позитивное право  вторичной реальностью, отражением истинного положения дел, выражающегося  в определенных общественных отношениях.

1 Гегель. Философия права. М.: Мысль. 1990. С. 59.

2 См.: О философии права. Лукич, Радомир. Белград, 1978; Керимов Д.  А. Основы философии права. М, 1992. С. 5.

3 Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973. С. 39.

4 Лукич, Радомир. Методология права / Пер. с сербскохорватского В. М. Кулистикова. М., 1981. С. 70.

5 Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. С. 19.

6 Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988. С. 35.

7 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994. С. 431.

8 Лукич, Радомир. Методология права. М, 1981. С. 76.

9 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990. С. 60.

10 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 60.

11 Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учебное пособие. М: Вестник. 1997. С. 449.

12 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 247.

13 Гегель Г. В. Ф.  Философия  права. С. 62.


Информация о работе Естественное право