ИСТОЧНИКИ
ПРАВА: понятия и пути их формирования.
В
научной и учебной литературе
источниками права традиционно
считают нормативные правовые
акты, санкционированные обычаи
и судебные (или административные)
прецеденты. Вместе с тем в
последние годы источником права
стали называть не только внешнюю
форму выражения права, но и
социальные предпосылки (общественные
отношения), субъекта правотворчества
(государство), его деятельность, организационные
формы принятия нормативного
правового акта (акт волеизъявления,
правотворческое решение).
Возникшее
терминологическое неудобство можно
было разрешить, заменив термин "источник"
непосредственно термином "форма права".
А.В.
Малько дает следующее определение
формы права: «формы права – это
способ выражения во в негосударственной
воли, юридических правил поведения"1.
С помощью
формы, право обретает свои неотъемлемые
черты и признаки: общеобязательность,
общеизвестность и т.д.
Различают
внутреннюю и внешнюю формы
права. Под внутренней формой
права понимают его структуру,
систему элементов, составляющих
содержание данного явления. Под
внешней формой права понимается
комплекс юридических источников,
формально закрепляющих правовые
явления и позволяющих субъектам
права ознакомиться с их реальным
содержанием и пользоваться ими.
Понятия
«форма права» и «источник
права» тесно взаимосвязаны, но
не совпадают. Если «форма права»
показывает, как содержание права
организовано и выражено вовне,
то «источник права» указывает
на истоки формирования права,
систему факторов, предопределяющих
его содержание и формы выражения.
Сложившаяся
система знаний об источниках
права вобрала в себя различающиеся
их трактовки, представления либо
объяснения в качестве определенной
силы, причины происхождения права
или же фиксированной точки
отсчета, связанной с появлением
права как нормативного начала
государственно организованного
общества, правовой первоосновы
или источника сведений о праве.
В
процессе развития юридической
науки источники права рассматривались
многозначно на основе различных
подходов к ним2:
- источник
права как социальная основа
его возникновения в смысле
способа бытия людей, отражающая
их качественные характеристики
как членов человеческого общества;
- источник
права в материальном смысле,
представляющий экономические условия,
которые оказывают прямое или
опосредованное влияние на процессы
создания юридических актов и
других официальных документов
государственной власти, содержащих
общеобязательные веления;
- источник
права в политическом аспекте,
т. е. само государство как
сила, непосредственно порождающая
своими правотворческими действиями
позитивное право;
- источник
права как историко-правовые памятники,
судебные решения, летописные
свидетельства, имевшие значение
для действовавшего права;
- источник
права в идеальном смысле, который
определяется нематериальными факторами
осознания и обоснования права.
Такими выступают философские
взгляды на суть и назначение
права нравственные воззрения общества,
государственная идеология правосознание
различных групп и слоев населения;
- источник
права в формально-юридическом
смысле, являющийся формой внешнего
закрепления и выражения правовых
норм, придания им общеобязательного
официального характера.
При
всей значимости сформировавшейся
многофакторной системы знаний
об источниках права более
приемлемым и соответствующим
нынешнему уровню развития правоведения
видится интегративный подход
к познанию права, который позволяет
рассматривать его как развивающееся
в различных аспектах явление социальной
жизни.
Термин
"источник права" юриспруденции
известен давно. Понятие пришло
к нам в юриспруденцию из
римского права начала нашей
эры, когда знаменитый юрист
Тит Ливии назвал Законы XII Таблиц
«источником всего публичного
и частного права» Рима .
Источники
права - это официальные документы
или специальные положения, закрепляющие
юридические нормы.
Направления
и способы, по которым формируются
источники права, неодинаковы,
отвечая специфике отдельных
их видов, особенностям развития
различных обществ и цивилизаций,
формам государственности. Основные
пути формирования следующие:
- непосредственное
волеизъявление народа в виде
голосования или опроса по
проектам юридических актов (решения
народных собраний, референдум, плебисцит
и т. д.);
- санкционирование
- одобрение государством в виде
общеобязательных правил поведения
социальных норм, полезных для
него в силу их длительного
действия и влияния на население;
- придание
общеобязательной силы судебным
решениям по конкретным делам;
- признание
государством юридической силы
соглашений между субъектами
права с установлением взаимных
прав и обязанностей в качестве правовых
норм;
- правотворчество
- принятие нормативных документов
полномочными государственными
органами, а также органами местного
самоуправления, для которых законодательство
предусматривает такую возможность,
практически приравнивая их в
данном процессе к органам государственной
власти;
- трансформация
как установленный государством
порядок применения норм международного
права на своей территории, который,
соответственно, может быть выполнен
в виде индивидуальной имплементации
- «переводе» таких норм, превращении
в нормы национального права
законодательным путем, и общей
имплементации - рассмотрении международно-правовых
правил как составных частей
национального права, т. е. непосредственно
действующими.
В любом
современном государстве источники
права (и прежде всего законы) упорядочены,
но вместе с тем они вряд ли составляют
строгую систему, особенно акты подзаконного
нормотворчества, правовые обычаи и
прецеденты. Скорее всего, это совокупность
нормативных и иных юридических
актов, устанавливающих определенный
правовой режим.