Институт президентства в Кыргызской Республике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:32, лекция
Краткое описание
С 1991 года институт президентства обрел в Кыргызской Республике большой авторитет. В современном Кыргызстане он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование — важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
В первые годы независимости сложилось по преимуществу президентско-парламентское правление на основе Конституции КР 1993 года. Оно медленно дрейфовало в сторону укрепления президентской власти по мере вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998) конституционных изменений и дополнений.
Вложенные файлы: 1 файл
Институт президентства
17 марта 2014 /
О Кыргызстане » Государственное
устройство » Управление
С 1991 года институт президентства обрел
в Кыргызской Республике большой авторитет.
В современном Кыргызстане он является
одним из ключевых в системе органов государственной
власти. Его рациональное устройство и
функционирование — важное условие обеспечения
конституционализма в государстве.
В первые годы независимости сложилось
по преимуществу президентско-парламентское
правление на основе Конституции КР 1993
года. Оно медленно дрейфовало в сторону
укрепления президентской власти по мере
вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998) конституционных
изменений и дополнений.
Институт президентства в Кыргызской
Республике был учрежден до обретения
независимости. Еще в 1990 году парламент
страны в лице Верховного Совета Кыргызской
ССР избрал первого президента страны.
Установление института президентства
в Кыргызстане, как и в других центральноазиатских
республиках на пороге дезинтеграции
СССР, явилось логическим шагом в политическом
развитии страны. Во-первых, оно означало
завершение этапа однопартийной политической
системы советского типа, где партийная
номенклатура осуществляла как прямой,
так и косвенный контроль над исполнительной,
судебной и законодательной ветвями власти.
Во-вторых, введение института президентства
положило начало процессу всенародного
голосования и выборности лидеров Центральной
Азии. И, в-третьих, институт президентства
заполнил собой своеобразный политический
и идеологический вакуум, образовавшийся
на переходном этапе — компартия потеряла
доминирующие позиции в политической,
идеологической и общественной сферах,
а новые политические партии, институты
были еще не сформированы.
В октябре 1991 года прошли первые всенародные
выборы. Они легитимизировали и утвердили
президента независимого Кыргызстана.
Такая традиция прямых выборов президента
страны сменила процесс выбора президента
через парламент и закрепилась впоследствии
на постоянной конституционно зафиксированной
основе.
Трансформация страны в Кыргызскую Республику
произошла более или менее демократично,
были обойдены различные стычки и открытые
конфликты между противоборствующими
сторонами. Этот же процесс в других странах
СНГ (Азербайджан, Молдова, Грузия, Таджикистан)
проходил куда более жестко, порой переходя
в кровопролитные столкновения.
Сложившаяся конструкция
президентской власти в Кыргызстане отвечала
ситуации реальных угроз и рисков развития,
возникших с неожиданно обретенной страной
независимостью:
• республика не имела оборудованных
государственных границ и сложившейся
системы договорной и национальной безопасности,
а потому была открыта для всех видов экспансии,
в том числе для экономического давления
стран посредством устойчивой валюты;
• страна не располагала собственными
источниками ГСМ, газа, а также средствами
для прибыльной эксплуатации месторождений
полезных ископаемых;
• разделенность страны горными хребтами
порождала экономическую региональную
и клановую разобщенность, фрагментарность
общественной жизни;
• объективные процессы осложнялись незрелостью
гражданского общества, неразвитостью
демократической толерантной политической
культуры, слабостью правовой базы и, самое
главное, периодически нарастающими процессами
перераспределения собственности в ходе
приватизации и введения частной собственности
на землю;
• сохранялась угроза внешней и внутренней
экспансии групп организованной внутренней
и внешней преступности, сформированных
на основе наркотрафика, религиозного
экстремизма и международного терроризма;
• существовали потенциальные опасности
разгорания межнациональных конфликтов
в многонациональной и поликонфессиональной
стране;
• сформировалась центральная угроза
для государственного управления — дуализм
развития (существование двух направлений
развития — государственной независимости
и национальной государственности при
наличии возможностей декларирования
двух целей — национальной и общенародной).
По этим и другим
причинам в эволюции института президентства
страны можно найти признаки некоторых
основных моделей:
• признаки чистой
президентской власти (американская
модель): президент — глава исполнительной
власти, верховный главнокомандующий,
глава международных отношений; он получает
мандат на управление от всех граждан,
а не от парламента;
• признаки централизации
(азиатская модель): президент выполняет
функции главы государства и главы правительства,
по указанию президента может быть распущен
парламент, президент назначает премьер-министра
и может уволить любого министра;
• признаки президентско-парламентской
власти (еврофранцузская модель): президент
— глава государства, но не является главой
правительства; он имеет право утверждать
постановления, принятые правительством,
и в случае несогласия может вернуть их
на повторное рассмотрение; президент
обладает правом «вето» на законы, принятые
парламентом и поддержанные правительством;
при определенных обстоятельствах он
может распустить парламент и назначить
новые выборы, ввести чрезвычайное положение
и провести общенародный референдум.
В кыргызской модели президентского правления
есть отличия от французского и в целом
от европейского подхода. Там президент
является главой правительства, а само
правительство ответственно не перед
президентом, а перед парламентом. Это
означает, что в полупрезидентской форме
правления заложен потенциальный конфликт
как между президентом и парламентом,
так и между президентом и премьер-министром.
Эти возможные противоречия учитываются
в Конституции КР (1993). Президент наделен
полномочиями на назначение премьер-министра
(с согласия парламента) и членов правительства.
Структура правительства определяется
не парламентом, а, в конечном счете, президентом.
Президент контролирует работу правительства
и вправе председательствовать на его
заседаниях. Президент назначает глав
территориальных государственных администраций,
освобождает их от должности, образует
и возглавляет Совет безопасности, определяет
основные направления внешней политики,
принимает меры по обеспечению суверенитета
и территориальной целостности страны.
Президент — верховный главнокомандующий
вооруженными силами страны, назначает
с согласия парламента ряд ключевых должностей
республики — генерального прокурора,
председателя правления Национального
банка, представляет парламенту кандидатуры
на должности председателя Конституционного
суда, председателя Верховного суда и
председателя Арбитражного суда Кыргызской
республики.
Что касается отношений с парламентом,
то Конституция КР наделила президента
и некоторыми законодательными полномочиями.
Президент вносит законопроекты в Жогорку
Кенеш, подписывает законы или возвращает
их на доработку, издает указы и распоряжения,
которые имеют силу закона на данной территории.
Складывавшаяся президентско-парламентская
форма правления сначала сильно тяготела
к преимущественно президентской модели.
Ряд экспертов по новым независимым государствам
называют такую модель смешанной. Для
нее, по мнению экспертов, характерно некоторое
уменьшение роли правительства и парламента;
стягивание по примеру института первых
секретарей ЦК компартий новых структур
государственного управления к центру
власти. Снижение значения корпоративных
форм управления уменьшало ответственность
президента за результаты управления
страной.
Заметное стремление укрепить власть
президента усиливалось за счет следования
некоторым историческим традициям и инерционности
политической культуры. Особенно это видно
по установлению властных полномочий
администрации президента, которая будучи
формально вспомогательным органом для
президента осуществляла на практике
всеобъемлющие контрольные функции по
отношению к правительству.
Администрация президента, не являясь
конституционным органом, была менее транспарентной
по сравнению с правительством. Формально
она помогала президенту отправлять его
функции, а фактически, ни за что не отвечая,
имела в своих руках инструменты кадровой
политики, контроль над правительством
и региональной властью (согласно положению
«Об Администрации Президента КР» от б
июля 1994 года), нередко обеспечивала хозяйственно-административное
функционирование как парламента, так
и правительства.
Централизация власти формально диктовалась
объективной необходимостью преодоления
угроз и рисков переходного периода к
рыночным отношениям, стремлением сделать
этот период менее болезненным для населения.
А фактически она вела к промахам в управлении.
Наибольший негативный эффект оказала
растущая коррупция. По данным Счетной
палаты КР, официально признанный ущерб
государству от коррупции за 1997 и 1998 годы
составил свыше миллиарда сомов в год.
Информация о работе Институт президентства в Кыргызской Республике