Исламское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Исламское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, в особенности на положение прав и свобод человека в этих странах. Оно возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии.
Ислам и Шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно исламским правом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОГО ПРАВА 5
1.1. История возникновения исламского права 5
1.2 Понятие и черты исламского права 7
ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОЕКОГО ПРАВА 12
2.1 Коран 12
2.2. Сунна 14
2.3 Иджма 15
2.4 Кийас 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Исламское право.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Исламское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном характере исламского права и его нормативных предписаний, я пришел к выводу, что ислам – это одновременно вера в государство, а исламское право выступает как собственное право и как религия. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. «Исламу свойственна лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место»6

Таким образом, исламское  право – одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах исламского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОЕКОГО ПРАВА

Исламское право - одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой от других систем является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников исламского права. В классической суннитской традиции исламского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц - муджтахидов) и кийас (аналогия) . Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками исламского права являются источники религии ислама: Коран и Сунна. Также выделяют некоторые второстепенные источники. Рассмотрим их подробнее.

  • 2.1 Коран

Коран - священная книга  мусульман, являющаяся первоисточником  как религии ислама, так и исламского права. В соответствии с учением  ислама, Коран - это слово Аллаха, открытое пророку Мухаммеду через ангела Джабраила (Гавриила). Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых делится на аяты (стихи). Исламское богословие различает два периода ниспослания Корана: мекканский и мединский. В мекканский период (до переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.) была открыта большая часть Корана и суры, ниспосланных в это время. По своим тематическим и стилистическим особенностям они отличаются от более поздних мединских сур. Иногда мекканские суры подразделяют еще на три группы: «поэтические», «рахманские» и «пророческие». Всего к мекканскому периоду относят 90 сур.

Мединский период продолжался  со времени переселения Мухаммеда  из Мекки в Медину до его смерти. На него приходятся 24 суры, являющиеся самыми большими главами в Коране. В это время создавалось исламское теократическое государство в Аравии, чем обусловлено наличие большого числа правовых норм в сурах этого периода.

Первоначально Коран  не собирался в одну книгу, а передавался  главным образом по памяти в устной форме; отдельные части записывались на различных материалах и предметах. Первый список полного текста Корана появился лишь после смерти Мухаммеда при первом праведном халифе Абу Бекре. Новый, уточненный список текста Корана был составлен при третьем праведном халифе Османе (Усмане), и именно этот текст стал канонически признанным.

Все нормы и заповеди Корана традиционно делятся на три  категории: богословские, этические  и «практические». К последним  относятся как предписания, регулирующие культ, так и собственно юридические  нормы. Коранические нормы права относятся к различным отраслям. Их можно разделить на следующие группы: нормы «личного статуса», гражданско-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, определяющие некоторые деяния, являющиеся преступлениями, и виды наказания за их совершение; процессуальные нормы, регламентирующие судопроизводство, дачу свидетельских показаний, клятву и т.п., конституционно-правовые нормы, определяющие образ правления, характер взаимоотношений между правителем и подданными и т.п., международно-правовые нормы, на основе которых устанавливаются отношения исламского государства с другими государствами в мирное и военное время; нормы, касающиеся экономических и финансовых вопросов7.

Подводя итоги сказанному, добавлю, что всего в Коране содержится около 500 аятов (стихов), носящих юридический характер.

  • 2.2. Сунна

Сунна в переводе с  арабского означает пример, обычай или практику и содержит описания поступков Мухаммеда (афал), высказывания Мухаммеда (аквал) и его невысказанные  одобрения (такарир). Она состоит  из отдельных повествований - хадисов и содержит основные нормы исламского права. Сунна - составная часть исламского религиозного образования, а ее знание является одним из главных критериев признания авторитетности богослова-правоведа, его права быть имамом8.

Согласно исламу, основанием для придания поступкам и высказываниям Мухаммеда особой святости и авторитета является тот факт, что он был проводником воли Аллаха, избранником Всевышнего, пророком, через которого Бог ниспослал Коран. После смерти Мухаммеда его действия и изречения собирались, передавались и стали источником права. Так возникла Сунна. Хранителями и передатчиками хадисов были, прежде всего, родственники, друзья, сподвижники и ученики пророка. После смерти сподвижников их хадисы начали собирать непосредственные ученики, далее следовали ученики учеников. Постепенно количество хадисов достигло такого размера, что в их достоверности возникли сомнения. В суннитском исламе в конце IX в. число хадисов превышало 600 тыс., а в шиитском - 1,5 млн. Тогда исламские богословы и правоведы начали кропотливую работу по выявлению сфальсифицированных хадисов и по выработке строгих критериев, которым должны отвечать подлинные хадисы9.

Каждый хадис всегда состоит из двух частей: из самого текста (матн), т.е. собственно рассказа о том или ином поступке, изречении или молчаливом одобрении Мухаммеда, и из «опоры» (иснад), т.е. перечисления непрерывной цепи пересказчиков или передатчиков хадиса, выходящей непосредственно к самому пророку. Идеальным передатчиком должен быть правоверный мусульманин, правдивый и известный человек с незапятнанной репутацией.

  • 2.3 Иджма

Иджмой является единодушное  мнение, консенсус крупнейших авторитетных лиц, ученых-богословов и правоведов (муджтахидов) по тем религиозным  и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. За аксиому было признано положение, согласно которому община (умма) единогласно не может принять ложное мнение.

Иджма признается в качестве источника права всеми богословско-правовыми  школами (мазхабами). Однако между этими школами существуют разногласия, во-первых, относительно круга вопросов, которые можно решать на основании этого источника, а во-вторых, относительно круга лиц, чье мнение может считаться авторитетным.

Большое значение придавал единогласному мнению основатель школы шафиитов - аш-Шафии. Основатель же школы маликитов - Малик ограничивал иджму единогласным мнением ученых города Медины (придавал узкоместный характер). Такие же школы, как ваххабиты и захириты, еще более ограничивали иджму: они понимали под ней лишь единогласное мнение сподвижников Мухаммеда.

Единогласное мнение по способу выражения бывает трех видов: «высказанное» (вслух при  гласном обсуждении - аль-иджма аль-каули), «практическое» (не обсуждавшееся, но осуществленное или выраженное одинаковыми действиями или решениями - аль-иджма аль-амали) и «молчаливое» (решение кого-то одного, против которого не было сделано возражений - аль-иджма ас-сукути). «Высказанная» и «практическая» иджма считается более авторитетной, чем «молчаливая»10.

  • 2.4 Кийас

Исламское право суннитского ислама признает аналогию в качестве одного из четырех основных источников права. Умозаключение по аналогии - это сопоставление модели рассматриваемого правового случая с моделью уже решенного случая и выведение решения в отношении первого по примеру последнего. Кийас используется тогда, когда на рассмотрение юриста, судьи или иного правоприменителя поступает дело, в отношении которого отсутствует четкое решение в иных источниках права, например в Коране или Сунне. Выводы, получаемые в результате умозаключения по аналогии, всегда имеют вероятностный характер. В соответствии с исламским правом, умозаключение по аналогии состоит из четырех частей:

1. Случай, дело, вопрос  и т.п., требующий юридического  решения (фар).

2. Случай, являющийся образцом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл).

3. Основание, т.е. то  общее, что роднит оба случая  и позволяет считать их аналогичными (илла).

4. Норма, ранее примененная  при решении первого случая  и переносимая по аналогии на второй из-за сходства (хукм)11.

Таким образом, метод  аналогии получил особое развитие в  ханифитской школе (мазхабе) исламского права. Другие направления, например низамиты и захириты, отрицательно относились к методу аналогии и считали, что аналогия слишком зависит от субъективного человеческого суждения. Неприятие аналогии также является отличительной особенностью шиитского права. Шииты стали отвергать кийас приблизительно с VIII в., обосновывая это тем, что он ведет лишь к вероятностным, а не к строго определенным выводам.

 

Подводя итог, добавлю, что  Исходя из того, что нормативный  акт (канун) в классическую эпоху  никогда не занимал значительного  места среди источников исламского права, разработка правовой системы  ислама осуществлялась преимущественно доктринально. В своем классическом виде исламское право никогда не было кодифицировано, а существовало в виде выводов и традиций различных богословско-правовых школ и течений (мазхабов). Коран и Сунна требуют определенного истолкования. Иджма прямо предполагает существование определенного круга авторитетных лиц, чье единодушное мнение признается источником права. Кийас (аналогия) непосредственно зависит от оценки того или иного случая правоприменителем или школой права. В итоге, как результат принятой системы источников, уже через несколько десятилетий после появления ислама и исламского права стали формироваться богословско-правовые школы (мазхабы). В суннизме сформировались четыре мазхаба, названные по именам своих основателей: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (аш-Шафии) и ханбалитский (Ахмед ибн Ханбал). Четыре богословско-правовые школы суннитского ислама создавались с начала VIII до середины IX в. Свои собственные мазхабы создали некоторые иные видные правоведы, однако они не получили широкого распространения, и еще в раннем средневековье их последователи присоединились к указанным четырем мазхабам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исламское право представляет одну из основных правовых систем современности  с собственной правовой культурой, правовой идеологией и правовой наукой.

В настоящее время  в большинстве мусульманских  стран исламское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя, главным образом, вопросы «личного статуса» граждан (правоспособность, брак, наследование и завещание).

В нашей стране интерес  к Исламу вызван еще и тем, что  философская и общественно-политическая мысль исламских народов России имеет богатые традиции.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная  адаптироваться в самых различных  типах общественного устройства. Так, попытки ввести нормы исламского права предпринимаются и в некоторых субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения. В российских средствах массовой информации оживленно обсуждается вопрос «исламского возрождения» и введения в исламских регионах страны норм исламского правосудия.

Шариат в наше время - наиболее яркий пример слияния  религии (ислама) с правом.

Исламское право имеет  четыре источника права:

- Коран;

- Сунна;

- иджма;

- кияс.

Исламское право принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Исламское право есть система норм, которые выражены в  религиозной форме, и основаны на исламе. Оно охватывает все сферы  социальной жизни, даже не подлежащие правовому регулированию.

Исламское право повлияло на историю развития государства  и права большинства стран  Востока. Его сфера действия как  юридического и идеологического  фактора в настоящее время  остается обширной, что характеризуется  тесными связями исламского права и ислама.

Исламское право - живое, универсальное учение, характеризующееся  гибкостью и требующее всестороннего  рассмотрения любой возникающей  проблемы. Глубокие познания в области  правоведения позволяют улемам грамотно расставлять приоритеты, последовательно решать сложные задачи, отстаивать принципы веры там, где это необходимо, и облегчать религиозную практику там, где это допустимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Учебная и научная литература

    1. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Восточная литература, 2002. - 550 с.
    2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 752 с.
    3. Давид Р. Основные правовые системы современности /пер. с фр. И вступит ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1988. – 495 с.
    4. Крашенинникова Н.А., Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. - 2 -е изд., стереотип. - М.: НОРМА, 2004 - 624 с.; 2011 - 720 с.
    5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 2001. – 435 с.

Информация о работе Исламское право