Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема законности имеет большое значение в любом государ¬стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон¬ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима¬лось:— широко или узко. ¹
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Под законностью не следует понимать законы, их совокупность и даже управление обществом с помощью них, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Конечно же если нет законов, то и о законности речи быть не может. Законы являются основой законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения. Но зачастую в истории встречаются такие моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по существу не было.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4
ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23
РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26
ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4
ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23
РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26
ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА 32
Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось:— широко или узко. ¹
Появление законности
Наиболее
важными остаются вопросы содержания
законности, ее субъектов, определения
наиболее продуктивных средств и
мер ее обеспечения и упрочения.
В частности, требуется дополнительная
аргументация в поддержку современных
научных взглядов на законность, не
совпадающих по ряду позиций с
традиционно сложившимися в советской
юриспруденции. Как ни парадоксально,
но пока еще отсутствует четкость
в самом определении
В
данной работе мы рассмотрим основные
понятия законности, правопорядка,
их принципы. Познакомимся с конституционной
законностью и судебным конституционным
контролем. Выясним какие есть гарантии
законности, каковы сходства и различия
между законность и правопорядком,
как они взаимодействуют. Увидим
какую роль в жизни общества играет законность
и правопорядок.
В узком смысле законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов, и для неё необходимы : содержательная сторона - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов; формальная сторона - выполнение их, т.к. только наличия даже самых совершенных законов недостаточно.
В широком смысле законность — это:
Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.
Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.
Закон занимает особое место в системе нормативных правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативных правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам.
Профессор М.С. Строгович полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого, по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.1
Сущностное понимание законности и правопорядка связано еще с одним важным критерием их отграничения друг от друга. Это касается определения субъектов законности и правопорядка.
В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.2
Законность как раз и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Принципами законности являются: единство, оно состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности; верховенство конституции и закона, оно проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам; гарантированность прав и свобод личности, выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина; всеобщность и непререкаемость законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права; неотвратимость наказания за нарушение законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понесли адекватное содеянному наказание; презумпция невиновности (например, в ч.1 ст.49 Конституции РФ, сказано: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда"); недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности; неразрывная связь законность и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.
Требованиями законности являются: своевременное обновление законодательства в соответствии с потребностями развития общества; издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах компетенции; надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний; пресечение беззаконий и произвола и т.п.
Для того, чтобы в обществе соблюдалась законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантий законности.
Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства ¹.
Гарантии делятся на две группы: общие и специальные. К общим относятся: социально- экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные. К специальным – собственно юридические.
Как мы видим, гарантии охватывают все сферы.
Гарантирование и упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и внеее.
Надзор
и контроль за состоянием законности,
правопорядка включают: контроль в
системе органов
Профилактика нарушений законности, правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т.д.