Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней 21
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
на тему: «Законы и их иерархия»
Руководитель ______________
(подпись)
Исполнитель ______________
(подпись)
Иркутск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная
(отраслевая) структура системы
4.3 Федеральная
структура системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24
В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы.
Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что закон
в правовом государстве признается обязательным для всех лиц без исключения и подлежит неукоснительному исполнению и именно закон в силу принципов, провозглашенных Конституцией РФ, призван стать основой правового государства.
Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.
При написании курсовой работы использована нормативная и учебная литература.
Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой
Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»2. Обобщая весь накопленный нашими предшественниками материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.
Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием — в России, Конгрессом — в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли».
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.
Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. «Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.
Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.
Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.
В системе нормативных
правовых актов любого государства
особое место занимает конституция.
Особенность конституции
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
Помимо юридической сущности
конституция имеет и социально-
Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Предполагается, что термин
«конституция» происходит от латинского
слова «constitutio» - «устанавливаю», «учреждаю».
Конституции в современном
Конституция - это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.
Конституция обладает учредительным
характером, что проявляется в
том, что она выступает
Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.
Конституция имеет особый
предмет правового
Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем - 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).
Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.
Данное схематичное изложение
предпринято нами в целях воссоздания
систем, законов, тогда как многие
из их не затрагивают гражданско-
Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации - это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»[2]. Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.