Исторические этапы развития системы городских поселений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:40, реферат
Краткое описание
Урбанизация - глобальный социально-экономический процесс, охвативший весь современный мир. Количество городских поселений и численность населения в них постоянно увеличиваются. Образуются все более сложные системы городов. Городской образ жизни постепенно становится преобладающим для всех жителей Земли. Все эти явления изучаются многими науками, но главное место среди них занимают география населения и территориальная организация населения, которые рассматривают городское расселение комплексно, как единую всемирную систему, но в то же время учитывают местные особенности развития городов на разных территориях.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Городское расселение в Древнем мире……………………………………….4 1.1 Города Востока………………………………………………………………..4 1.2 Античные города……………………………………………………………...8 2. Средневековое городское расселение……………………………………….13 2.1 Средневековые города Европы……………………………………………..13 2.2 Средневековые города Востока…………………………………………….17 3. Городское расселение Нового времени……………………………………..20 3.1 Города нового времени в Европе…………………………………………...20 3.2 Города нового времени в Америке, Азии и Африке………………………24 4. Историческое развитие городского расселения в России………………….27 Библиографический список……………………………………………………..34
Но главенство Голландии и Амстердама
также оказывается недолгим. После буржуазной
революции середины XVII в. значительно
усиливается Англия. Она сначала выигрывает
войну с Испанией, а затем и ряд войн с
Голландией, становясь ведущей морской
державой мира. Роль главного торгового
и экономического центра мира переходит
к столице Англии Лондону. Лондон возник
в качестве военного лагеря еще во времена
Древнего Рима. Он расположился на реке
Темзе - главном пути во внутренние районы
Англии с побережья - в том месте вверх
по течению от устья, где река становится
уже и через нее можно организовать переправу
(ниже Лондона через Темзу мостов нет до
сих пор). В Средневековье Лондон оставался
сравнительно небольшим городом, хотя
около него вниз по течению Темзы строится
самая мощная королевская крепость Тауэр,
а вверх по течению - Вестминстерское аббатство,
являющееся местом коронации и захоронения
английских королей.
Начиная с XVII в. Лондон начинает
быстро развиваться. Вниз по течению реки
от города возникает район лондонских
доков, состоящий из многочисленных гаваней,
складов, судостроительных верфей. К этой
зоне примыкает Ист-Энд - рабочие жилые
районы, застроенные многоэтажными зданиями
казарменного типа. Исторический Лондон
- Сити - постепенно застраивается зданиями
банков, бирж, офисов крупнейших компаний,
городскими общественными зданиями (собор
Святого Павла, мэрия - Гидхолл, суд и др.).
Около Вестминстерского аббатства строятся
здания парламента, министерств, королевские
дворцы (Букингемский и др.). Здесь сохраняются
большие зеленые территории (Гайд-парк
и др.), возникают районы торговли и развлечений
(Сохо и др.) Вообще западная часть Лондона
- Вест-Энд - становится местом проживания
привилегированных слоев населения. Резкое
социальное территориальное расслоение
впервые появляется именно в Лондоне.
Здесь предпринимаются серьезные меры
по регулированию развития города, в частности,
создается зеленый пояс вокруг города,
а новые пригороды строятся уже за пределами
этого пояса с разрывом от основного массива
городской застройки. В новых пригородах
применяется принцип "города-сада",
когда преобладают односемейные дома,
утопающие в зелени деревьев. При этом
планировка центра города остается запутанной,
с узкими улицами и отсутствием выраженного
организующего центра города. К началу
XX в. население Лондона составляет 4,5 млн.
чел., и он становится крупнейшим городом,
когда-либо существовавшим в истории.
Одновременно в Англии развиваются
и другие города - промышленные центры
(Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.).
Они состоят из жилых рабочих кварталов
при промышленных предприятиях, слабо
связанных друг с другом, фактически при
отсутствии единого городского центра.
Возникают также специализированные города-порты,
военные базы, курорты, при сохранении
появившихся еще в Средневековье университетских
городов и небольших местных центров.
Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется
система городского расселения, близкая
к современной. В этой стране впервые в
мире доля горожан превышает половину
населения, а в начале XX в. в Великобритании
горожанами является уже около 75% населения.
Большое значение для развития
градостроительства имел также Париж,
выделившийся среди остальных городов
Франции еще в Средние века. Но интенсивное
развитие этого города началось уже в
Новое время, когда он стал столицей крупного
централизованного государства. В середине
XVII в. около Парижа создается парадная
королевская резиденция Версаль, ставшая
образцом для подобных построек во всех
европейских странах. Были разработаны
новые принципы планировки, учитывающие
эффект воздействия дальних перспектив,
сочетания искусственных сооружений с
живой природой, чередования открытых
зеленых и водных пространств.
При этом возобладал архитектурный
стиль классицизм, явившийся новым "возрождением"
античности. По образцу Версаля ансамбль
парадных дворцов и площадей сооружается
в XVIII - начале XIX в. и в самом Париже вдоль
правого берега Сены: Лувр - Тюильри - площадь
Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды
с Триумфальной аркой. Во второй половине
XIX в. в городе проводится реконструкция
Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе
которой создаются широкие бульвары на
месте бывших крепостных стен и расчищаются
обширные пространства вдоль Сены, позволяющие
оценить архитектурные шедевры центра
города: собор Парижской Богоматери, Лувр,
Дом Инвалидов, впоследствии - Эйфелеву
башню. Одновременно произошло разделение
города по социальному признаку: богатые
кварталы концентрируются к северо-западу
от центра города, бедные - к юго-востоку.
Центр города окружили промышленные пригороды.
К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн.
чел. делит 3-4 место среди городов мира
вместе с Берлином, уступая только Лондону
и Нью-Йорку.
Берлин - ещё один примечательный
европейский город того времени. Он стал
столицей крупного централизованного
государства (Германской империи) сравнительно
поздно - только в 1870 г. А первоначально
это небольшая крепость в центре славянских
земель, завоеванных германскими князьями
в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица
Прусского королевства - самого большого,
но лишь одного из многих германских государств
того времени. Но получение статуса столицы
способствовало бурному развитию города.
Уже во времена Пруссии в городе создаются
дворцы, загородные резиденции, почти
не уступающие парижским и лондонским.
Строятся система судоходных каналов,
по всем направлениям прокладываются
железные дороги, что резко улучшает транспортное
положение города и это способствует росту
промышленности. Новое выгодное положение
особенно ярко проявляется во времена
Германской империи. Во второй половине
XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз.
В городе размещаются не только
многочисленные административные учреждения
нового большого европейского государства,
но также крупные промышленные предприятия,
причем новейших для того времени машиностроения,
электротехники, химии. Город становится
одной из мировых столиц того времени.
В общем случае можно сказать,
что в Новое время главным стимулом развития
европейских городом первоначально является
международная торговля, но впоследствии
ведущее место переходит к промышленности.
3.2 Города Нового времени
в Америке, Азии и Африке
Вне Европы городское развитие
в Новое время имеет несколько разновидностей,
которые условно можно назвать североамериканской,
латиноамериканской, азиатской и африканской.
Первая разновидность наиболее
характерна для США, Канады, Австралии
и Новой Зеландии. В данном случае коренное
население (индейцы, аборигены) были уничтожены
почти полностью, и расселение европейцев
формировалось заново, на пустом месте.
Соответственно, население городов составили
переселенцы из Европы и их потомки. Первые
города возникали на морских побережьях,
откуда начиналась колонизация. Затем
вперед из них вырвались те, которые обладали
наилучшими путями для проникновения
в глубь материка. На территории США таким
городом стал Нью-Йорк, от которого прошел
водный путь к Великим озерам. Впоследствии
главными во внутренних районах стали
не водные, а железнодорожные пути. Планировка
городов регулярная, часто прямоугольная,
с широкими улицами и просторными площадями.
Высокая концентрация деловой жизни в
центрах городов привела к высокой стоимости
земли, что способствовало строительству
все более многоэтажных зданий, которые
уже к концу XIX в. получили характер небоскребов.
При этом предыдущие постройки сносились
без всякого сожаления, так как и они были
построены прежде всего ради прибыли и
не имели исторической и культурной ценности
как здания в центрах европейских городов.
Большинство жителей (средний класс) расселялись,
наоборот, в малоэтажных односемейных
домах, которые заняли огромные площади
в пригородах. Недавние мигранты проживали
в многоэтажных кварталах, аналогичных
европейским, часто концентрируясь по
национальному признаку. Те города, куда
направлялся основной поток мигрантов,
росли особенно быстро. Так, в 1800 г. Нью-Йорк
имел около 80 тыс. жителей, уступая многим
европейским и азиатским городам, а уже
к концу XIX в. он вырвался на второе место
в мире, насчитывая 3,4 млн. жителей. Большое
внимание уделялось благоустройству городов.
С самого начала возникло разделение городов
по функциям на экономические, административные,
университетские центры, местные обслуживающие
центры. Самыми крупными стали экономические
центры за счет развития промышленности
и портового хозяйства (Нью-Йорк в США,
Монреаль в Канаде, Сидней в Австралии
и др.). Но административные и университетские
города при этом были лучше спланированы,
в большей мере озеленены, имели лучшую
экологическую и социальную ситуацию.
Местные обслуживающие центры были самыми
небольшими, довольно равномерно покрывая
всю освоенную территорию стран переселенческого
капитализма.
Латиноамериканский тип городского
развития характерен для бывших американских
колоний Испании и Португалии. В данном
случае коренное население старались
покорить, обратить в рабство, но не уничтожить.
При этом новые города строились на месте
разрушенных городов коренного населения
(Мехико, Лима) и в местах, позволяющих
контролировать большие территории (Буэнос-Айрес,
Сан-Паулу). Обязательной в таком городе
была центральная площадь, на которой
размещались дворец губернатора, католический
собор, казарма с арсеналом. Вокруг центральной
площади в правильных прямоугольных кварталах
проживали сравнительно немногочисленные
переселенцы из Европы. Коронное население
концентрировалось на окраинах в беспорядочно
застроенных кварталах, часто без всякого
благоустройства. Для каждого города было
характерно большое количество монастырей,
так как особое внимание уделялось христианизации
коренного населения.
Азиатский тип городского развития
характерен для территорий, имевших богатую
историю и многократно превосходивших
метрополии по населению - Индии, Китая,
Юго-Восточной Азии. В данном случае европейские
колонизаторы стремились захватить территории
и вывозить природные ресурсы, используя
местных правителей. При этом экономические
и управленческие связи постепенно переориентировывались
с местных столиц на приморские города,
созданные европейцами заново или перестроенные
ими из небольших существовавших ранее
поселений. В Китае такими городами стали
Шанхай и Гонконг, в Индии - Калькутта и
Бомбей, в Юго-Восточной Азии - Джакарта,
Сингапур и Сайгон (в настоящее время -
Хошимин). Европейцы составляли лишь небольшую
долю населения этих городов, и часто проживали
изолированно от местного населения в
специальных благоустроенных кварталах,
построенных по европейским образцам.
При этом в их руках находились как политические,
так и экономические рычаги власти.
Африканский тип городского
развития представляет собой сочетание
латиноамериканского (первоначально)
и азиатского (впоследствии) типов и в
размещении, и в планировке городов. Первые
города возникли на берегах океанов для
контроля над побережьем и проникновения
во внутренние районы (Кейптаун, Дакар,
Лагос и др.). Затем стали осваиваться внутренние
районы, где для колонизации использовались
как старые города, существовавшие до
прихода европейцев (Томбукту и др.), так
и строились новые, особенно в районах
добычи полезных ископаемых (Йоханнесбург
и др.). В итоге можно сказать, что современное
городское расселение в Африке начало
формироваться позже, чем в других регионах
мира, и этот процесс шел довольно медленно.
4. Историческое развитие
городского расселения в России
Первые города на территории
современной России появились в I тыс.
до. н. э. Это были древнегреческие торговые
колонии на побережьях Черного и Азовского
морей - Танаис в устье Дона, Фанагория
на российском берегу Керченского пролива,
Горгиппия в районе современного Новороссийска.
В начале нашей эры эти города
входили в Боспорское и Понтийское царства,
являвшиеся вассалами Древнеримской империи.
Но в IV в. н. э. города на северном побережье
Черного моря и на Азовском побережье
были разрушены кочевниками-гуннами и
с тех пор больше не восстановились.
Самым древним городом из ныне
существующих на территории Российской
Федерации является Дербент в Республике
Дагестан, который был основан в V в. н.
э. на северной границе тогдашних персидских
владений. Этот город-крепость запирал
так называемые Кавказские ворота - узкую
полоску низменности между хребтами Кавказских
гор и Каспийским морем, защищая территорию
Персии от набегов степных кочевников
с севера. До сих пор сохранилась своеобразная
старинная планировка городского центра
Дербента, располагающегося между двумя
параллельными крепостными стенами, начинающимися
от цитадели в горах и уходящими в море
(уровень Каспия в то время был ниже современного).
Восточнославянское централизованное
государство Киевская Русь окончательно
оформилось к IX в., когда в его состав оказались
включенными значительные территории
вдоль торгового пути "из варяг в греки",
проходившего между Балтийским и Черным
морями. Это была самая восточная "связка"
между главными южным и северным торговыми
путями средневековой Европы.
Из городов современной России
важнейшим пунктом на этом пути являлся
Новгород, расположенный на реке Волхов
в 6 км от озера Ильмень. Первое упоминание
в летописях об этом городе относится
к 859 г. Это был торгово-ремесленный центр,
имевший самоуправление на принципах
республики. Особенно усилилось значение
Новгорода с XIII в., когда он вошел в Ганзейский
торговый союз городов, являясь крайним
восточным пунктом торгового пути по Северному
и Балтийскому морям. Население города
в тот период достигало 50 тыс. чел., и он
являлся крупнейшим русским городом. Располагался
город на обоих берегах реки: на левом
берегу - кремль (детинец) с главным храмом
(Софийским собором) и дворцовыми постройками,
на правом берегу - посад с торговой площадью,
торгово-складскими постройками, дворами
богатых новгородских и иностранных купцов.
Обе части города соединялись единственным
мостом и были окружены защитными стенами.
Во все стороны от кремля и посада шли
улицы ("концы") ремесленников, объединенных
по профессиональному принципу, защищенные
валами и стенами. Вверх и вниз по течению
Волхова город охраняли Юрьев и Антониев
монастыри, построенные в виде крепостей.
Аналогичную структуру имели и другие
древнейшие русские города на пути "из
варяг в греки", из которых до наших
дней существуют Псков и Смоленск.
В X-XI вв. восточнославянская
колонизация направлялась преимущественно
на северо-восток, в Волжско-Окское междуречье,
где появились Суздаль, Ростов, Ярославль,
Муром, Рязань. При основании новых городов
в этом районе главной первоначально была
оборонная функция. Поэтому города строились
на высоких речных берегах, при слиянии
рек, между глубокими оврагами, что обеспечивало
максимальную естественную защиту. В богатой
лесом местности все постройки, включая
стены, выполнялись из дерева.