Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:39, курсовая работа
Целью работы является изучение закона и его видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки закона.
2. Охарактеризовать виды законов.
3. Определить проблемные вопросы законов.
Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Закон как источник конституционного права Российской Федерации…..................................................................... 6
1.1. Понятие закона……………………………………...…….…. 6
1.2. Основные признаки и назначение закона………………….. 10
Глава 2. Основные виды законов……………………………... 12
2.1. Конституция – основной закон государства……………….. 12
2.2. Федеральные конституционные законы...………………….. 15
2.3. Федеральные законы………………………………………… 17
2.4. Законы субъектов РФ………………………………………... 19
2.5. Законы: проблемы вступления в силу…………………........ 20
Заключение ……………………………………………………… 28
Список использованных источников и литературы ............. 30
1.2. Основные признаки и назначение закона
Рассмотрим следующие специфические признаки закона.
Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли»8.
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др9.
Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.10
Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Назначение закона определяется тем, что закон как высшая форма выражения государственной воли народа является непосредственным воплощением его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Он регулирует наиболее важные общественные отношения. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
2.1. Конституция – основной закон государства
Конституция Российской Федерации — главный источник государственного конституционного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция закрепляет и выражает высшие правовые нормы и выступает в качестве абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации11.
Конституция - государственно-политический документ учредительного характера,
основополагающее начало всей правовой
системы, юридическая база для текущей
законодательной и всей правотворческой
деятельности.
Будучи основным законом государства,
Конституция определяет и закрепляет:
организацию государственной власти;
закрепляет основы конституционного строя;
основные права и обязанности граждан;
федеративное устройство; систему государственных
органов, их полномочия и порядок формирования;
основы правосудия; избирательную систему.
Конституция – основной закон. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является источником для всех отраслей права. Она обладает высшей юридической силой в сравнении со всеми иными источниками российского права, относящимися ко всем отраслям российского права. Однако для конституционного права Конституция РФ – это не только источник отрасли, имеющий высшую юридическую силу, но это основной специальный кодифицированный закон этой отрасли, т.е. для конституционного права как отрасли права, Конституция имеет, помимо прочего, то же значение, что и Гражданской кодекс – для гражданского права, Уголовный кодекс – для уголовного права; Гражданско-процессуальный кодекс – для гражданско-процессуального права; Уголовно-процессуальный кодекс – для уголовно-процессуального права; Кодекс об административных правонарушениях - для административного права и т.д.
Конституция РФ является источником российского конституционного права в полном ее объеме, т.е. все ее предписания и статьи формируют конституционно-правовые нормы.
В этой связи Конституция РФ характеризуется в качестве безусловного источника конституционного права, в отличие от федеральных законов, подзаконных актов, международных договоров и т.д., которые выступают в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания.
Конституция - это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как независимой отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.
Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается прежде всего ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы, важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов. Иными словами, Конституция учреждает всю систему источников права и важнейшие правотворческие процедуры. Все иные источники конституционного права производны от Конституции. Приоритет Конституции действует на стадии конструирования системы источников права и в последующем – на стадиях их применения, практической реализации.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».12
Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами: двух-, трех-, четырех-, пятисторонними и др. между Российской Федерацией и субъектами РФ по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. В соответствии с п. 1 разд. II Конституции РФ 1993 г.: в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, внутригосударственных договоров и между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ – действуют положения Конституции РФ.
Конституция стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые «обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (п. 2 ст. 15 Конституции 1993 г.).
Наконец, следует отметить, что Конституция РФ 12 декабря 1993 г. обладает таким качеством, как верховенство в системе федеративных отношений. Как гласит ее п. 2 ст. 4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Федеральной Конституции. При этом: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению».13
2.2. Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия14.
К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем — законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.
Примером издания ФКЗ может служить Закон о Правительстве Российской Федерации, предусмотренный статьей 14, п. 2 Конституции 1993 года, согласно которой «порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».
Конституционные законы отличаются от обычных законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.15
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всего прочего, вопросам инициативы пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условий принятия решения.
В соответствии с Конституцией России, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, Законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134)16.
К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства).
Таким образом, конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой текущего законодательства.
Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, федеральным конституционным законам.17 Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.
Среди федеральных законов особо можно выделить кодифицированные законы.
Кодифицированный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.18 Кодифицированные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в РФ действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие. Чаще всего используемый вид кодифицированного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В правовой системе могут существовать и иные виды кодифицированных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.
Информация о работе Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы