Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:53, доклад
В античном мире первоначально иностранцев не только защищали и не охраняли, но и рассматривали их в качестве потенциальных врагов. Так, в индийских законах Ману ( памятник права I века до н. э.) всякие отношения с иностранцами запрещались под страхом жестких наказаний. Это в течение длительного времени затрудняло осуществление контактов между народами. Постепенно народы проникались мыслью о том, что необходимо устанавливать отношения и связи друг с другом, жить в мире, извлекать взаимную выгоду.
Евразийский Гуманитарный Институт
Кафедра государственно - правовых дисциплин
СООБЩЕНИЕ
По дипломатическому и консульскому праву
На тему: " История консульского права "
Выполнила: Асанова Ж. Б.
ЮР 4 - 14
Проверила: Ахметова Г. К.
Астана, 2014
Институт консульства, консулов возник задолго до появления послов. Поэтому можно, что считать данный институт и в целом консульское право старейшим институтом и отраслью международного права.
В античном мире первоначально иностранцев не только защищали и не охраняли, но и рассматривали их в качестве потенциальных врагов. Так, в индийских законах Ману ( памятник права I века до н. э.) всякие отношения с иностранцами запрещались под страхом жестких наказаний. Это в течение длительного времени затрудняло осуществление контактов между народами. Постепенно народы проникались мыслью о том, что необходимо устанавливать отношения и связи друг с другом, жить в мире, извлекать взаимную выгоду.
Предполагается, что консульский институт зародился в Древней Греции и в Древнем Риме, во внешней политике которых военные отношения чередовались торговыми.
Иностранцы все чаще обращались к знатным людям того или иного города с просьбой о покровительстве им и их делам. Эти люди, которые брали на себя обязанность защищать их интересы, назывались проксенами. А в целом этот институт назывался соответственно - проксенией, или иначе его называли институтом гостеприимства. Наибольшее развитие данный институт получил во время греко - персидских войн (Vвек до н.э. ), проксения оформлялась в виде договора между полисами. Причем проксеном становился не каждый, а только тот, кого утверждали в этом качестве совет и народное собрание полиса из числа подданных другого полиса государства. Более 70 греческих полисов пользовались институтом проксении.
Проксены могли выступать в качестве свидетелей, когда иностранцы составляли свои завещания, они же определяли порядок ликвидации наследства иностранца, если у него не оказывалось наследников, наблюдали за ходом купли - продажи товаров, содействовали доступу иностранцам в храмы, где они могли осуществлять свои религиозные обряды, оказывали разнообразные виды иной помощи иностранцам. Проксен мог участвовать и в дипломатических переговорах. Проксен мог участвовать и в разрешении споров между странами.
Осуществляя свои функции, проксен пользовался определенным объемом прав и привилегий. Они пользовались личной неприкосновенностью, освобождались от уплаты большинства налогов, могли беспошлинно ввозить и вывозить товары, имели право на посещение заседаний народных собраний.
Развитая система института проксений содействовали расширению торговых отношений, политических и культурных связей между городами - государствами.
В Древнем Риме существовал патронат, который имел большое сходство с проксенией. Позднее здесь был создан институт иностранных преторов, которые разрешали споры, в которых одна или обе стороны были иностранцами.
В греческих проксенах и римских преториях можно видеть аналогию с консулами. Все они защищали интересы подданных представляемого государства и оказывали им содействие. Вместе с тем есть и различие, которое состоит в том, что в древнем мире само государство с помощью своих собственных органов оказывало свое покровительство иностранцам, находившимся на его территории, а в современных условиях отечественное государство оказывает покровительство своим собственным гражданам, назначая для этих целей своих служащих (консулов) в государство, где находятся граждане этого государства. И все же, несмотря на это различие, институт проксении является прототипом современных консульских учреждений.
Таким образом, истоки консульского права лежат в зарождении и развитии торговли и мореплавания, экономических и иных отношений между государствами.
В средние века начало складываться консульское право. Начали появляться новые нормы и институты, которые были призваны обслуживать как иностранных купцов, так и предпринимателей. Начали возникать коммерческие (торговые) суды, в компетенции которых находились споры между иностранными купцами. Иногда территориальные суды назывались консульскими судами, а судей соответственно называли консулами. Такие суды функционировали в Пизе, Венеции, Генуе.
Первые генеральные и обычные консульства в Европе начали появляться во второй половине XIII века. В XI-XVI веках многие европейские страны имели своих консулов в зарубежных странах. Начали заключаться первые консульские договоры. Заключенные между христианскими государствами и мусульманскими странами консульские договоры получили название "капитуляции".
Для того, чтобы консул приступил к своим обязанностям, нужно было разрешение местных властей, что оформлялось соответствующим документом. В некоторых восточных странах такой документ называли бератом, в западных - буллой, дипломом, привилегией.
Уже в средние века консулов подразделяли на генеральных консулов , консулов и вице - консулов. Круг прав и обязанностей консулов был достаточно широким. В частности, консулы осуществляли обязанности судьи для подданных своего государства, наблюдали за выполнением заключенных договоров между своим государством и государством пребывания, обеспечивали защиту прав и интересов подданных представляемого государства, выполняли функции нотариусов по освидетельствованию торговых сделок, ведению наследственных дел, регистрации актов рождения и смерти. К правам и привилегиям консулов относились: личная неприкосновенность консулов и чиновников консульства; неприкосновенность консульского помещения; освобождение консулов от податей и налогов; право пользоваться гербом и щитом представляемого государства; право носить оружие.
Следует подчеркнуть, что Вестфальский мирный договор лишил консульства правомочия осуществлять дипломатические функции. Консулы продолжали обеспечивать защиту торговых и частных интересов представляемых ими государств.
В период новой истории основы консульской службы закреплялись в соответствующих регламентах, консульских уставах и инструкциях, в которых уже обозначились контуры правового положения консулов, характер деятельности консулов, их прав и привилегий. Обозначались и консульские ранги: генеральный консул, консул, вице - консул и консульский агент. В XVIII веке практически повсеместно консульства стали учреждениями министерств (ведомств) иностранных дел.
Европейские страны преимущественно в XIX веке устанавливали в странах Востока так называемый режим капитуляций. Суть такого режима состояла в том, что иностранные консулы (консулы европейских государств) имели право создавать привилегии своим гражданам путем изъятия их из местной гражданской, административной и уголовной юрисдикции, что означало вмешательство сильных государств во внутренние дела слабых государств. Говоря иными словами, в основе рассматриваемого режима находилась консульская юрисдикция, согласно которой европейский консул мог рассматривать делане только своих соотечественников, но и те дела, одной из сторон которых был местный подданный. В качестве примеров капитуляционных договоров можно назвать Нанкинский договор 1842 года (Великобритания - Китай); Туркманчайский договор 1828 года (Россия - Иран); договор 1857 года (США - Япония) и другие. К середине XX века режим капитуляций был ликвидирован повсеместно.
Консульское право в течение длительного времени регулировалось международными обычаями. В начале XX века в Латинской Америке впервые была предпринята кодификация консульского права. Это нашло свое выражение в разработке принятии 12-ю государствами континента в 1928 году Гаванской Конвенции о консульских чиновниках.
В 1963 году была принята Венская конвенция о консульских отношениях. В этом международно - правовом акте нашли отражение функции консульских представителей, их привилегии и иммунитеты. Впервые в истории человечества была принята вот такая универсальная и по охвату участников, и по кругу объектов регулирования Конвенция.
В настоящее время источниками консульского права являются: международные договоры (универсальные, региональные, двусторонние), международный обычай. Внутригосударственное законодательство по консульским вопросам может быть отнесено к разряду косвенных источников консульского права. Нормы внутреннего и международного права по вопросам консульской деятельности взаимодействуют друг с другом и обеспечивают нормальное функционирование этого вида государственной и межгосударственной деятельности.