Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса;
- более детально рассмотреть законодательный процесс на примере Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ (НА ПРИМЕРЕ РФ)
Содержание:
Введение
1. Понятие и сущность
2. Стадии законодательного
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Законодательный процесс (законотворчество) -- одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросы
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий совершенствования
законодательства является овладение
системой определенных требований, предъявляемых
к процессу создания законов и
подзаконных актов. Эти требования,
выработанные в течение веков
различными государствами, концентрированно
формулируются в отрасли
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие
- рассмотреть стадии
- более детально рассмотреть
законодательный процесс на
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третья глава посвящена законотворчеству в Российской Федерации.
Литература, используемая в данной курсовой работе, состоит преимущественно из учебников по дисциплинам «Правоведение», «Основы права» и «Теория государства и права» под редакцией или авторством Венгерова А.Б., Марченко М.Н., Матузова Н.И., В.Д. Перевалова и др.
1. Понятие и сущность
В современном обществе люди и различного
рода их объединения постоянно
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения» Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 128..
Закономерно было бы рассматривать законодательный процесс как часть процесса прав образования. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования,
Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам. Законотворчество - основное звено правотворчества. Правотворчество начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.
Согласно
традиционной точке зрения, правотворчество
- это деятельность государства, направленная
на создание юридических норм. В
узком смысле под правотворчеством
подразумевается
Правотворчество - одно из основных звеньев
механизма правового
Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
Профессионализм правотворчества. Этот
принцип прямо и
Законность правотворчества. Вся
правотворческая работа по подготовке,
принятию и опубликованию нормативно-
Научный характер правотворчества
и его связь с
С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы президента, постановления Правительства).
Санкционированное правотворчество
- это разрешенная государством правотворческая
деятельность должностных лиц и
некоторых негосударственных
Референдум проводится по наиболее
важным вопросам государственной и
общественной жизни. С его помощью
народ осуществляет свою власть непосредственно.
Итоги референдума
Таким образом, «правотворчество» представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2002. - С. 369..
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов), их систематизации.
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и право, реализующая практика.
Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.
Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. - С. 291..
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
2. Стадии законодательного
Любой процесс, в том числе, и законотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы).
Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат законотворческой деятельности.
Как любая процессуальная деятельность
законотворчество представляет собой
официальный порядок
Как любая процессуальная деятельность
законотворчество возникает лишь при
наличии определенного
Именно с момента принятия официального
решения о подготовке проекта
нормативного акта возникает определенное
правоотношение, и с этого момента
все действия по созданию нормативного
акта качественно отличаются от действий,
совершавшихся ранее и
Информация о работе Законодательный процесс: понятие, сущность, основные стадии (на примере РФ)