Законы и их иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней 21
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

Законы и их иерархия.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: «Законы и их иерархия»

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Руководитель ______________

                      (подпись)                

Исполнитель ______________

                      (подпись)                

 

 

 

 

 

Иркутск     2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА

1.1  Понятие  и признаки закона 4

1.2 Виды законов 5

2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

2.1 Понятие  и виды источников права 12

2.2  Закон  как вид нормативно-правового  акта 14

3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

3.1 Действие  законов во времени 17

3.2 Действие  законов в пространстве 18

3.3 Действие  законов по кругу лиц 19

4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

4.1 Иерархическая  (вертикальная) структура системы  законодательства и законы в  ней 20

4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства  и законы в ней 21

4.3 Федеральная  структура системы законодательства  и законы в ней 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым  к ним конституцией. Поэтому и  принято говорить о правовом характере  закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам  права, признанным цивилизованными народами.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что  закон 

в правовом государстве признается обязательным для всех лиц без  исключения и подлежит неукоснительному исполнению и именно закон в силу принципов, провозглашенных Конституцией РФ, призван стать основой правового государства.

Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие,  признаки и виды законов.

2. Изучить иерархию законов  и законодательства.

3. Проанализировать иерархию  законов в РФ.

При написании курсовой работы использована нормативная и учебная  литература.

 

1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА

1.1 Понятие и признаки закона

Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой

Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»2. Обобщая весь накопленный нашими предшественниками материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими  органами государственной власти (Федеральным  собранием — в России, Конгрессом — в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди  всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли».

В-четвертых, законы, в отличие  от других нормативно-правовых актов  издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.

Законодательная процедура  существует в каждом государстве. Она  закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. «Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

1.2 Виды законов

Виды законов могут  выть выделены по разным основаниям.

Законы в Российской Федерации  делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования  исключительно законом, принимаемым  на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

    • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и  иные меры принуждения по отношению к гражданам;
    • общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
    • порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    • правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
    • правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
    • федеральные налоги и сборы;
    • общие вопросы национальной безопасности;
    • порядок введения режима чрезвычайного  и военного положения;
    • уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
    • судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы  по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по  соотношению с иными нормативными актами.

В системе нормативных  правовых актов любого государства  особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит  в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции  предопределяется также тем, что  она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма  государственного устройства, система  органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» - «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце ХV111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция - это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

Конституция обладает учредительным  характером, что проявляется в  том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием  для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

Основополагающим юридическим  свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных  правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

Конституция имеет особый предмет правового регулирования - наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Первая Конституция в  России была принята в 1918 году. Затем - 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных  моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Данное схематичное изложение  предпринято нами в целях воссоздания  систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.

Мы рассмотрим следующие  виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Закон Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации - это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные  отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»[2]. Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации.  Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Информация о работе Законы и их иерархия