Источники права: понятия и пути их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5

Классификация источников права…………………………….........................7

Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9

Судебный прецедент как источник права…………………………………….11

Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13

Международный договор в системе источников права……………………...17

Иные источники права и их характеристика………………………………….19

Пределы действия источников права………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТГП на тему Нормы права.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

С развитием и укреплением судебной системы в России, судебный и административный прецеденты, по-видимому, получат новый импульс в своем развитии. Прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе быть более гибкой.

Следует учитывать, что в современном мире отсутствуют государства, в правовой системе которых действуют только судебные прецеденты. В США, например, действуют и законы, и судебные прецеденты, то же и в Англии. Более того, в так называемой англосаксонской правовой системе идет процесс, при котором увеличивается удельный вес статутного права, а в романской правовой системе (Франция, Германия и т. д.) увеличивается удельный весь прецедентного права.

Говоря о соотношении прецедента и закона, следует учитывать, по меньшей мере, три фактора. Во-первых, утрату прецедентом со второй половины XIX в. своего верховенства в правовой системе. Во-вторых, неоднозначность «взаимоотношений» закона и прецедента, ибо приоритетом обладает и закон по отношению к прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона, и судебный прецедент по отношению к закону, что вытекает из обязанности суда толковать акты парламента. Наконец, третий фактор - это в известном смысле надгосударственный характер общего права, действующего в большой группе англоязычных стран.

Прецедентное право, как следует из вышеизложенного имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

1) прецедент – это результат  логики и здравого смысла, использование  которых, как правило, приводит к  адекватному и точному урегулированию  конкретного случая;

2) прецедент обладает большой  убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно  большим динамизмом, нежели нормативный  акт: ведь судья в своем решении  способен отразить изменения, происходящие  в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

1) прецедент не имеет того  авторитета, а, следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному  акту;

2) прецедент допускает возможность  произвола;

3) объем действия прецедента  не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

 

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: понятие и классификация

 

Нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит, изменяет или отменяет правовые нормы.

 

  Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

- содержит общеобязательные правила поведения, т. е. правовые нормы;

- обязателен для тех, на кого эти правила рассчитаны;

- обладает соответствующей юридической силой, которая зависит от компетентности правотворческого органа;

- действует независимо от своего исполнения;

- является в основном результатом правотворческой деятельности государственных органов

Нормативный правовой акт следует отличать от индивидуального правового акта (или правоприменительного акта), который содержит не нормы права, а правовые предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм. Также нормативный правовой акт отличен от интерпретационного правового акта (акта официального толкования), разъясняющего действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты имеют собственную классификацию, традиционно подразделяющую их на конституцию, закон и подзаконный нормативный акт.

Конституция представляет собой нормативный правовой

акт (либо совокупность актов) высшей юридической силы, закрепляющий основы государственного строя, формы государства, правовой статус личности, разделение властей и иные важнейшие общегосударственные принципы и положения.

Конституция страны имеет прямое действие и применяется на всей территории государства, ей присуще юридическое верхо­венство в иерархии действующих источников права. Контроль за соблюдением данного принципа возложен на специальный судебный орган высшей инстанции - конституционный суд. Изменения и конституции вносятся, как правило, в результате применения специальной процедуры. Принятие и ввод в юридическую силу конституции являются определенной устанавливающей вехой в процессе легализации и легитимации государственной власти, ее «освященное» именем Основного закона страны.

Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

По степени возрастания собственной легитимности, т е. одобрения народом конституционных положений, конституции можно различить как принятые:

- путем октроирования, т. е. жалования  монархом основного закона своему  народу;

- парламентом, т. е. высшим законодательным органом государства;

- учредительным (конституционным) собранием, депутаты которого избираются путем всеобщего голосования;

- непосредственно народом на  референдуме.

По форме закрепления положений конституции могут 6ыть:

- едиными, представленными одним официальным документом;

- комплексными, состоящими из группы  конституционных законов, в совокупности  являющихся основным законом  государства (в Израиле, в частности, за 55 лет существования государственности  принято полтора десятка конституционных законов);

- комбинированными, складывающимися  из различных частей (в судебных  прецедентах, конституционных соглашениях, обычаях и традициях, а также  в правовых доктринах).

По возможности внесения конституционных изменений основные законы могут быть классифицированы как:

- жесткие, требующие референдума по данному вопросу или принятия специальных законов о поправках в конституцию;

- гибкие, меняющиеся на основе принятия обычных законов.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

- закон нормативно выражает волю народа как результат согласования различных социальных интересов;

- закон принимается законодательным органом от имени народа или путем всенародного голосования (референдума);

- закон устанавливает первичные нормы государства, регулируя основные стороны жизни в реально складывающихся отношениях;

- закон принимается на основе специально установленных процедур в рамках законодательного процесса;

- закон обладает особой, верховной юридической силой ставящей его на верхнюю ступень (после конституции как основного закона государства) системы действующих источников права которые должны соответствовать закону;

- закон характеризуется наибольшей стабильностью своих положений, ему свойственна длительность действия.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

По способу принятия законов можно выделить:

- законы, принятые на референдуме;

- законы, принимаемые парламентом, в том числе:

принимаемые однопалатным парламентом (в большинстве унитарных государств);

принимаемые нижней палатой двухпалатного парламента (условиях федеративного государства);

 принимаемые обеими палатами (конституционные законы, законы  о поправках в конституции);

- законы, принимаемые в силу  делегирования полномочий, в том  числе:

принимаемые в силу прямого делегирования законотворческих полномочий (конституцией или специальными актами парламента) главе государства или кабинету министров (Франция, Казахстан);

принимаемые в силу вторичного делегирования законотворческих полномочий вследствие принятия специального на то акта парламента.

В зависимости от формы государственного устройства разграничивают:

- законы унитарного и федеративного государства;

- законы автономий в составе унитарного государства;

- законы субъектов федерации;

- законы межгосударственных союзов (разнятся по юридической силе и территориальному действию в зависимости от сути и направленности самого объединения суверенных государств).

По юридической силе подразделяют:

- акты общегосударственного референдума, в которых воплощается основной принцип «прямой» демократии - право народа принимать окончательное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Так, в Швейцарии в обязательном порядке на всенародное голосование выносится любое изменение конституции, полное или частичное, включая поправки к действующим статьям. На факультативные референдумы (организуемые по инициативе не менее 50 тыс. граждан) выносятся законы, утвержденные парламентом страны;

 

- конституционные (органические) законы как акты, вносящие изменения в конституцию либо пересматривающие ее текст, либо «списочные» акты, т. е. принимаемые по перечню, закрепленному в нормах конституции. Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой  юридической силой по сравнению  с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным  кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный  закон должны проголосовать не  менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает  правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

- ординарные (обычные) законы, наличие  которых фиксируется во всех  современных правовых системах. Обыкновенными называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Их собственная классификация, как правило, предусматривает выделение:

 

 А) кодексов и иных кодификационных  актов (основ законодательства, уставов, положений, регламентов);

Информация о работе Источники права: понятия и пути их формирования