Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:39, курсовая работа
Избирательная система Российской Федерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации .
Введение 3
Глава 1. Законодательные основы избирательной системы 5
§ 1. Понятие избирательной системы и ее элементы 5
§ 2. Классификация избирательных систем и их характеристика 8
Глава 2. Характеристика избирательной системы Российской Федерации 15
§ 1. Избирательный процесс в Российской Федерации и его стадии 15
§ 2. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации 19
§ 3. Выборы и процедура распределения депутатских мест в Госдуме 22
Заключение 24
Список источников и литературы 27
Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 году на выборах в местные Советы нижнего уровня, а с 1993 года - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации.
Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году.
Число распределяемых в многомандатных округах мандатов до 1997 года федеральным законом не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных органов государственной власти субъектов Федерации были двух- и трехмандатные, реже четырехмандатные.
В Краснодарском крае на выборах 1994 года образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 году проходили по единому 27-мандатному округу.
На выборах в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 одах 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.
Начиная с 1997 года федеральное законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе - 5.
До 2000 года в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание одномандатных и многомандатных округов.
В 1990 году в случае выборов по многомандатным округам число голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов.
В период 1993-2000 годов число голосов у избирателя соответствовало числу замещаемых в округе мандатов («блоковая» система неограниченного вотума).
Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 году каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов.
После выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области 1998 года, где разные избиратели имели один, два, три или четыре голоса, областной закон был оспорен в Конституционном Суде Российской Федерации.
Конституционный Суд 23 марта 2000 года принял постановление, в котором признал практику наделения разных избирателей неодинаковым числом голосов неконституционной.
В соответствии с этим решением и принятым впоследствии новым федеральным законом число голосов у избирателей должно быть одинаковым, далее если образуются округа с разным числом мандатов. После этого в некоторых субъектах Федерации при выборах по многомандатным округам начали применяться система ограниченного вотума и ее предельный случай – система единственного непередаваемого голоса.
В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Корякском, Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области и Республике Северная Осетия - Алания часть депутатов избиралась по единому многомандатному округу, включающему всю территорию субъекта Федерации.
Пропорциональная система с закрытыми списками использовалась с 1993 года на выборах половины состава Государственной Думы.
До 2003 года эта система применялась также в 9 регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.
Начиная с декабря 2003 года пропорциональная система используется повсеместно на выборах представительного органа государственной власти субъекта Федерации и по ней избирается не менее 50% депутатов регионального законодательного органа или одной из его палат. При этом большинство субъектов Федерации также предпочло систему закрытых списков.
В небольшом числе регионов решено использовать систему открытых списков. Выборы по этой системе уже прошли в Республике Калмыкия, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих пор в России не применялись26.
18 мая 2005 г. был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который вступил в силу 7 декабря 2006 года.
Основной новацией данного нормативно-правового акта является переход от смешанной системы выборов в Государственную Думу к полностью пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам в едином общефедеральном избирательном округе.
Избирательный барьер поднимается с 5% до 7%. 2 декабря 2007 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва уже по новому Закону.
Избирательный барьер – 7%. Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60% голосов.
Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450. Полученный результат есть первое избирательное частное.
Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222
Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.
Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов
Преодолели барьер 3 списка:
За партию Х проголосовало 50 млн. Делим на 222.222= 225,000023 (225)
За партию Y проголосовало 22 млн. Делим на 222.222= 99,000099 (99)
За партию М проголосовало 15 млн. Делим на 222.222= 67,500067 (67)
Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов.
Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов.
Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае – партия М, затем партия У, затем - Х).
В результате каждая из трех партий получит при вторичном распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20.
После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной27.
На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право по своему содержанию и смыслу представляет юридическую форму и способ взаимодействия гражданского общества и государства28.
Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем.
Основные принципы совершенствования избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК РФ «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»29.
Именно после этого доклада началась интенсивная работа по избирательной системы Российской Федерации.
В данном докладе были озвучены следующие основные направления совершенствования избирательного законодательства:
- Совершенствование системы
- Совершенствование системы
- Совершенствование организации
голосования и подсчета
- Совершенствование процедур, cвязанных
с реализацией пассивного
- Совершенствование системы
- Уточнение понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов;
- Уточнение процедур
Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» внес изменения в избирательную систему Российской Федерации.
Подобные изменения избирательной системы допускает Конституция РФ, так как в ее тексте отсутствует глава об избирательной системе. Ее авторы в 1993 году не могли предположить, какая правовая, политическая и избирательная система сложится в России, поэтому в Конституции РФ отсутствует глава об избирательной системе.
Однако, например, в Конституции СССР 1936 года была глава об избирательной системе, которая посвящалась принципам участия граждан СССР в выборах в Советы депутатов трудящихся. Получили юридическое закрепление все демократические принципы, лежащие в основе новой системы выборов: всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право было предоставлено только гражданам СССР31.
Следует отметить, что, в отличие от Конституции Российской Федерации, многие региональные конституции и уставы содержат разделы об избирательной системе, что по всеобщему признанию значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, эффективность правоприменительной деятельности. В ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации содержатся специальные главы - избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации. В них закреплены формы (организация системы) государственной власти, отражены признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления32.
Представляется, что в Конституции Российской Федерации должно быть найдено место главе «Избирательная система», которая закрепит принципы всеобщности и равенства избирательных прав граждан РФ, прямого избирательного права и тайного голосования на выборах и референдумах, систему избирательных комиссий, их основные полномочия и обязанности по организации выборов.
Это послужит залогом создания в нашей стране гражданского общества33.
.
Источники
1. Конституция Российской
2. Федеральный закон от 12 июня 2002
г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
3. Федеральный закон от 20 декабря
2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы
4. Постановление ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000 «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» - Консультант +, 2010.
Литература
5. Автономов А.С, Веденеев Ю.А. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003.
6. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. – М.:Юстицинформ, 2006.
7. Баглай М. В. Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - 784 с.
8. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - № 6. – 2006.
9. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. - № 5.- 1999.
10. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации // Государство и право. - № 8. - 1997.
11. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. - М.: Весь Мир, 1997.
12. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
13.Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
14. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России (теория, практика и перспективы). - СПб: Юридический центр Пресс, 2003.
15. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. - СПб.: Альфа, 1996.
16. Иванченко А.В. Пропорционально-искаженная система // Независимая газета. 09.08.2005.
17. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: Инфра-М, 1999.
18. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Деловой двор, 2009.
19. Любарев А.Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации. – М.: Академия, 2004.
20. Мясников А.П. Избирательная система как политико-правовой институт формирования органов государственной власти и местного самоуправления. - Ростов-н/Д, 2005.
21. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Путеводитель по избирательному праву России: Пособие для кандидатов и членов избирательных комиссий. - М.: Академия, 2003.
22. Система муниципального управления /под ред. В.Б. Зотова. – СПб: Питер, 2007.
23. Скосоренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность – М.: «Формула права», 2007. – 206 с.
1 Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. – М.:Юстицинформ, 2006, с.15.
2 Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. – М.:ЗАО Юстицинформ, 2008, с. 34.
Информация о работе Избирательная система Российской Федерации