Законность и её гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема законности имеет большое значение в любом государ¬стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон¬ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима¬лось:— широко или узко. ¹
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Под законностью не следует понимать законы, их совокупность и даже управление обществом с помощью них, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Конечно же если нет законов, то и о законности речи быть не может. Законы являются основой законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения. Но зачастую в истории встречаются такие моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по существу не было.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4
ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23
РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26
ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32

Вложенные файлы: 1 файл

1 КУРСОВАЯ ТГП.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4

ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23

РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26

ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Проблема  законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось:— широко или узко. ¹

         Появление законности вплетается  в процессы происхождения права  и государства, ее природа напрямую  связана с законотворческой деятельностью.  Под законностью  не следует  понимать законы, их совокупность  и даже управление обществом  с помощью них, хотя последнее  понимание очень тесно соприкасается  с режимом законности. Конечно  же если нет законов, то и  о законности речи быть не  может. Законы являются основой  законности. Управление людьми посредством  издания законов, которые содержат  общие правила поведения, обязательные  для исполнения. Но зачастую в  истории  встречаются такие  моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по  существу не было.

       Наиболее  важными остаются вопросы содержания законности, ее субъектов, определения  наиболее продуктивных средств и  мер ее обеспечения и упрочения. В частности, требуется дополнительная аргументация в поддержку современных  научных взглядов на законность, не совпадающих по ряду позиций с  традиционно сложившимися в советской  юриспруденции. Как ни парадоксально, но пока еще отсутствует четкость в самом определении законности, что затрудняет решение насущных задач ее гарантирования в условиях проводимых в России масштабных демократических  преобразований. Видится справедливым мнение ученых, которые констатируют, что сейчас понятие законности размыто  и почти забыто, более того  оно дискредитировано, часто торжествуют не законность, а целесообразность, произвол, субъективизм, самоуправство. Даже сам термин «законность» не упоминается в официальных речах лидеров, государственных деятелей, руководителей правительства.

       В данной работе мы рассмотрим основные понятия законности, правопорядка, их принципы. Познакомимся с конституционной  законностью и судебным конституционным  контролем. Выясним какие есть гарантии законности, каковы сходства и различия между законность и правопорядком, как они взаимодействуют. Увидим какую роль в жизни общества играет законность и правопорядок. 

 
  1. А.Ф. Черданцев

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ

 

       В узком смысле законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов, и для неё необходимы : содержательная сторона - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов; формальная сторона - выполнение их, т.к. только наличия даже самых совершенных законов недостаточно.

       В широком смысле законность — это:

  • условие жизни государственно-организованного общества;
  • принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;
  • принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);
  • принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;
  • метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;
  • особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

       Таким образом, законность — фундаментальная  категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.

       Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.

       Закон занимает особое место в системе  нормативных правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативных правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам.

       Профессор М.С. Строгович полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого, по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.1

       Сущностное  понимание законности и правопорядка связано еще с одним важным критерием их отграничения друг от друга. Это касается определения субъектов законности и правопорядка.

       В свете традиционного понимания  законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.

       В свое время профессор Н.Г. Александров  предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.2

 
 
 
 
  1. Строгович М.С. Проблемы общей теории права / Избранные труды. Т. 1. М., 1990 г.
  2. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961 г.
 
 
 

       Законность  как раз и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.

       Принципами  законности являются: единство, оно состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности; верховенство конституции и закона, оно проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам; гарантированность прав и свобод личности, выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина; всеобщность и непререкаемость законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права; неотвратимость наказания за нарушение законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понесли адекватное содеянному наказание; презумпция невиновности (например, в ч.1 ст.49 Конституции РФ, сказано: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда"); недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности; неразрывная связь законность и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.

       Требованиями  законности являются: своевременное обновление законодательства в соответствии с потребностями развития общества; издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах компетенции; надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний; пресечение беззаконий и произвола и т.п.

ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ

 

       Для того, чтобы в обществе соблюдалась  законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантий законности.

       Гарантии  законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства ¹.

       Гарантии  делятся на две группы: общие и  специальные. К общим относятся: социально- экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные. К специальным  – собственно юридические.

  • социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
  • политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества и т.д.);
  • организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законодательства);
  • общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями закона);
  • идеологические (степень развития правосознания, распространение среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
  • специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К ним, в частности, относятся: специальные принципы (такие как презумпция невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

       Как мы видим, гарантии охватывают все сферы.

 
 
 
  1. Определение взято из учебника Малько А.В., Теория государства и права, М., 2000 г.
 

       Гарантирование и  упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и внеее.

       Надзор  и контроль за состоянием законности, правопорядка включают: контроль в  системе органов государственной  власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

       Профилактика  нарушений законности, правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т.д.

Информация о работе Законность и её гарантии