Законодательство и иные правовые акты о судах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 03:16, доклад
Краткое описание
Организация и деятельность судебных органов регулируются многочисленными нормативными правовыми актами, различными по своей правовой природе.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации регулируется положениями Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Вложенные файлы: 1 файл
Законодательство и иные правовые
акты о судах
Организация и деятельность
судебных органов регулируются
многочисленными нормативными правовыми
актами, различными по своей правовой
природе.
- Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом
РФ, то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Применение
общепризнанных принципов и норм международного
права и международных договоров Российской
Федерации регулируется положениями Конституции
РФ (ч. 4 ст. 15), Федеральным законом от 15
июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации». Важные разъяснения
содержатся в постановлении Пленума Верховного
Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении
судами общей юрисдикции общепризнанных
принципов и норм международного права
и международных договоров Российской
Федерации». Общепризнанные принципы
международного права - это основополагающие
императивные нормы международного права,
принимаемые и признаваемые международным
сообществом государств в целом, отклонение
от которых недопустимо. К общепризнанным
принципам международного права, в частности,
относятся принципы всеобщего уважения
прав человека, добросовестного выполнения
международных обязательств, суверенного
равенства государств, невмешательства
во внутренние дела, неприменения силы
и угрозы силой, межгосударственного сотрудничества
и солидарности государств. Общепризнанные
нормы международного права - это правила
по- ведения, принимаемые и признаваемые
международным сообществом государств
в целом в качестве юридически обязательных.
К числу общепризнанных норм международного
права, касающихся организации и деятельности
судов, следует отнести нормы, устанавливающие: - недопустимость применения пыток
или жестоких, бесчеловеч- ных или унижающих
человеческое достоинство видов обращения
или наказания, право на гуманное отношение
и уважение достоинства личности; - недопустимость произвольного ареста
или содержания под стражей; - право арестованного или задержанного
на судебную проверку законности ареста
или задержания в срочном порядке, т.е.
без нео- правданных проволочек, в течение
разумного, достаточно краткого времени; - право задержанного или арестованного
на заявление ходатайства об уведомлении
членов семьи или иных лиц по его выбору
о факте задержания или ареста и о месте,
в котором он содержится; право на посещение
членами семьи и переписку с ними; - право на компенсацию каждому, кто
был жертвой незаконного ареста или содержания
под стражей или незаконного осуждения; - право каждого обвиняемого в преступлении
считаться неви- новным, пока виновность
его не будет доказана согласно закону,
т.е. презумпцию невиновности; - право на оказание квалифицированной
юридической помощи со стороны компетентного
адвоката и другие. Общепризнанные принципы
и нормы международного права находят
свое закрепление в международных пактах,
конвенциях и иных документах. Содержание
указанных принципов и норм международного
права может раскрываться, в частности,
в документах Организации Объединенных
Наций и ее специализированных учреждений,
Совета Европы и др. Международный договор
Российской Федерации — это между- народное
соглашение, заключенное Российской Федерацией
с иностранным государством (или государствами)
либо с международной организацией в письменной
форме и регулируемое международным правом
независимо от того, содержится такое
соглашение в одном документе или в нескольких
6 связанных между собой документах, а
также независимо от его конкретного наименования
(например, конвенция, пакт, соглашение
и т. п.). При толковании международного
договора наряду с его контекстом должна
учитываться последующая практика применения
договора, которая устанавливает соглашение
участников относительно его толкования.
Например, применение судами Конвенции
о защите прав человека и основных свобод
должно осуществляться с учетом прецедентной
практики Европейского Суда по правам
человека. Среди международных договоров
Российской Федерации, содер- жащих положения
об организации и деятельности судебных
и право- охранительных органов, важную
роль играют: - Всеобщая декларация прав человека,
принятая Генеральной Ас- самблеей ООН
10 декабря 1948 г.; - Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятый Генеральной
Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; - Международный пакт об экономических,
социальных и культур- ных правах, принятый
Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря
1966 г.; - Конвенция о защите прав человека
и основных свобод, принятая Советом Европы
4 ноября 1950 г.; - Конвенция Содружества Независимых
Государств о правах и ос- новных свободах
человека от 26 мая 1995 г.; - документы Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе. Большое значение
имеют многосторонние и двусторонние
договоры о правовой помощи, определяющие
порядок взаимодействия судебных и следственных
органов разных государств. Среди них: - Конвенция Содружества Независимых
Государств о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам от 22 января 1993 г. (вступила
в силу 10 декабря 1994 г.); - Европейская конвенция о взаимной
правовой помощи по уголовным делам от
20 апреля 1959 г. Определенное значение имеют
рекомендательные нормы (так на- зываемые
международные стандарты), в разработке
которых основная роль принадлежит Конгрессу
ООН по предупреждению преступлений и
обращению с правонарушителями. Документы
Конгресса обычно подтверждаются резолюциями
Генеральной Ассамблеи ООН. Среди таких
актов, имеющих рекомендательное значение: - Кодекс поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка (17 декабря
1979 г.); - Декларация принципов правосудия
для жертв преступлений и злоупотребления
властью (29 ноября 1985 г.); - Основные принципы независимости
судей (13 декабря 1985 г.); - Свод принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению
в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988
г.); 7 Конституция Российской Федерации
1993 г. занимает особое место среди законодательных
актов, регулирующих вопросы организации
и деятельности судов, поскольку имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории Российской
Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Значение
Конституции Российской Федерации в регулировании
ор- ганизации и деятельности судебных
органов заключается в следующем. 1. Конституция
РФ закрепляет принципы организации и
осущест- вления правосудия. К ним, в частности,
относятся: равенство перед законом и
судом; независимость судей и подчинение
их только закону; осуществление правосудия
только судом; участие граждан в отправлении
правосудия; состязательность; презумпция
невиновности и др. 2. Конституция Российской
Федерации определяет основные права
и свободы граждан. Применительно к отправлению
правосудия особую значимость имеют равенство
всех перед законом и судом, неприкосновенность
личности, частной жизни, тайна переписки
и сообщений, защита чести и доброго имени,
неприкосновенность жилища, право на доступ
к правосудию и судебную защиту, презумпция
невиновности, право на получение квалифицированной
юридической помощи и т. д. 3. Нормы Конституции
РФ регулируют вопросы, возникающие при
рассмотрении и разрешении судебных дел:
например, недопустимость при осуществлении
правосудия использования доказательств,
полученных с нарушением федерального
закона, свидетельский иммунитет (т.е.
право лица не свидетельствовать против
себя самого, своего супруга и близких
родственников, круг которых определяется
федеральным законом) и др. 4. Конституция
РФ устанавливает основы судебной власти
— не- прикосновенность и несменяемость
судей, запрет на создание чрезвычайных
судов и др. Федеральные конституционные
и федеральные законы. В развитие конституционных
положений принят ряд федеральных конституционных
и федеральных законов, регулирующих вопросы
организации и деятельности судебных
и правоохранительных органов. Заметим,
что в Конституции РФ термин «федеральный
закон» ис- пользуется для обозначения
всех законов, принимаемых федеральным
законодателем: как федеральных законов,
принимаемых в обычном порядке, так и федеральных
конституционных законов (например, ч.
2 ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 5 ст. 76, ч. 1 и 3 ст. 115, ч.
2 ст. 121, ч. 2 и 4 ст. 125), а также в более узком
смысле - для обозначения обычных федеральных
законов в отличие от федеральных конституционных
законов (например, ч. 2 ст. 105, ст. 107, ч. 5
ст. 129). Федеральные конституционные законы
- это законы, которые принимаются по вопросам,
предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1
ст. 108). При этом Конституция РФ исходит
из верховенства федеральных конституционных
законов по отношению к федеральным законам:
8 устанавливая, что и федеральные законы
и федеральные конституционные законы,
принимаемые по предметам ведения Российской
Федерации, имеют прямое действие на всей
территории России (ч. 1 ст. 76), она одновременно
закрепляет, что федеральные законы не
могут противоречить федеральным конституционным
законам (ч. 3 ст. 76), и предусматривает особый
порядок принятия федеральных конституционных
законов (ч. 1 ст. 108). Вопросы организации
и деятельности судебной системы Российской
Федерации в целом и отдельных судов регулируют
помимо Конституции РФ следующие законы:
- О судебной системе Российской Федерации.
Федеральный консти- туционный закон от
31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ; - О судах обшей
юрисдикции в Российской Федерации. Федеральный
конституционный закон от 7 февраля 2011
г. № 1-ФКЗ; - О военных судах Российской
Федерации. Федеральный конститу- ционный
закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ; - Об арбитражных
судах в Российской Федерации. Федеральный
конституционный закон от 28 апреля 1995
г. № 1-ФКЗ; - О Конституционном Суде Российской
Федерации. Федеральный конституционный
закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ; - О мировых
судьях в Российской Федерации. Федеральный
закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ; - Об общем
числе мировых судей и количестве судебных
участков в субъектах Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. №
218-ФЗ; - Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации от 18 декабря 2001
г. № 174-ФЗ; - Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации от 14 ноября
2002 г. № 138-Ф3; - Арбитражный процессуальный
кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95- ФЗ; - Кодекс
Российской Федерации об административных
правонару- шениях от 30 декабря 2001 г. №
195-ФЗ. Статусу судей, присяжных и арбитражных
заседателей приняты законы: - О статусе
судей в Российской Федерации. Закон РФ
от 26 июня 1992 г.; - О присяжных заседателях
федеральных судов общей юрисдикции в
Российской Федерации. Федеральный закон
от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3; - Об арбитражных
заседателях арбитражных судов субъектов
Российской Федерации. Федеральный закон
от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ; О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов. Федеральный
закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ. - Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации.
Фе- деральный закон от 14 марта 2002 года
№ ЗО-ФЗ. 9 Организация обеспечения деятельности
судов и исполнения судебных решений регулируются
также законами: - О Судебном департаменте
при Верховном Суде Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ;
- О судебных приставах. Федеральный закон
от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ; - Об исполнительном
производстве. Федеральный закон от 2 октября
2007 г. № 229-ФЗ.
Информация о работе Законодательство и иные правовые акты о судах