Институт президентства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:32, лекция

Краткое описание

С 1991 года институт президентства обрел в Кыргызской Республике большой авторитет. В современном Кыргызстане он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование — важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
В первые годы независимости сложилось по преимуществу президентско-парламентское правление на основе Конституции КР 1993 года. Оно медленно дрейфовало в сторону укрепления президентской власти по мере вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998) конституционных изменений и дополнений.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 270.85 Кб (Скачать файл)
  • Главная

  • О Кыргызстане

 

  • Для туристов

 

  • Страны

 

  • Фотогалерея

  • Видео

 

  • Новости

 

  • Афиша

  • Блог

Институт президентства

17 марта 2014 /

О Кыргызстане » Государственное устройство » Управление

 
 
С 1991 года институт президентства обрел в Кыргызской Республике большой авторитет. В современном Кыргызстане он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование — важное условие обеспечения конституционализма в государстве. 
 
В первые годы независимости сложилось по преимуществу президентско-парламентское правление на основе Конституции КР 1993 года. Оно медленно дрейфовало в сторону укрепления президентской власти по мере вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998) конституционных изменений и дополнений. 
 
Институт президентства в Кыргызской Республике был учрежден до обретения независимости. Еще в 1990 году парламент страны в лице Верховного Совета Кыргызской ССР избрал первого президента страны. 
 
Установление института президентства в Кыргызстане, как и в других центральноазиатских республиках на пороге дезинтеграции СССР, явилось логическим шагом в политическом развитии страны. Во-первых, оно означало завершение этапа однопартийной политической системы советского типа, где партийная номенклатура осуществляла как прямой, так и косвенный контроль над исполнительной, судебной и законодательной ветвями власти. 
 
Во-вторых, введение института президентства положило начало процессу всенародного голосования и выборности лидеров Центральной Азии. И, в-третьих, институт президентства заполнил собой своеобразный политический и идеологический вакуум, образовавшийся на переходном этапе — компартия потеряла доминирующие позиции в политической, идеологической и общественной сферах, а новые политические партии, институты были еще не сформированы. 
 
В октябре 1991 года прошли первые всенародные выборы. Они легитимизировали и утвердили президента независимого Кыргызстана. Такая традиция прямых выборов президента страны сменила процесс выбора президента через парламент и закрепилась впоследствии на постоянной конституционно зафиксированной основе. 
 
Трансформация страны в Кыргызскую Республику произошла более или менее демократично, были обойдены различные стычки и открытые конфликты между противоборствующими сторонами. Этот же процесс в других странах СНГ (Азербайджан, Молдова, Грузия, Таджикистан) проходил куда более жестко, порой переходя в кровопролитные столкновения. 
 
Сложившаяся конструкция президентской власти в Кыргызстане отвечала ситуации реальных угроз и рисков развития, возникших с неожиданно обретенной страной независимостью: 
 
• республика не имела оборудованных государственных границ и сложившейся системы договорной и национальной безопасности, а потому была открыта для всех видов экспансии, в том числе для экономического давления стран посредством устойчивой валюты; 
• страна не располагала собственными источниками ГСМ, газа, а также средствами для прибыльной эксплуатации месторождений полезных ископаемых; 
• разделенность страны горными хребтами порождала экономическую региональную и клановую разобщенность, фрагментарность общественной жизни; 
• объективные процессы осложнялись незрелостью гражданского общества, неразвитостью демократической толерантной политической культуры, слабостью правовой базы и, самое главное, периодически нарастающими процессами перераспределения собственности в ходе приватизации и введения частной собственности на землю; 
• сохранялась угроза внешней и внутренней экспансии групп организованной внутренней и внешней преступности, сформированных на основе наркотрафика, религиозного экстремизма и международного терроризма; 
• существовали потенциальные опасности разгорания межнациональных конфликтов в многонациональной и поликонфессиональной стране; 
• сформировалась центральная угроза для государственного управления — дуализм развития (существование двух направлений развития — государственной независимости и национальной государственности при наличии возможностей декларирования двух целей — национальной и общенародной). 
 
По этим и другим причинам в эволюции института президентства страны можно найти признаки некоторых основных моделей: 
 
• признаки чистой президентской власти (американская модель): президент — глава исполнительной власти, верховный главнокомандующий, глава международных отношений; он получает мандат на управление от всех граждан, а не от парламента; 
 
• признаки централизации (азиатская модель): президент выполняет функции главы государства и главы правительства, по указанию президента может быть распущен парламент, президент назначает премьер-министра и может уволить любого министра; 
 
• признаки президентско-парламентской власти (еврофранцузская модель): президент — глава государства, но не является главой правительства; он имеет право утверждать постановления, принятые правительством, и в случае несогласия может вернуть их на повторное рассмотрение; президент обладает правом «вето» на законы, принятые парламентом и поддержанные правительством; при определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы, ввести чрезвычайное положение и провести общенародный референдум. 
 
В кыргызской модели президентского правления есть отличия от французского и в целом от европейского подхода. Там президент является главой правительства, а само правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом. Это означает, что в полупрезидентской форме правления заложен потенциальный конфликт как между президентом и парламентом, так и между президентом и премьер-министром. 
 
Эти возможные противоречия учитываются в Конституции КР (1993). Президент наделен полномочиями на назначение премьер-министра (с согласия парламента) и членов правительства. Структура правительства определяется не парламентом, а, в конечном счете, президентом. Президент контролирует работу правительства и вправе председательствовать на его заседаниях. Президент назначает глав территориальных государственных администраций, освобождает их от должности, образует и возглавляет Совет безопасности, определяет основные направления внешней политики, принимает меры по обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны. Президент — верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, назначает с согласия парламента ряд ключевых должностей республики — генерального прокурора, председателя правления Национального банка, представляет парламенту кандидатуры на должности председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда и председателя Арбитражного суда Кыргызской республики. 
 
Что касается отношений с парламентом, то Конституция КР наделила президента и некоторыми законодательными полномочиями. Президент вносит законопроекты в Жогорку Кенеш, подписывает законы или возвращает их на доработку, издает указы и распоряжения, которые имеют силу закона на данной территории. 
 
Складывавшаяся президентско-парламентская форма правления сначала сильно тяготела к преимущественно президентской модели. Ряд экспертов по новым независимым государствам называют такую модель смешанной. Для нее, по мнению экспертов, характерно некоторое уменьшение роли правительства и парламента; стягивание по примеру института первых секретарей ЦК компартий новых структур государственного управления к центру власти. Снижение значения корпоративных форм управления уменьшало ответственность президента за результаты управления страной. 
 
Заметное стремление укрепить власть президента усиливалось за счет следования некоторым историческим традициям и инерционности политической культуры. Особенно это видно по установлению властных полномочий администрации президента, которая будучи формально вспомогательным органом для президента осуществляла на практике всеобъемлющие контрольные функции по отношению к правительству. 
 
Администрация президента, не являясь конституционным органом, была менее транспарентной по сравнению с правительством. Формально она помогала президенту отправлять его функции, а фактически, ни за что не отвечая, имела в своих руках инструменты кадровой политики, контроль над правительством и региональной властью (согласно положению «Об Администрации Президента КР» от б июля 1994 года), нередко обеспечивала хозяйственно-административное функционирование как парламента, так и правительства. 
 
Централизация власти формально диктовалась объективной необходимостью преодоления угроз и рисков переходного периода к рыночным отношениям, стремлением сделать этот период менее болезненным для населения. А фактически она вела к промахам в управлении. Наибольший негативный эффект оказала растущая коррупция. По данным Счетной палаты КР, официально признанный ущерб государству от коррупции за 1997 и 1998 годы составил свыше миллиарда сомов в год.

 


Информация о работе Институт президентства в Кыргызской Республике