Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:49, реферат
Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.
1.Введение………………………………………………………….3
2.Истоки……………………………………………………………..5
3. Прокуратура в советский период………………………8
4.Прокуратура в годы войны……………………………….11
5.Надзорный щит государства……………………………..12
6. Заключение……………………………………………………13
Сменивший В.П.Чапурского на посту Губернского прокурора И.Злобин много сил отдал, чтобы взять под контроль органы ГПУ. Вот выписка из циркуляра помощнику прокурора по Грязовецкому уезду: «Из представляемых мне отчетов о деятельности прокуратуры в уездах, усматриваю, что наблюдение за деятельностью ГПУ проводится довольно слабо, причем некоторыми моими помощниками это объясняется тем, что наблюдение за органами ГПУ возложено на особо уполномоченных на то лиц прокуратуры, и что права и обязанности помощников прокуроров в этой сфере надзора остаются неопределенными. В виду сего, разъясняю, что согласно Постановлению ВЦИК от 16 октября 1922 года и преподанной инструкции прокурорам от 1 ноября 1922 года, на помощников прокуроров в уезде возлагается наблюдение за деятельностью органов ГПУ, причем надзор этот должен проводиться наивозможно полно, а о встретившихся затруднениях немедленно должно доноситься мне».
С 1 октября 1924 года число сотрудников прокуратуры Вологодской губернии определено в 43 человека, а именно: центральный аппарат - 20 человек и в 6 уездах - 23 человека, по 4 в каждом. Заработная плата в среднем на одного сотрудника составляла 35 рублей 42 копейки. Помещение, которое занимала губернская прокуратура, площадью 29 квадратных сажен, освещалось 8 электрическими лампочками, в общем - в 470 свечей. Для сравнения с зарплатой - 1 электрическая лампочка стоила 2 рубля. Имелись две пишущие машинки и 5 телефонных аппаратов, из которых: 2 - находились в управлении губпрокуратуры - в кабинете губпрокурора и в канцелярии, по одному телефону на квартирах губпрокурора и его заместителя и один - на квартире кучера. С разрешения Наркомюста губпрокуратура имела одну лошадь, то есть запрягаемую в зависимости от времени года в летний или зимний экипаж. В виду незначительного отпуска кредитов на хозяйственные расходы губпрокурора не имела возможности приобрести полного комплекта спецодежды и снабдить ею курьеров, а удовлетворила их лишь ботинками и валенками. Выписывались газеты: «Известия ЦИК СССР», «Правда», «Беднота», «Красный Север», «Известия Наркомтруда» и несколько еженедельников с юридической тематикой. Каждое издание выписывалось по 1-2 экземпляра.
Вот так происходило «рождение» и становление прокуратуры Вологодской губернии.
Прокуратура в годы войны
Особое место в истории прокуратуры Вологодской области занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Внутри страны и области все было подчинено интересам фронта. Необходимо было всемерно укреплять тыл, чтобы обеспечить интенсивную работу промышленных предприятий и транспорта, бесперебойно снабжать войска оружием, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продуктами питания. Успешно решить эти задачи, выстоять и победить, можно было, лишь установив железную дисциплину на фронте, строжайший порядок в тылу и со всей решимостью, которая диктовалась обстановкой, ведя борьбу с дезорганизаторами, дезертирами и паникерами, со всем, что мешало общему делу.
Важнейшую роль в мобилизации всех имеющихся ресурсов страны для разгрома врага сыграл Государственный Комитет Обороны, созданный 30 июня 1941 года. ГКО были предоставлены широчайшие полномочия. Надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений ГКО и стал первейшим делом всех органов советской прокуратуры.
Повседневная работа прокуратуры была направлена, прежде всего, на обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, на оказание помощи фронту, на всемерное содействие военному командованию.
«Все для фронта - все для победы» - под этим девизом работники Вологодской прокуратуры вместе со всем народом и вооруженными силами с честью прошли сквозь испытания военных лет. Многие из них сражались на фронте, многие погибли на полях сражений или ушли из жизни позднее от полученных тяжелых ранений.
Надзорный щит государства
Почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего общества.
Изначально прокуратура неоднозначно воспринималась различными слоями общества хотя бы потому, что была призвана изобличать казнокрадство и мздоимство, сепаратизм и вседозволенность вельможной и чиновной знати, оберегая единство и безопасность государства. Именно служением интересам отечества, строгим надзором за законностью, российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, знавшей и нелицеприятные страницы, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили…
Движение России к правовому государству, к стабильному правопорядку видится не в сторонних инновациях, а в формировании отечественной модели социально-правового обеспечения на весь переходный период с правовыми механизмами и институтами, работающими на российской почве.
Только на базе научно - выверенного курса государственного правового строительства, учитывая своеобразие современной России, возможно, выстроить слаженную правоохранную систему, где достойную нишу, несомненно, займет и прокуратура. В том числе и прокуратура Вологодской области.
Заключение.
Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить декларированные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место. т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре). Этот закон, в который в 1995 и в 1999 г.г. были внесены существенные изменения, определил задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры. Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов: - наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом; - осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами; - наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения; - обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами. Полномочия прокуратуры весьма широки. Основными из них, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, являются следующие: - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме функций надзора прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством РФ. Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч. арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов централизации, независимости , законности и гласности. Принцип централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Принцип независимости означает осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Принцип законности подразумевает осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип гласности состоит в информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом прокуратура действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
2