Избирательное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика избирательного права
1.1. Понятие избирательного права
1.2. Принципы избирательного права
2. Правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации
2.1. Стадии избирательного процесса
2.2. Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

куровая (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Хабаровская  государственная академия экономики  и права"

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

 

Курсовая работа

по дисциплине

конституционное право

на тему:

"Избирательное  право как подотрасль конституционного права Российской Федерации".

 

 

Выполнила:

студентка  1 курса очного

Отделения юридического

Факультета ХГАЭП

Группы Ю-41

Жавора Евгения Владимировна

Проверил:

к.ю.н. доцент

Федорин Виктор Павлович

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2015

 

 

 

План:

    Введение

1. Общая характеристика  избирательного права

1.1. Понятие  избирательного права

1.2. Принципы избирательного права

2. Правовое  регулирование избирательного процесса  в Российской Федерации

2.1. Стадии избирательного процесса

2.2. Ответственность за нарушение избирательного законодательства

  Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано, прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Становление и развитие демократического правового права в Российской Федерации одним из существенных своих условий имеют юридическое обеспечение императивного проведения выборов как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Избирательное право и сопутствующие ему законодательство без всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус и как следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России.

В России выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Полноценное, эффективно действующее избирательное право - неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах.

Целью курсовой работы является анализ избирательного права в Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Охарактеризовать понятие избирательного права.
  • Изучить правовое регулирование избирательных правоотношений.
  • Рассмотреть ответственность за нарушение избирательного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика избирательного права.

1.1. Понятие избирательного права.

 

  Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).  Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

Понятие "избирательное право" носит собирательный характер. В Российской Федерации она включает в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

1) порядок избрания Президента  РФ;

2) порядок избрания депутатов  Государственной Думы;

3) порядок избрания глав администраций  субъектов РФ;

4) порядок избрания депутатов  законодательных органов субъектов  РФ;

5) порядок избрания органов местного  самоуправления. Каждая из этих  подсистем регулируется отдельными  правовыми актами, хотя есть и  общие для всех источники права. Различия между ними проявляются  при определении пассивного избирательного  права, порядка определения результатов  голосования и по ряду других  весьма важных условий. 1

Порядок выборов устанавливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Избирательное право можно рассматривают в двух аспектах – объективном и субъективном.

Избирательное право в объективном, широком смысле данного понятия это:

  • система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. один из конституционно-правовых институтов;
  • совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов органов власти (парламента и др.) или должностных лиц (президента, губернатора, мэра и др.);
  • совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

1) федеральное законодательство о выборах и референдуме;

2) законодательство о выборах  и референдуме субъектов РФ.

Элементы системы избирательного права РФ выделяются в зависимости от уровня принятия нормативных актов.

Нормативные акты, регулирующие избирательное право:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы (ФЗ от 12 июня 2002 г. №7-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (с изменениями  от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. №38-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями от 22 июня 1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. №13-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г. №9-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.);

3) конституции (уставы) субъектов РФ;

4) законы субъектов РФ;

5) уставы муниципальных образований.

Эта система правовых норм устанавливает:

  • основные принципы избирательного права;
  • требования к избирателям и кандидатам на выборные должности;
  • порядок формирования и деятельности органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов;
  • порядок образования избирательных округов и избирательных участков;
  • правовой статус избирателей и кандидатов на  выборные должности;
  • порядок выдвижения кандидатов на выборные должности, проведения предвыборной агитации и голосования, определения результатов выборов;
  • порядок обжалования результатов выборов.2

Термин «избирательное право» применяется также для обозначения одного из субъективных прав российских граждан.  Поэтому от избирательного права как совокупности правовых норм (в объективном смысле) следует отличать избирательное право в субъективном смысле — право конкретного лица участвовать в выборах.

Избирательное право в субъективном, узком смысле слова это:

  • конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.
  • гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления,

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя:

1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти);

2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право (право избирать, т.е. право граждан РФ учавствовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления) принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право (право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления) принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности.3 Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой, несовместимы с выборной должностью; 2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

1.2. Принципы избирательного права.

По содержанию принципы избирательного права отражают основные начала, являющиеся фундаментом правового регулирования электоральных отношений. Сами по себе принципы права образуют определенную систему, для которой характерно наличие специфических связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Установление и изучение собственных принципов современного российского избирательного права имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как без учета исходных оснований, на которых формируется правовая регламентация избирательных отношений, крайне затруднительными представляются адекватно целостное восприятие всего комплекса норм избирательного права, оценка их содержания, уяснение их значения, восполнение имеющихся пробелов правового регулирования электоральных отношений, устранение несоответствий и противоречий между отдельными предписаниями избирательного законодательства.

Необходимо отметить, что значение конституционного оформления принципов избирательного права трудно переоценить. Основной закон, по своему характеру, должен являться основанием для всех других законов, которые, в свою очередь, должны строго согласовываться с принципами Конституции. Более того, принципы, на которых зиждется конституционная регламентация, не только определяют параметры всего законодательного регулирования, но и призваны служить критерием оценки принимаемого и действующего законодательства. В этой связи нельзя не отметить, что поскольку выборы и опосредующее их проведение избирательное право составляют одну из фундаментальных основ политической системы, то необходимость закрепления принципов организаций выборов и участия в них граждан особенно остро ощущается именно на конституционном уровне.4 Конечно, то, что в Основном законе отсутствует глава об избирательной системе, не определены основные принципы избирательного права, привело в результате к необходимости со временем, в рамках избирательной реформы, вырабатывать и закреплять основные и приоритетные направления развития избирательного права Российской Федерации. Достаточно обратить внимание на эволюцию развития закона об основных гарантиях, имевшего в результате не одну редакцию, а то и полное обновление текста.

Несомненно, определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы. Обусловлено это тем, что избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, преимущественно регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права. Соответственно этому и основополагающий федеральный законодательный акт о выборах посвящен регулированию основных гарантий избирательных прав граждан РФ, вследствие чего принципы избирательного права в их нынешнем формально-правовом выражении вынужденно тяготеют к определению форм участия граждан в выборах и гарантий их избирательных прав.

Информация о работе Избирательное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации