Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:50, курсовая работа
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение и это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. В современной России он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.
Введение………………………………………………………......... 3
1. Становление института Президентской власти в РФ…………….5
2. Место Президента в Конституционной системе государственных органов РФ…………………………………………………………………10
3. Порядок избрания и вступление в должность Президента РФ….13
Заключение…………………………………………………………......... 19
Список используемой литературы ……………….…………………...20
Оглавление
Введение……………………………………………………….
1. Становление института Президентской власти в РФ…………….5
2. Место Президента в Конституционной системе государственных органов РФ…………………………………………………………………10
3. Порядок избрания и вступление в должность Президента РФ….13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………….…………………...20
Введение.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение и это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. В современной России он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных пределах и формах.
Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института президентской власти в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Некоторым аспектам названного института и посвящается данная работа.
1. Становление института Президентской власти в РФ.
Родиной института президентства являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах.
Советской республике, какой была Россия довольно длительное время, этот институт был чужд, в связи с господствующей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной властей, что не соответствует принципу разделения властей, одним из выражений которого является наличие Президента. Поэтому в СССР должность президента была учреждена только в 1990 г.
Правда, идея учреждения поста Президента возникла давно. Впервые – при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г., но И.В. Сталин отверг идею данного института. Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. В 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции вновь обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен.
Затем, в период конституционных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР1. В 1990 г. этот вопрос активно обсуждался на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил пост Президента СССР.
Первый Президент России Б.Н. Ельцин был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991г. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР. Но не имел права роспуска Съезда и Верховного Совета, не участвовал в назначении высших должностных лиц.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А.Окуньков, исследовавший институт президентства в России, говорит о том, что в последующие годы на уровень должности главы государства стали претендовать руководители других высших государственных органов. Возможно, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти. Статус, полномочия и ответственность этих лиц должны определяться специальными законами и нормативными актами2.
Поэтому в современном понимании и по действующей Конституции президент является главой государства.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства – это глава. Его ответственность – за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание – это законы. Правительство – это управление. Суды – это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»3.
С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства – Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, и все это в условиях развернутого, последовательного парламентаризма»4. По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, но, по мнению Л. А. Окунькова, в самом проекте Конституции, и в ее окончательном виде, идею «последовательного парламентаризма» увидеть достаточно сложно5.
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в России в качестве формы правления, по мнению ряда ученых установлена президентская республика. Но по сравнению с традиционными президентскими республиками Россия обладает рядом особенностей.
Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет незначительные элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской6.
В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.
Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.
«Думается, - пишет Л. А. Окуньков, - хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве, в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью»7.
2. Место Президента в Конституционной системе государственных органов РФ.
Президент РФ занимает особое место в
системе государственных органов. Особенность
института президентства в РФ состоит
в том, что
в отличие от зарубежных государств, где
Президент, как правило, относится исключительно
к исполнительной ветви власти, Президенту
РФ отведено особое положение в системе
разделения властей.
Президент обладает широкими полномочиями
в различных сферах. В одних случаях полномочия
принадлежат исключительно ему, в других
– они сопряжены с полномочиями других
органов государственной власти.
В взаимоотношениях с властью Президент обладает очень обширными полномочиями:
1) Президент РФ обладает правом законодательной
инициативы и является непосредственным
участником законотворческого процесса.
Законопроекты могут разрабатываются
в администрации президента, после чего
они направляются в Государственную Думу,
затем поступают в Совет Федерации, а после
одобрения идут на подпись Президенту.
Законопроект становится законом и вводится
в действие только после его подписания
и обнародования Президентом. На рассмотрение
отводится 14 дней, после чего закон или
должен быть отклонен, или подписан Президентом.
2) Президент обладает правом отлагательного
вето. Иными словами, Президент вправе
наложить запрет на одобренный Советом
Федерации законопроект. Причем вето Президента
не является абсолютным, так как существует
специальный механизм, с помощью которого
возможно его преодолеть. Для этого необходимо,
чтобы против вето Президента выступило
не мене 2/3 обеих палат Федерального Собрания
– в этом случае Президент обязан подписать
законопроект в течение 7 дней.
3) Президент назначает выборы Государственной
Думы, в то время как выборы Президента
назначаются Советом Федерации. После
выборов Государственная Дума собирается
на 30-й день самостоятельно, но Президент
имеет право собрать депутатов досрочно.
4) Президент обращается к Федеральному
Собранию с ежегодным посланием о положении
в стране, об основных направлениях внешней
и внутренней политики, о бюджете. Причем
следует отметить, что послание Президента
не является обязательным для исполнения
для Федерального Собрания. Федеральное
Собрание может принимать во внимание
идеи, высказанные Президентом, но не обязано
беспрекословно их выполнять.
5) Президент назначает референдум в порядке,
установленном федеральным конституционным
законом.
Другие
органы не вправе принимать решение о
всенародном голосовании.
6) Президент вправе распустить Государственную
Думу в 3-х случаях:
- в случае трехкратного отклонения кандидатуры
на пост Председателя Правительства;
Информация о работе Избрание и вступление в должность президента РФ