История российского конституционализма в период монархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Говоря о развитии российского конституционализма в период монархизма, следует обратить внимание на историю России XIX – начала XX века. Хотя, несомненно, российские правители предыдущих эпох, особенно Века Просвещения (XVIII в), были знакомы с понятием «конституция» в силу европейских событий того периода, но сложно представить, чтобы даже просвещенная Екатерина II задумывалась изменить самодержавный строй России. Лишь XIX век с его глобальными экономическими, политическими, социальными изменениями вызвал необходимость трансформации политической системы.

Содержание

Введение
1. Проекты реформирования государственного строя во времена правления Александра I
1.1 Планы преобразований М.М. Сперанского
1.2 Проект «Государственная уставная Грамота Российской империи»
1.3. Радикальные проекты декабристов
2. Реформаторская деятельность Александра II и проект реформ М.Т. Лорис-Меликова
2.1 «Конституция Лорис-Меликова»
3. Конституционная монархия в России
3.1 Манифест о Государственной думе
3.2 Манифест 17 октября 1905 г.
3.3 Открытие Государственной думы
Заключение
Задача
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 223.06 Кб (Скачать файл)

Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает  покровительство всем. Никто не может  быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного  до совершения преступления, и по приговору  того суда, которому он под суден.

Несмотря  на компилятивность (ощущается влияние  Польской конституции 1815 года, французских  конституций - Конституции V111 года Республики, хартии 1814 г., германских конституций - Баварии и Вюртембурга (1818 - 1819 гг.)), приверженность крепостному праву, сословному делению общества, «Государственная уставная грамота Российской империи» - этапная веха в развитии российского конституционализма, свидетельство достаточно высокого уровня интеллектуальной мысли и культуры того времени в области права и государственности.

Однако  «Государственная уставная Грамота  Российской империи» не была принята  и даже обнародована. Александр I так и не решился принять Конституцию, опасаясь противодействия дворянства и в силу внешнеполитических причин – революционного движения в Европе. Александр считал, что Россия, в большинстве мужицкая, крепостная, еще не готова к конституционным преобразованиям. Поэтому проект так и остался на бумаге.

 

1.3 Радикальные проекты декабристов

 

Наиболее  радикальные проекты государственных преобразований вырабатывались подпольно, в среде тайных обществ, во множестве возникавших в России в период царствования Александра I.

В начале 20-х гг. XIX в. появляются проекты Н.М. Муравьева («Конституция») и П.И. Пестеля («Русская Правда»), руководителей тайных организаций, построенных по типу масонских обществ.

Пестель считал, что монархическое устройство государства по сущности непрочно и  несовместимо с народной волей. Путь преобразования России Пестель видел в государственном перевороте, военной диктатуре в форме временного правитель ства, уничтожении царствующей фамилии.

Проект  Пестеля - "Русская правда", составленный в весьма радикальном духе, предусматривал установление в России республики в форме унитарного государства, ликвидацию крепостного права с наделением крестьян землей (при этом половина земельных угодий в каждой волости должна была находиться в частной, а половина - в общественной собственности) и т.п. Республиканский проект Пестеля носил якобинский характер: сильная централизованная административная власть, военно-деспотического типа должны была подготовить переход к республиканской форме.

Антифеодальная  направленность «Русской правды» бесспорна. Вместе с тем в этом документе  была отчетливо выражена идея всемогущества  государства, жестко контролирующего  индивида, жертвующего интересами отдельного гражданина во имя общего блага. Ряд  положений «Русской правды» носил  явный отпечаток идей уравнительного социализма

«Конституция» Н.М. Муравьева, базировавшаяся, в отличие  от «Русской правды», на принципе приоритетного  обеспечения прав личности, предусматривала  федеративное устройство России, установление конституционной монархии, ликвидацию крепостного права (при сохранении за помещиками земли в гораздо большей доле, чем предполагал Пестель).

«Декабристская» идеология (сторонники этих программ стали  называться декабристами после неудачного вооруженного выступления 14 декабря 1825 г.) отразила наиболее радикальные взгляды  дворянской аристократии, подпавшей  под влияние западных либеральных  и революционных идей, на дальнейшие пути преобразования России.

Оба проекта  были утопичны. Их авторы ставили целью  радикальные преобразования. Шансы  на дворянскую поддержку, с одной  стороны, или на народ, с другой, - были минимальны. Дворянство не пошло  бы на ущемление сословных привилегий, а крестьяне в силу монархизма, неорганизованности, социального и  культурного отчуждения от дворян-революционеров также не оказали бы поддержки. Для  осуществления столь радикальных  реформ в России не было еще социальной силы. Единственной силой, которая могла  бы рискнуть пойти на реформы, было самодержавие. Но для декабристов  оно было не союзником, а противником. И декабристы в 1825 году потерпели  поражение.

Таким образом, Россия в первой четверти XIX века оказалась не готова к радикальным преобразованиям. Попытки их осуществления как «сверху», так и «снизу» служили симптомами, свидетельствующими о начале осознания обществом потребности в реформах. В этих условиях решиться на серьезные изменения могла лишь личность, равная по своей силе и масштабу Петру Великому. Александр I, несмотря на прогрессивные взгляды, мало подходил для столь рискованных мероприятий.

 

 

2. Реформаторская деятельность  Александра II и проект реформ М.Т. Лорис-Меликова

 

Пришедший на смену Александру I новый император Николай I (1825-1855 гг.) с первых часов вступления на престол оказался в конфронтации с лучшими представителями российского дворянства – декабристами. Делая вывод о недостатках предыдущего царствования, Николай I не проявлял особую расположенность к преобразованиям. И хотя частичные преобразования старого порядка проходили, сущности политической системы они не затрагивали. Николай I был убежденным сторонником абсолютной монархии. Поэтому следующим этапом реформирования страны становится правление очередного императора – Александра II.

19 февраля  1855 г. императором России стал  Александр II (1855-1881гг.), которому предстояло войти в историю под именем «Освободителя». Страна стояла перед неизбежностью радикальных решений. Для восстановления престижа и величия России после бесславного поражения в Крымской войне, нужны были решительные внутренние преобразования.

Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки  государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. В период правления Александра II в России в 60-70 годы XIX века имела место известная подвижка в направлении утверждения конституционализма при осуществлении либеральных реформ (крестьянской, земской, городской, судебной, военной).

В активе Александра II особенно значительны  преобразования системы местного управления, где созданы органы управления для  крестьян, отпущенных на волю, земские  всесословные учреждения на губернском и уездном уровнях, всесословные городские думы, члены которых  — гласные, избирались на четыре года; преобразована судебная система  на принципах равенства всех сословий перед законом и независимости  от администрации; военная реформа, изменившая принцип комплектования армии, — рекрутская система заменена всеобщей воинской повинностью.

Признавая лучшей и наиболее приемлемой формой правления для России монархию, Александр  II тем не менее подошел к необходимости завершения проводимых реформ созданием высшего представительного органа страны, ограничивающего самодержавие и обеспечивающего переход России к буржуазной монархии. Таким образом, в стране зарождались элементы правового государства и гражданского общества, в самоуправлении на местах заметно укрепилась позиция нарождающейся буржуазии. Однако попытка Александра II демократизировать Россию по европейскому образцу была предпринята в момент раскола власти и общества, когда не был обеспечен необходимый минимум поддержки правительственного курса общественным мнением. Последовало убийство Александра II.

 

2.1 «Конституция Лорис-Меликова»

 

В Период царствования Александра II М. Т. Лорисом-Меликовым при активном и непо средственном участии Великого Князя Константина Николаевича был разработан проект, который известен как «Конституция Лорис-Меликова». В нем предусматривалось создание представитель ных учреждений, допущение представителей общественности в за конодательном процессе. Он был положительно оценен Алексан дром II и 17 февраля 1881 года с поправками даже утвержден. Но он все же не был принят. 1 марта 1881 года (именно в тот день, когда планировалось утверждение конституции Лорис-Меликова) Алек сандр II был убит. Проект Лорис-Меликова был подвергнут критике и отвергнут Александром III.

По сути дела, проект Лорис-Меликова трудно назвать Конституцией в полном смысле этого слова, но это, безусловно, был шаг к возможному конституционному строю.

В целом, реформы 1860-1870-х гг. мало затронули  высшие органы государственной власти. Император Александр II исходил из того, что монархия – лучшая и наиболее приемлемая для России форма правления. Но политический кризис конца 70-х – начала 80-х гг. XIX века, вызванный недовольством значительной части общества результатами проведенных реформ, подвел Александра II к выводу о необходимости завершения реформ созданием представительного высшего органа страны и преобразованием системы центрального управления. Но сделать этого он не успел.

Убийство Александра II и  восшествие на престол Александра III приостановили этот прогрессивный  процесс. Новый император – Александр III (1881-1894 гг.) был уверенным сторонником сохранения самодержавия. В манифесте императора Александра III твердо называлось на отказ верховной власти от конституционных принципов и ориентацию нового режима на самодержавное правление. Проекты изменения управления были забыты, в стране начался период контрреформ.

Контрреформы, осуществленные Александром III, были шагом  назад в государственно политическом устройстве России. Этот фактор, наряду с экономическими, национальными, социальными  противоречиями российского общества, в начале XX в. привел страну к взрывоопасной ситуации, требовавшей безотлагательного реформирования государственного управления и введения демократических свобод.

 

 

3. Конституционная  монархия в России

 

Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки  государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями.

Проблема  коренного обновления всех сфер жизни  от экономики до государственного строя  вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными  пережитками и устойчивыми консервативными  традициями. Внутренняя политика строилась  на великодержавных принципах. Система  высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Нарастала социальная напряженность, обусловленная  быстрым развитием новых экономических  форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла  сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия  претендовала на политическую роль в  обществе, встречая противодействие  дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия —  дворянство — теряла монополию на власть.

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали  перестройки политической и государственной  систем.

В начале XX века наметилось явное противоречие между стремлением Николая II сохранить существующее положение в государственном управлении и все громче звучащими требованиями перемен (прежде всего – через расширение прав местных органов самоуправления и усиления их влияния на принятие государственных решений).

Игнорирование этого противоречия вылилось в мощный социальный взрыв – революцию 1905-1907гг., который усложнился множеством других причин внешнеполитического и внутреннего  характера. Данные события заставили  правительство заняться реформаторской деятельностью. В условиях революции правительство пришло к выводу о необходимости обновления монархии.

В результате 17 октября 1905 г. Николаем II был издан  Манифест, провозгласивший «незыблемые  основы гражданской свободы на началах  действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и  союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и  охранять провозглашенные права  и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом. Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы) и ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны.

 

3.1 Манифест о Государственной  думе

 

6 августа  1905 г. Николай II издал Манифест о созыве Государственной думы, которая по имени разработчика проекта, министра внутренних дел А.Г. Булыгина (1851—1919), получила название булыгинской. Одновременно было опубликовано «Учреждение Государственной думы», статья I которого утверждала, что Дума будет совещательным органом.

Государственная дума учреждалась для предварительной  разработки и обсуждения законодательных  предположений, входящих, по силе основных законов, через Государственный  Совет самодержавной власти.

Предусматривалось, что Дума будет обсуждать законы, сметы министерств и главных  управлений, государственные доходы и расходы, дела о постройке железных дорог и т.д.

Устанавливался  порядок выборов в Думу: по губерниям  и областям и крупным городам. Выборы на окраинах должны были осуществляться на основе особых правил. Политический маневр правительства был рассчитан  на привлечение «надежных, монархических  и консервативных сил» и, прежде всего, крестьянства. Высокий избирательный  ценз лишал права участия в  выборах: рабочих, значительную часть  городского населения, безземельных крестьян и батраков. Однако надежда царского правительства не оправдалась. Булыгинскую думу бойкотировала подавляющая часть населения России.

Информация о работе История российского конституционализма в период монархизма