Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 10:53, реферат
Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается и по сей день тесно связанным с философской мыслью.
Своеобразие философии права Гегеля
наряду с принципиальными
Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет основное определение воли.
Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в трех значениях:
На вершине иерархии “особых прав” стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель
одновременно стремится в своей
конструкции исключить их противопоставление.
Как крупное недоразумение
Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.
Специфика философии права Гегеля проявляет себя в стремлении доказать неистинность и недействительность различения права и закона.
В гегелевском учении тремя основными уровнями развития права являются:
В философии права Гегеля мысль о полисном правлении (о полисе – государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной “господства права”. Само государство, по его мнению, есть правовое образование.
Философско-правовое учение Гегеля оказало
огромное влияние на последующую
историю политико-правовой мысли. Оно
давало широкий простор для
Марксистская философия права.
Концепция Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) в своей трактовке права не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает право только функцией экономического процесса.
Марксизм считает позитивное право вторичной реальностью, отражением истинного положения дел, выражающегося в определенных общественных отношениях.
1 Гегель. Философия права. М.: Мысль. 1990. С. 59.
2 См.: О философии права. Лукич, Радомир. Белград, 1978; Керимов Д. А. Основы философии права. М, 1992. С. 5.
3 Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973. С. 39.
4 Лукич, Радомир. Методология права / Пер. с сербскохорватского В. М. Кулистикова. М., 1981. С. 70.
5 Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. С. 19.
6 Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988. С. 35.
7 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994. С. 431.
8 Лукич, Радомир. Методология права. М, 1981. С. 76.
9 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990. С. 60.
10 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 60.
11 Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учебное пособие. М: Вестник. 1997. С. 449.
12 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 247.
13 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 62.