Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать источники гражданского права.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию и признакам закона;
2. Ознакомить с видами законов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и признаки закона 5
2 Виды законов 13
3 Законотворческий процесс в Республике Казахстан 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Подводя итоги рассмотрения законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, можем констатировать, что:
а) внесение изменений и дополнений в Конституцию РК является прерогативой республиканского референдума (п. 1 ст. 91) либо Парламента Республики Казахстан (п. 1 ст. 53). В обоих случаях инициатором этого является Президент, поскольку только он сам определяет содержание вносимых проектов изменений и дополнений в Конституцию на рассмотрение референдума или Парламента;
б) изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из палат (п. 3 ст. 62), тогда как законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией (п. 5 ст. 62);
в) проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию обязательно (п. 6 ст. 62);
г) решения об изменениях и дополнениях, внесенных в Конституцию, следовало бы, сохраняя в неизменном виде первоначальный текст Конституции, давать в виде приложения к Конституции Республики Казахстан;
д) решения о внесении изменений и дополнений в Конституцию, меняющее порой ряд принципиальных положений, следует назвать конституционным законом, поскольку для принятия таких законов в Конституции закреплен особый порядок.
Следующее место в иерархии нормативных правовых актов Республики занимает конституционный закон. Данный его статус обусловлен прежде всего его содержанием, функциональным значением и формально-юридическим признаком. Конституционные законы в действующем праве Казахстана образуют особый массив актов, непосредственно примыкающих к Конституции, имеющих значение промежуточной ступени между Конституцией и обычными законами в реализации ее предписаний. Конституционные законы сопутствуют Конституции, их принятие - одна из необходимых стадий реализации Конституции. Подтверждением тому служат принятые в развитие Конституции Республики Казахстан 1995 г. конституционные законы «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», « О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О ресубликанском референдуме», «О выборах в Республике Казахстан».
В Конституции Республики Казахстан как главном источнике права содержатся принципы государственного устройства в Казахстане, основные предписания, которые затем конкретизируются, получают специализированное назначение в конституционных законах. В названных выше законах эта закономерность прослеживается со всей очевидностью. Во-первых, они имеют почти однопорядковую с Конституцией сферу правового регулирования, составляющую их основное содержание; во- вторых, регламентируют наиболее важные, ключевые общественные отношения; в-третьих, законы оформляют ведущие правовые институты. Перечисленные выше конституционные законы содержат важные правовые предписания для всех трех ветвей власти, и именно поэтому необходим такой вид закона, как конституционный, и придание ему высокой юридической силы. В конституционных законах выражены юридические нормы, соответствующие их названию. Изменение принципиальных предписаний в Конституции предполагает внесение соответствующих изменений и в конституционные законы.
Наличие в иерархии действующего права Республики Казахстан конституционных законов подчеркивается не только их содержательным признаком, но и формально-юридическим. Во-первых, в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» конституционными законами названы нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, предусмотренным самой Конституцией; во-вторых, конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с другими законами, обусловленной органом, его принимающим, и специальной процедурой принятия; в-третьих, конституционные законы являются основой при установлении контроля за конституционностью обычных законов. Таким образом, конституционный закон - это нормативный правовой акт, регламентирующий наиболее важные общественные отношения, характеризующийся особой связью с Конституцией, развивающий, уточняющий конституционные принципы и нормы, играющий специфическую роль в создании и укреплении конституционных основ правового государства, занимающий ведущее место в иерархии действующего права Республики по своему содержанию, обеспечивающему более высокое положение в иерархии законодательных актов. Значение регулируемых конституционным законом общественных отношений, его «содержание, особенности нормативных предписаний сообщают этим законам такие свойства, которые фактически обеспечивают ему более высокое положение в иерархии законодательных актов по сравнению с обыкновенным законом». Конституционный закон вбирает в себя совокупность средств и методов, при помощи которых обеспечивается осуществление содержащихся в Конституции принципов и норм, перевод конституционных предписаний в правомерное и социально активное поведение.
В Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» следующее место в иерархии нормативных правовых актов после конституционного закона и указа Президента, имеющего силу конституционного закона, занимают кодексы. Как вид закона кодекс не упоминается в Конституции Республики Казахстан (1995), не было его закрепления и в прежних Конституциях Республики.
Исходя из теории права кодекс есть законодательный акт сводного характера, который охватывает почти весь правовой материал той или иной отрасли. Кодекс - это кодифицированный, систематизированный закон, но по форме представленный в книжном варианте. Кодексы охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни. Они систематизированы, ими легко пользоваться. В кодексах, как правило, содержатся общественные и правовые цели, которые определяют содержание документа. Будучи систематизированными, кодификационные законы закрепляют нормы, которыми регулируются конкретные экономические и социальные направления развития общества по отраслевому признаку. В правовом смысле они служат упорядочению нормативной основы права, улучшению структуры нормативных актов, совершенствованию их логики, внешней формы. Кодексы обеспечивают согласование норм законов, по содержанию устраняют противоречия в актах однородного характера, способствуют развитию одних институтов вместе с другими в рамках единой правовой системы.
Кодификационные нормативные акты существовали и в советской правовой системе. Их эффективность стала еще более очевидной в условиях рыночной экономики в связи с появлением и развитием новых отраслей права. Кодексы обеспечивают удобство при использовании законов, возможность оперативно находить и правильно толковать все действующие правовые нормы по отраслям права.
В современных условиях тенденции к принятию кодифицированных законов заметно возрастают, им отдается преимущество в законотворческой практике. Как отмечает Баймаханов, «преимущество кодексов, основ законодательства, уставов и иных укрупненных актов по сравнению с разрозненными, но регулирующими одни и те же вопросы актами очевидны. Первые обеспечивают единый подход к регулированию той или иной группы общественных отношений и, как правило, свободны от разноречивости, разнобоя и противоречий, которые могут быть свойственны вторым» [4; 248].5
В Конституции Республики Казахстан трижды упоминается термин «законодательный акт», и все три раза он используется, по мнению Г.С.Сапаргалиева, как синоним обычного закона. «Таким образом, - пишет автор, - в Конституции под законодательным актом понимается только обычный закон». Попытка пересмотреть конституционную классификацию нормативных правовых актов, приравняв даже Конституцию к законодательному акту, нарушает классификацию нормативных правовых актов, их иерархию, процедуру принятия и, что особенно важно, коренным образом меняет смысл и содержание права законодательной инициативы, которое даст юридическое основание вносить в Парламент только проекты законов [4; 55].6
Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан по толкованию и правоприменению законов Республики Казахстан. Институт Праворазъяснения в качестве специального средства процессуального руководства Верховного Суда существует в правовых системах ряда государств. Особую роль он играет в судебной практике нашей страны. Аккумулируя разнообразный опыт судебной и иной правоприменительной практики в целом, праворазъяснение подчеркивает единство и целостность общегосударственной правовой системы и судебной практики.
Действительная роль нормативных постановлений Верховного Суда вовсе не в том, чтобы создать наряду с действующими законами другие правовые нормы, а в том, чтобы обеспечить строгое соблюдение существующих законов. «Те руководящие указания, которые дает Пленум Верховного Суда по вопросам применения законодательства, не должны и не могут не только вступать в противоречие с действующими законами, но и не могут их дополнять иными нормами, не могут предписывать того, чего в законе нет» [3; 74].7
Нормативные постановления Верховного Суда дают разъяснение всех видов правовых норм, закрепленных в законодательных и иных нормативных актах Республики. По общепринятому мнению, они не содержат правовых норм, а включают в себя суждения, оценки содержания правовой нормы, раскрывают его смысл, дают толкование юридическим терминам, понятиям, содержащимся в них, дают разъяснение, как применять нормы Конституции и законов [6; 184-185].8
На наш взгляд, ключевым принципом построения вертикальной структуры действующего права является место органа или субъекта, издающего закон, в структуре государственной власти, а также закрепленное положение актов определенного органа к Конституции и нормативным актам более высокой юридической силы.
Предлагаю следующую иерархию законов Республики Казахстан:
Схематично иерархия источников гражданского права представлена в Приложении 1.
На наш взгляд, включение именно этих актов в действующее право Республики Казахстан будет способствовать упорядочению громадного массива нормативных правовых актов, выработанных за годы суверинитета и независимости, а самое главное - выделению из него Конституции и собственно законов, принимаемых правомочными субъектами - народом, высшим представительным органом - Парламентом и Президентом.
Все остальные нормативные акты, принимаемые правительством, министерствами, ведомствами и комитетами, местными органами управления как исполнительно-распорядительные следует отнести к подзаконным.
3 Законотворческий процесс в Республике Казахстан
Понять роль и значение законотворческого процесса в политической системе современного Казахстана нельзя без всестороннего осмысления новейшей истории государства, а также процесса становления и развития высшего законодательного органа.
На заре нашей независимости исключительно остро встал вопрос создания основ демократического государства. Республика нуждалась в легитимной государственной власти. Первым шагом на этом пути стали прошедшие первого декабря 1991 года выборы первого Президента. Десятого декабря того же года Верховный Совет принял Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», согласно которому страна стала называться Республикой Казахстан.
Важнейшим моментом этого памятного этапа истории стал и Конституционный закон «О государственной независимости РК», провозгласивший, что республика строит свои взаимоотношения со всеми членами мирового сообщества на принципах международного права, как подобает независимому государству.
Обретение суверенитета, преодоление тоталитаризма и переход к демократическому обществу обусловили необходимость разработки и принятия новой Конституции. 28 января 1993 года Верховный Совет одобрил Основной закон, завершивший окончательное становление суверенитета и продолживший развитие и утверждение подлинного конституционализма. В то же время та Конституция во многом была компромиссным вариантом. Назрел момент для подготовки и принятия новой. Это произошло 30 августа 1995 года. Примечательно, что новая Конституция РК обрела статус основного закона государства на республиканском референдуме, и это есть фактическое признание народа как источника государственной власти.
На основе конституционных принципов за годы независимости в стране осуществлена судебно-правовая реформа, важной составной частью которой стала реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности. Важную роль в этом процессе сыграли такие указы Президента, имеющие силу законов, как «О судах и статусе судей», «О прокуратуре», «Об органах национальной безопасности» и другие. В качестве одного из основных направлений правовой реформы была обозначена перспектива поэтапной отмены смертной казни. Сегодня в стране она фактически отменена.
Следующим важнейшим этапом стало принятие новых уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского и гражданско - процессуального кодексов.
Необходимым условием для создания нового высокоэффективного механизма хозяйствования, формирования мощного среднего класса в республике является успешное развитие малого и среднего предпринимательства. Первый Закон РК «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства» фактически является ровесником нашей независимости. Этот документ заложил основы казахстанского предпринимательства.