Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса.
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.
5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии.
6. Президент РФ в законодательном процессе.

Содержание

1. Законодательный процесс – понятие, стадии............................................. 4
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение................ 5
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной
Думой............................................................................................................... 6
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 6
5. Согласительная комиссия в законодательном процессе............................ 7
6. Президент РФ в законодательном процессе................................................ 7
Заключение....................................................................................................... 9
Список использованной литературы............................................................. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
Введение........................................................................................................... 3 
1. Законодательный процесс – понятие, стадии............................................. 4 
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение................ 5 
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной  
Думой............................................................................................................... 6 
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 6 
5. Согласительная комиссия в законодательном процессе............................ 7 
6. Президент РФ в законодательном процессе................................................ 7 
Заключение....................................................................................................... 9 
Список использованной литературы............................................................. 10

Введение

 
Правовые нормы, устанавливающие  порядок законодательного процесса, образуют один из важнейших институтов конституционного права – институт законодательного процесса. 
Хорошо организованный законодательный процесс – необходимая гарантия должного законодательного регулирования общественных отношений, которое, в свою очередь, является и непременным условием принятия оптимальных правовых актов органами исполнительной власти и судами. Значение рациональной организации законодательного процесса выходит за рамки обеспечения качественного законодательного регулирования. Оно чрезвычайно велико и в обеспечении всего правового регулирования в стране, адекватно отражающего потребности общественного развития. Состояние же законодательства: его полнота, своевременность и качество принимаемых законов – напрямую связано с организацией законодательного процесса. 
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса. 
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов: 
1. Понятие законодательного процесса. 
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение. 
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой. 
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. 
5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии. 
6. Президент РФ в законодательном процессе.

1. Законодательный процесс –  понятие, стадии

Заключение

 
Входе краткого исследования мы пришли к выводу: 
Законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, содержание которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех их составляющих позволяет перейти от одной стадии к другой, совокупность которых и называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. 
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: 
1. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, 
2. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, 
3. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой, 
4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий, 
5. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации, 
6. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ, 
7. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ, 
8. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. 
Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. 
Законодательный процесс призван обеспечить создание и необходимое развитие законодательной основы жизни общества и государства. Законодательная основа – совокупность правовых норм, установленных непосредственно законами, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

 

 

 

 

 

 

Курсовая Законодательный процесс  в РФ

Содержание  
Введение. 3 
Глава 1. Законодательный процесс в России: основные особенности. 4 
1.1. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура. 4 
1.2. Участники и принципы законодательного процесса. 15 
Заключение. 19 
Список использованной литературы.. 21

Введение

 
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений. 
В юридической литературе имеются различные терминологические варианты наименования процедуры принятия законов, В. Е. Чиркин, например, говорит о законодательном процессе и других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При этом он использует термин «процесс законодательства»[1]. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно. 
Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае – по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом, либо, в редких случаях, — посредством процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. 
Наиболее оптимальным является следующее определение законодательного процесса — это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов.

Глава 1. Законодательный процесс  в России: основные особенности

1.1. Федеральный законодательный процесс:  понятие и структура

 
Законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы — законов. Законодательный процесс можно определить как нормативно установленный порядок создания (производства) законов. При нестрогом толковании законодательный процесс — это и сама процедурно оформленная деятельность по созданию законов.[2] 
Иногда законодательный процесс именуют еще процессом принятия законов, разумея под принятием закона не только положительное голосование законотворческого органа по законопроекту как итог его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления в силу. Кроме того, следует различать принятие закона Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ) и принятие федерального закона (ст. 107), которое завершает законодательную процедуру в Федеральном Собрании в целом и вбирает в себя как принятие закона Государственной Думой, так и одобрение закона Советом Федерации. Таким образом, термин «принятие закона» имеет несколько значений, что следует отнести к особенностям отечественной юридической терминологии. 
Также для обозначения процесса создания законов наряду с термином «законодательный процесс» зачастую используют термин «законотворческий процесс» по аналогии с правотворческим. Данные термины вполне могут использоваться как тождественные. В то же время они несут в себе несовпадающие смысловые акценты. Если в термине «законодательный процесс» на первый план выходит технология (процедура) производства законов, то в термине «законотворческий процесс» проявляется интеллектуально созидательное начало анализируемой деятельности. В конечном счете в названной деятельности важны и процессуальная форма, и интеллектуальное содержание. Но поскольку предметом правового регулирования создания законов являются безличные формы этой деятельности, то в правовых актах предпочтительнее использование терминов «законодательная деятельность», «законодательный процесс». 
Как и правотворческий процесс в целом, законодательный процесс предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права, но, по сути, он сам является правоприменительным процессом, поскольку введен в определенные правовые формы. Однако здесь мы имеем дело с правоприменением особого рода. В отличие от других его видов правотворческий (в том числе законодательный) процесс можно уподобить «производству средств производства». 
Законодательный процесс составляет важную часть деятельности Федерального Собрания РФ. В то же время в его деятельности более фундаментальной по отношению к законотворчеству является представительная функция. Думается, что не случайно Конституция определяет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — вначале как представительный и уже затем как законодательный орган (ст. 94). В любом случае законодательная и представительная функции в конституционном тексте разведены. 
Однако Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ[3] в наименовании региональных парламентов, наоборот, на первое место выдвигает их законодательную роль и лишь в скобках оговаривает их представительный характер. 
Функция представительства осуществляется и через законодательную деятельность, и через иные направления парламентской деятельности. Данная функция заставляет рассматривать активность парламента, в том числе в области законотворчества, как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ). Представительный статус парламента наиболее значим именно в законодательной деятельности, поскольку ее продукт — законы — лежат в основании правовой системы страны, являются формой стратегического управления и соотнесения между собой интересов всех групп населения. 
Без учета представительной функции законодательного органа и детализирующих ее задач трудно найти здравый смысл в утяжеленной, включающей множество стадий модели законодательного процесса, явно не способствующей быстрому принятию нужных законов. В числе упомянутых задач особо выделим следующие: 
1) выявление основных социальных позиций по обсуждаемым законопроектам и объективно существующих в обществе противоречий («взрывы» страстей в парламенте — это не столько повод для рассуждений о вздорности и никчемности депутатского корпуса, сколько возможность своевременного обнаружения региональных, межрегиональных, классовых, национальных и т. п. конфликтов); 
2) «притирка» несовпадающих воззрений, идеологических установок при выработке парламентских решений, в том числе путем включения в законодательную процедуру федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации через механизмы «сдержек» и «противовесов», «стороннего влияния» (поиск социального компромисса); 
3) выбрасывание «социального пара» (пусть лучше на повышенных тонах общаются между собой депутаты в парламентской дискуссии, помогая снижать психологическое напряжение стоящим за ними группам населения, чем эти группы будут конфликтовать непосредственно между собой); 
4) легитимация государственного аппарата (избирая парламент, граждане становятся через его деятельность сопричастными деятельности государства в целом, всех ветвей власти — подлинно представительный парламент снижает уровень отчуждения между обществом и государством).

Заключение

 
Участие в законодательном процессе множества различных субъектов, право Государственной Думы и Совета Федерации самостоятельно регламентировать свою часть законодательного процесса, наличие множества особенностей рассмотрения и принятия разных видов законов и т. п. обстоятельства остро ставят вопрос о необходимости единой законодательной основы законодательного процесса в целом. Однако такая постановка вопроса вовсе не исключает возможности принятия федеральных законов, направленных на регулирование отдельных стадий законодательного процесса, порядка принятия отдельных видов законов. Она не исключает и права Государственной Думы, Совета Федерации, других участников законодательного процесса самостоятельно регулировать собственное участие в законодательной деятельности в законодательно установленных рамках. Пока же в стране отсутствует единая законодательная основа федерального законодательного процесса, хотя имеются интересные предложения по ее созданию[4]. 
Заканчивая рассмотрение законодательного процесса в Федеральном Собрании, нельзя не отметить, что существует ряд обстоятельств, которые могут повлиять на его стабильность. Во-первых, множество процедурных норм, относящихся к законодательному процессу, закреплены в регламентах палат Федерального Собрания, а эти акты принимаются и могут быть изменены большинством голосов от общего числа депутатов или членов соответствующей палаты. Готовится к принятию новая редакция Регламента Государственной Думы. Во-вторых, не исключено принятие новых постановлений Конституционного Суда РФ, относящихся к регулированию законодательного процесса. В третьих, на рассмотрении в Государственной Думе находится несколько законопроектов, задачей которых является изменение действующей законодательной процедуры. К примеру, Президентом РФ еще в 1995 г. был внесен проект федерального закона "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов". Содержащиеся в этом проекте положения призваны пересмотреть ряд элементов сложившегося и отработанного процесса рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании. Однако вероятность того, что подобный закон может быть принят депутатами Государственной Думы, не очень велика. Такой вывод можно сделать, поскольку ч.4 ст. 101 Конституции наделила каждую из палат Федерального Собрания правом принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, что ограничивает возможность регулирования законодательного процесса федеральными законами. (И это несмотря на то, что п."а" ст.71 Конституции в принципе позволяет регулировать вопросы законодательного процесса посредством принятия федеральных законов.) Вместе с тем, все вышеназванные обстоятельства позволяют говорить о потенциально высокой подвижности законодательного процесса в Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации.

Список использованной литературы

 
1. Авакьян С. А. Федеральное  Собрание — парламент России. М., 1999.  
2. Автономов А.С. Актуальные проблемы законодательного процесса в Российской Федерации. Проблемы парламентского права России / Под ред. Л. Иванова. М., 1996.  
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998.  
4. Гранкин И.В. Организация законопроектной работы в Государственной Думе/ И.В. Гранкин // Законодательство субъектов Российской Федерации: опыт, проблемы, обеспечение единого правового пространства в стране : Материалы межрегион. науч.-практ. конф., Г. Улан-Удэ, 20-21 июня 2001 г. -Улан-Удэ, 2002. 
5. Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы / Автономов А.С., Завадская Л.Н., Захаров А.А., Любимов А.П., и др. - М.: АИА-Принт, 1996. 
6. Законотворчество в Российской Федерации : Науч.-практ. и учеб. пособие/ Под ред. Пиголкина А.С.; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - М.: Формула права, 2000. 
7. Исаков В. Б. Законодательный кодекс Российской Федерации (макет) // Подготовка и принятие зако-нов в правовом государстве: Материалы международного семинара. М., 1998.  
8. Казанцев М. Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 1998.  
9. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура/ А.Н. Кокотов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2001. - N 1. - C. 53-63. -Библиогр.: 7 назв.  
10. Котелевская И. Взаимодействие властей в законотворчестве: разногласия и поиски компромисса/ И. Котелевская // Проблемы парламентского права России : Сб. - М., 1996. - C. 57-73  
11. Новицкая Т. И. Федеральный законодательный процесс в России в условиях разделения властей. Автореф. дис. М., 2003. 
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 3. 
13. Российская газета. 1999. 19 окт. 
14. Ткаченко В.Г. Федеральное Собрание РФ в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №2,2001. 
15. Чехарина В.И. Законодательный процесс // Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 1999.  
16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Издательский дом «Артикул», 1997.  
17. Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.


Информация о работе Законодательный процесс