Законы и подзаконные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Современный период отличается возрастающей потребностью в регулировании различных сторон общественной жизни. С начала 90-х гг. прошлого столетия федеральным законодательным органом России принято около полутора тысячи законов. Изменение роли закона в обновленной правовой системе России создает необходимость теоретического изучения закона, определения его значения в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

- вопросы  гражданства;

- основные  принципы федеративных отношений  в Российской федерации;

- перечень  сведений, составляющих государственную  тайну;

- порядок  выборов Президента Российской  Федерации и депутатов Государственной  Думы, их статус, формирование Совета  Федерации, его правовой статус  и статус его членов, статус  Совета Безопасности Российской  Федерации;

- формирование  и деятельность органов законодательной,  исполнительной и судебной власти;

- определение  состава и порядка деятельности  Счетной палаты Российской Федерации;

- основы  местного самоуправления;

- условия  и порядок пользования землей, недрами, полезными ископаемыми;

- порядок  ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;

- ратификация  и денонсация международных договоров  РФ;

- правовые  основы экономического, социального  и экологического развития Российской  Федерации;

- вопросы  юрисдикции Российской Федерации  на континентальном шельфе и  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации;

- введение  ограничений перемещения товаров  и услуг;

- выпуск  государственных займов;

- установление  минимального размера оплаты  труда, продолжительности рабочего  времени, выходных и праздничных  дней, оплаты ежегодного отпуска,  способов разрешения трудовых  споров;

- правовое  положение партий и иных общественных  объединений;

- правовой  статус средств массовой информации;

- порядок  формирования и расходования  федерального бюджета;

- федеральные  налоги и сборы, общие принципы  налогообложения в Российской  Федерации, основы финансового,  валютного и таможенного регулирования,  денежная эмиссия;

- общие  вопросы национальной безопасности  Российской Федерации, статус  и защита государственной границы,  вопросы войны и мира;

- порядок  введения режима чрезвычайного  и военного положения;

- вопросы  обороны государства и оборонного  производства, определение порядка  продажи и покупки оружия, боеприпасов,  военной техники и другого  военного имущества;

- производство  ядовитых веществ и связанные  с ними вопросы безопасности; производство наркотических средств  и порядок их применения;

- административная  и уголовная ответственность,  уголовный процесс, оперативно-розыскная  деятельность, порядок исполнения  уголовных наказаний, выдача лиц,  обвиняемых в совершении преступления, а также передача лиц осужденных  для отбывания наказания в  других государствах;

- судоустройство, рассмотрение дел с участием  присяжных заседателей, прокурорский  надзор, адвокатура;

- гражданское,  гражданское процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной  собственности.

  Помимо этого федеральными законами  могут быть урегулированы и  иные вопросы, если они в  соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральными  законами должны быть урегулированы  в форме законов. Число вопросов, отнесенных к ведению законодательного органа в разных странах неодинаково: от 15 до 30. Лучше всего, когда такой перечень закреплен в отдельном, специальном федеральном законе. Как это сделано, к примеру, в отношении предметов регулирования законами субъектов Российской Федерации. В ч.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации"7 достаточно четко определен основной круг вопросов (всего 13), которые должны регулироваться законами субъектов Российской Федерации. В то время как перечень предметов регулирования федеральными законами до сих пор не закреплен в отдельном федеральном законе.

  В регулировании общественных  отношений в форме закона важно  помнить о границах законодательного  регулирования вообще. В любом  обществе, в том числе и российском, существует сфера свободы человека  и гражданского общества, границы  которой не может переступать  даже закон. Отношения этой  сферы должны регулироваться  моральными, религиозными, корпоративными  и другими нормами.

  Пятый признак закона состоит  в том, что это акт, содержащий  главным образом общие нормы,  т.е. нормы, обладающие большей  степенью обобщенности и абстрактности,  чем нормы других актов.

  В научной литературе также  идет дискуссия вокруг других  признаков закона ("закон есть  основной регулятор поведения  субъектов общественных отношений", "закон имеет четко выраженную  классовую природу" и т.д.). Безусловно, в условиях современных правовых  реалий необходимо переосмысление  таких признаков закона, однако  не следует их и полностью  отрицать. К примеру, российской  юридической практике известны  множество примеров, когда законопроекты  от первой до завершающей стадии  лоббируются представителями различных  социальных групп (финансово-промышленных  союзов, ассоциаций профессиональных  деятелей и т.д.) и выражают  именно их волю. В научной литературе  и публицистике такой лоббистской  практике дается негативная характеристика.8

  Кроме того, из смысла целого  ряда статей Конституции Российской  Федерации вытекает еще один  признак закона, а именно: закон  служит основанием для разрешения  конкретных дел в судебном  порядке. Так, в соответствии  со статьями 120 и 124 Конституции  Российской Федерации судьи должны  подчиняться только Конституции  и федеральным законам. Все  законы имеют прямое действие.

  Одной из основных классификаций  нормативных правовых актов является  деление их на законы и подзаконные  нормативные правовые акты. Для  различных видов подзаконных  нормативных правовых актов устанавливаются  определенные варианты их соотношения  с законом: "не должны противоречить  закону", "должны издаваться  на основании и во исполнение  закона" и т.д. Отсюда, можно  вывести еще один важный признак:  закон является правовой основой  для издания других видов нормативных  правовых актов. Именно законы  определяют основания принятия  подзаконных нормативных правовых  актов, их содержание и предмет  регулирования, юридическую силу  и виды подзаконных нормативных  правовых актов. Закон, таким  образом, является фундаментальным  юридическим актом, служит базой,  основой и ориентиром для правотворческой  деятельности органов государственной  власти.

  Оба последних признака закона  в современной юридической литературе  обстоятельно не рассматриваются,  тем не менее, они, по нашему  мнению, являются одними из основных  характеристик современного российского  закона.

  Основываясь на проанализированных  признаках закона можно вывести  следующее рабочее определение.  Закон - это разновидность нормативного  правового акта, принятого представительным  органом государственной власти  в особом порядке либо на  референдуме, обладающий после  Конституции высшей юридической  силой по отношению ко всем  иным видам нормативных правовых  актов, регулирующий наиболее  важные и стабильные общественные  отношения и являющийся правовой  основой для издания подзаконных  нормативных правовых актов и  решения конкретных дел в судебном  порядке.

  Характеристику различным видам  законов федерального уровня  следует начинать с Конституции  Российской Федерации, принятой  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. Ее верховенство в системе  источников права и высшая  юридическая сила среди всех  видов нормативных правовых актов  были рассмотрены в предыдущем  параграфе. Высшая юридическая  сила Конституции Российской  Федерации в правовой системе  помимо рассмотренных зависимостей  обусловлена также особым порядком  ее принятия (всенародным голосованием), пересмотра и внесения в нее  поправок и изменений (ст.135, 136, 137).

  С содержательной точки зрения  Конституция Российской Федерации  является ядром всей правовой  системы страны, первичной основой  для заключения нормативных договоров  и принятия различных видов  нормативных правовых актов. Нормы  Конституции Российской Федерации  имеют прямое действие и применяются  на всей территории Российской  Федерации (ч.1 ст.15 Конституции Российской  Федерации). Это важное положение  впервые нашло конституционное  закрепление, в предыдущих российских  конституциях его не было. Оно  означает, что Конституция Российской  Федерации - не декларативный  документ, а нормативный правовой  акт, статьями которого следует  руководствоваться всем органам  власти, должностным лицам, гражданам  и их объединениям, в том числе  при рассмотрении конкретных  дел в судах, органах исполнительной  власти. Ссылки непосредственно  на Конституцию стали часто  встречаться в решениях различных  юрисдикционных инстанций при  разрешении конкретных дел. В  формировании обновленной правовой  системы Российской Федерации  очень важно придерживаться тех  параметров, которые определены  Конституцией Российской Федерации.

  Однако принцип прямого действия  не избавляет законодательный  орган Российской Федерации в  целом ряде случаев от необходимости  конкретизировать положения Конституции  Российской Федерации в федеральных  конституционных законах и федеральных  законах, принимая  как нормы  материального, так и процессуального  права.

  Особого рода связь с Конституцией  существует у такого вида законов,  как закон о поправке к главам 3-8 Конституции Российской Федерации  (ст.136). В соответствии с толкованием  этой статьи Конституционным  Судом Российской Федерации9 поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть приняты в форме специального правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Впоследствии был принят соответствующий Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"10. Данный вид законов имеет особый правовой статус и отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Главное его отличие - более сложная процедура принятия, установленная в статье 136 Конституции Российской Федерации: сначала он должен быть принят в порядке как для федерального конституционного закона (квалифицированным большинством Федерального Собрания Российской Федерации), а вступить в силу он может только после его одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. После введения в действие такого закона содержащиеся в нем поправки инкорпорируются в текст Конституции Российской Федерации.

  Следующая по статусу группа  законов - федеральные конституционные  законы. Данные законы могут быть  приняты только по тем вопросам, которые предусмотрены самой  Конституцией Российской Федерации,  что свидетельствует об особой  связи между двумя данными  видами законов. В Конституции  Российской Федерации называется  примерно 17 вопросов, по которым  могут быть приняты федеральные  конституционные законы.   Федеральные  конституционные законы, как и  все правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не  должны противоречить Конституции  Российской Федерации (ч.1 ст.15).

  Отсутствие прямого указания  на соотношение Конституции Российской  Федерации и федерального конституционного  закона в тексте самой Конституции  еще раз подчеркивает эту особую, неразрывную его связь с основным  источником права - Конституцией  Российской Федерации, а также  дает основание считать, что  по существу федеральный конституционный  закон конкретизирует текст самой  Конституции, фактически является "ступенью, связывающий конституционную  норму с обычным законом"11.

  Чаще всего Конституция Российской  Федерации отсылает к такой  группе законов как федеральные  законы (более 50 раз). Они не должны  противоречить Конституции Российской  Федерации (ч.1 ст.15) и федеральным  конституционным законам (ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации). Более расплывчато выражена формула,  закрепляющая общее соотношение  законов с международными договорами  в проанализированной ранее ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.  С одной стороны, данная формула  закрепляет верховенство международных  договоров по отношению к федеральным  законам, а, следовательно, и  иным нормативным правовым актам,  основанным на федеральных законах,  с другой стороны, она предоставляет  возможность сосуществовать двум  данным источникам в относительной  независимости друг по отношению  к другу.

  Например, в соответствии с данной  формулой федеральный орган законодательной  власти, принявший ранее федеральный  закон, который вступил в противоречие с ратифицированным позднее международным договором Российской Федерации, не обязан отменять этот закон или его положение. Две нормы могут существовать независимо друг от друга, но на практике должны применяться нормы международного договора Российской Федерации. И хотя Государственная Дума после ратификации международного договора Российской Федерации как правило принимает поправки к федеральным законам, положения которых вступили в противоречие с данным договором, тем не менее такая практика не является обязательной исходя из закрепленного в Конституции соотношения международного договора и внутригосударственного закона. Такая практика направлена на техническую расчистку законодательства.

Информация о работе Законы и подзаконные акты