Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 12:07, контрольная работа
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.
Законодательный процесс в Российской Федерации
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.
При этом, безусловно определенные требования к законодательному процессу предъявляются в связи с формой государственного устройства, в частности с федеративным устройством Российского государства. Выделяется ряд характерных требований законотворчества для Российской Федерации:
1) сочетание в законотворчестве
общих и национальных
2) единство федерального и
3) сотрудничество и
4) учет мнений региональных
5) обязанность согласования
6) обеспечение разумного баланса
между законотворческими
7) согласованность правовых
8) гарантированность
Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:
1) состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;
2) осуществляется специальными субъектами;
3) результатом является создание
акта высшей юридической силы -
Законотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Законодательный процесс основывается на определенных принципах как законность, демократизм, гласность, научная обоснованность и профессионализм.
1) Принцип законности - принятие нормативных правовых актов должно соответствовать правовой процедуре и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.
2) Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и вою народа. Высшим способом демократизма является -Референдум. Этот принцип является особым принципом законотворчества, который проявляется в гласности обсуждения проекта закона в законодательном органе, его свободной критике, рассмотрении альтернативных вариантов проекта закона и т.д.
3) Принцип гласности - результат правотворческой деятельности - нормативные акты, в которых содержаться права и обязанности граждан должны быть доведены до сведения граждан. Граждане должны знать требования, предъявляемые к ним правовыми нормами или, по крайней мере, иметь возможность получить такие знания.
4) Принцип научной
5) Принцип профессионализма - этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
Также принципами законотворчества предлагается считать: 1) принцип использования правового опыта предполагает, что разрабатывающий нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт различных государств; 2) принцип связи с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагают правоприменительные органы; 3) принцип понятийно-терминологической определенности; 4) принцип достаточной мотивированности норм права; 5) принцип логической сбалансированности норма права; 6) принцип обеспечения действенности норм права.
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 104) различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, права которых не связано какими-либо компетенционными рамками (Президент Российской федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации). Вторую группу образуют те из них, кто пользуется правом законодательной инициативы лишь по вопросам своего ведения (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации).
Ранее этим правом обладали Президиум и Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета, Генеральный прокурор России, некоторые общественные организации (ст. 110 Конституции Российской Федерации – России 1978 г.).
Законопроекты вносятся в парламент конкретными субъектами обладающими правом законодательной инициативы. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займом, об изменении финансовых обязательств государства и иные предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены, только при наличии заключения Правительства России (ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией РФ порядком. Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной стадии лишает принятый акт законной силы.
Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие законопроекта;
4) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Первой стадией законодательного процесса во все парламентах мира является законодательная инициатива. На этой стадии субъекты законодательной инициативы вносят на рассмотрение парламента законопроекты.
В России законопроекты вносят в Совет Государственной Думы -внутренний руководящий орган нижней палаты парламента.
Круг субъектов законодательной инициативы определен непосредственно статьей 104 Конституции РФ. Это Президент РФ, Совет Федерации в целом как верхняя палата парламента и каждый его член, депутаты Государственной Думы (каждый в отдельности или группы), Правительство РФ, законодательные (представительные) ораны государственной власти субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (исключая конституционные законодательные инициативы).
В число субъектов законодательной инициативы не входят Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ, Счетная палата РФ, Общественная палата РФ, Государственный Совет при Президенте РФ, федеральные министры, общественные организации, граждане России.
По ранее действующей Конституции РФ правом законодательной инициативы обладали Генеральный прокурор РФ и федеральные общественные организации, в частности профсоюзы. Сейчас они не пользуются таким правом. Что касается Генерального прокурора РФ это, безусловно, является упущением. Ибо ежедневно сталкиваясь с правонарушениями, Генеральный прокурор РФ, как никто иной видит пробелы в законодательстве.
Конституционная законодательная инициатива, т.е. предложения о пересмотре Конституции или внесении в нее поправок, реализуется значительно меньшим кругом субъектов предложить пересмотр или поправки в Конституцию могут Президент РФ, Правительство РФ, палаты Федерального Собрания, 1/5 часть депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации (т.е. не каждый депутат в отдельности, а группа депутатов), законодательные (представительные) органы субъектов Федерации (ст. 134 Конституции РФ). Как видно, в числе субъектов конституционной законодательной инициативы нет высших органов судебно - прокурорской власти.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Совет Государственной Думы:
а) законопроектов о поправках в Конституции РФ, федеральных конституционных и ординарных (обычных) законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившим силу, либо о неприменении их на территории России;
в) поправок к законопроектам.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (с изм.) устанавливает, что при внесении законопроектов в Совет Государственной Думы должны быть представлены:
а) пояснительная записка, содержащая изложенные концепции законопроекта;
б) текс законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) финансово – экономического обоснования (в случае ели реализация закона требует материальных затрат);
д) заключение Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициатив может:
а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта;
б) отозвать внесенный из законопроект на основании письменного заявления.
Обсуждение законопроекта - это следующая стадия законодательного процесса. Проходит несколько стадий обсуждения, текстуальная доработка проекта закона. К этой работе кроме парламентариев привлекаются специалисты - ученые и практики.
В обсуждении и принятии законов участвуют обе палаты Федерального Собрания, но не одновременно и по разному. Процедура обсуждения закона в нижней палате парламента осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или регламентом Государственной Думы.
В первом чтении обсуждается концепция закона, т.е. основанные, наиболее принципиальные положения законопроекта, его соответствие Конституции РФ, актуальность и практическая значимость.
Законопроекты, за исключением подлежащих обязательной правительственной экспертизе согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой без отзыва на них Правительства Российской Федерации. Однако заключение Общественной палаты РФ на антикоррупционность законопроекта обязательно.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может вынести одно из трех решений:
Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект с учетом предложений депутатов, экспертов и замечаний, высказанные в первом чтении. Идет постатейное обсуждение законопроекта и предложенных депутатами поправок, изменений и дополнений. Эта работа проводится на пленарном заседании палаты, т.е. в ее полном составе.
После повторного рассмотрения доработанного законопроекта на голосование ставится предложение принятии его во втором чтении.
Принятий законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий и редакционные правки.
Если по итогам голосования не получено необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного о втором чтении, законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации