Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.
Задачи исследования:
- рассмотреть институт избирательного права;
- проанализировать теоретические аспекты избирательной системы;
- изучить стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…4
1 Институт избирательного права ………………………………..………………..6
1.1 Принцип избирательного права ..…………………………………………....7
1.2 Цензы избирательного права………………………………………………..10
2 Теоретические аспекты избирательной системы................................................12
2.1 Понятие, принципы, виды избирательных систем их сравнительный анализ…………………………………………………………….…………………12
2.2 Избирательная система Республики Беларусь…………………....………16
3 Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь ……………………18 Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников ...…………………………….……………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа по кнст. пр..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Курсовая работа 30 страниц, 14 источников.

Ключевые слова: конституционное право, избирательное право, референдум, выборы, избирательная система, избирательный процесс, цензы избирательного права.

Предмет исследования – понятие и принципы избирательного права.

Объект исследования – общественные отношения регулируемые порядок выборов.

Методы исследования: аналитический, сравнительный, формальный, систематичного подхода.

Целью работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.

Задачи исследования:

    • рассмотреть институт избирательного права;
    • проанализировать теоретические аспекты избирательной системы;
    • изучить стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………….…4

1 Институт избирательного права ………………………………..………………..6

1.1 Принцип избирательного права ..…………………………………………....7

1.2 Цензы избирательного права………………………………………………..10

2 Теоретические аспекты избирательной системы................................................12

  2.1 Понятие, принципы, виды избирательных  систем  их сравнительный                             анализ…………………………………………………………….…………………12

 2.2 Избирательная система Республики Беларусь…………………....………16

3 Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь ……………………18  Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованных источников ...…………………………….……………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное (государственное) право в любой стране является главной отраслью национальной системы права. Данная отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения. Оно закрепляет основные принципы о народном суверенитете, равенстве всех перед законом, господстве права, верховенстве парламента и так далее. Государственное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Выборы являются одним из ведущих институтов легитимации существующей политической системы. Не случайно в соответствии с решением Глобальной конференции организаторов выборов в 2005 году, день 7 февраля объявлен днем выборов. Учреждение этой даты преследовало цель привлечь внимание людей к проблеме совершенствования избирательного права в самом широком смысле.

Выборы являются важнейшей частью политического процесса в демократических обществах. Не случайно в условиях общественных перемен изменяется и избирательная система. Вместе с тем мировой общественностью за последние десятилетия выработаны международные стандарты, в соответствии с которыми выборы должны быть всеобщими, равными справедливыми, тайными, свободными, ответственными, открытыми.

Избирательное право нашей страны базируется на этих стандартах, которые заложены в Конституции Республики Беларусь. Раздел «Избирательная система. Референдум» посвящен правовому регулированию избирательного процесса.

Актуальность данной темы является в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. Выбор избирательной (электронной) системы не является техническим решением, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Предмет исследования – понятия и принципы избирательного права.

Методы исследования: аналитический, сравнительный, формальный, систематичного подхода.

Объект – общественные отношения регулируемые порядок выборов.

Целью данной научной работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: рассмотреть общее понятие избирательного права; проанализировать теоретические аспекты избирательной системы; провести сравнительный анализ избирательных систем; изучить стадии избирательного процесса Республики Беларусь.

В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами (Конституция Республики Беларусь 1994 года, Избирательный Кодекс Республики Беларусь), специальной литературой по конституционному праву, а также специальными работами по этой теме, опубликованные в периодических изданиях на Интернет – сайтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Институт избирательного права

 

Институт избирательного права Республики Беларусь регулируется избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года.

Под избирательным правом большинство ученых понимает систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в представительные органы государства (объективное избирательное право), т.е. термин «избирательное право» рассматривается в двух значениях [1, c. 8]:

  • в объективном смысле – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;
  • в субъективном смысле – это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления и быть избранным в представительные органы. Это активные права граждан, среди которых выделяют активное и пассивное избирательное право.

Под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, т.е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность и занять соответствующую должность при благоприятном для данного кандидата исходе выборов.

Референдум является одной из форм непосредственной демократии народа. Референдум отличается от выборов тем, что при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому также как и на выборах проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.

Выборы, с одной стороны, представляют собой один из способов формирования государственных и муниципальных органов, а с другой, как и референдумы, являются одной из форм непосредственной демократии, когда граждане сами принимают важнейшие решения общегосударственной региональной и местной жизни. Не случайно в современных условиях одним из характерных признаков демократического политического режима является формирование органов публичной власти путем выборов, в которых вправе принимать участие подавляющее большинство граждан [2, с. 175].

В статьях 65-68 Конституции Республики Беларусь закреплены положения о том, что выборы являются свободными, равными, прямыми, тайным. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. В период чрезвычайного или военного положения выборы не проводятся [3].

Выборы – это один из старейших и традиционнейших институтов конституционного права. Самые первые выборы появились в глубокой древности. Нам известны из истории правила, которые существовали в древних демократиях (Древнем Риме и древней Греции), где участие свободных людей в голосованиях было обязательным, и за это даже платили. Древние республики без выборов не могли существовать. Затем этот институт практически исчез на многие сотни лет, поскольку в мире воцарился абсолютизм, и в государственные органы никто никого не избирал. Возродились выборы и избирательное право, которое их регулирует только в эпоху буржуазных революций в XVIII веке, это период создание первых писаных конституций. Свое дальнейшее развитие выборы и избирательное право получили в XIX веке, а сформировались уже в виде современного института только в XX веке [4,с.32].

В настоящее время избирательное право один из немногих государственно – правовых институтов, который закреплен и достаточно полно разработан также в нормах международного права. Например, Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ст. 21 закрепляет право каждого человека принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Далее в пункте 3 этой статьи говорится, что воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить выражение в периодических и не фальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем равном тайном голосовании или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Немногие другие институты конституционного права имеют такое четкое и недвусмысленное регулирование в общепризнанных международных актах [5].

Нередко вокруг выборов клубится некий туман недоговоренностей или наоборот строятся слишком четкие графики и схемы, доказывающие, что заранее все известно, и можно не беспокоиться противникам той или иной партии или того или иного кандидата.

Делая вывод, хочется подчеркнуть, что выборы это всегда борьба идей, борьба людей, борьба экономических (и иных) лидеров.

 

 

1.1 Принципы избирательного права

 

Принципы избирательного права – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Принципы избирательного права – руководящие идеи, основные правила применения этого права. Они являются фундаментом избирательного права, лежат в основе остальных его правил. Они придают стройность, завершенность системе избирательного права. Принципы служат также основой определения законности, в широком смысле – справедливости норм избирательного права. Они находятся в постоянном развитии.

Так, в юридической и политологической литературе, а также в некоторых официальных актах декларативного характера можно встретить и другие принципы. Так, заявляют о свободных выборах, о справедливых выборах и т. п. Однако, несмотря на наличие в литературе авторских определений таких принципов, они до сих пор не получили закрепления в законодательных актах. Это связано, по-видимому, с тем, что не найдено недвусмысленного их формирования в четких юридических терминах.

Основные принципы:

  • Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Всеобщность означает отсутствие дискриминации, по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких – либо граждан или групп населения. Признание человека недееспособным вследствие психического заболевания устанавливается на основе результатов специальной экспертизы судебными органами в строго законодательно определенном порядке

По общему правилу, избирательными правами наделяются только граждане данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства к участию в выборах не допускаются.

  • Прямое и непрямое избирательное право. Применение принципов прямого и непрямого избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные;  многостепенные.

Косвенные выборы предполагают, что членов представительного органа или единоличный выборный орган выбирают выборщики – лица, специально избранные для осуществления выборов в соответствующий орган.

В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает другой орган другого уровня.

  • Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан.

Принцип равенства выборов не исчерпывается предоставлением избирателям равного количества голосов. Участие в выборах на равных основаниях предполагает также и равные для всех избирателей возможности участия на всех стадиях избирательного процесса – выдвижение кандидатов на выборную должность, ведение предвыборной агитации и т.п.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь