Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:06, контрольная работа
Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) (в дальнейшем - ЗМ), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.
Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика |
|
|
|
Автор: Administrator |
24.02.2012 07:41 |
Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) (в дальнейшем - ЗМ), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место. Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн, и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма. Если в дхармасутрах в основном рассматривались
деликты ─ преступления против личности:
убийство, прелюбодеяние, оскорбление,
воровство, которые объединялись общим
понятием ─ химса
(нанесение ущерба, обиды личности), то
в более поздних дхармашастрах все большее
внимание стало уделяться договорным
и имущественным отношениям, ответственности
за их нарушение (о неуплате долга, закладе,
границах земельных участков, разделе
наследства и пр.). Правовые нормы в этих
дхармашастрах были более упорядочены,
классифицированы. Начиная с ЗМ, они стали
строиться на основе 18 поводов судебного
разбирательства. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр. Регулирование имущественных отношений Шастры свидетельствуют, с одной стороны,
об имущественном расслоении в Древней
Индии, а с другой - о довольно строгом
сохранении общинных, кастовых, патриархальных,
большесемейных связей. В общинном землевладении
находились пастбища, ирригационные сооружения,
дороги и пр. Нормы древнеиндийского права
охраняют земледельческие права общин,
деревень, селений, которые имели почти
неограниченное право распоряжения землей:
продавать, сдавать в аренду, дарить, в
частности ─ храмам. ЗМ четко закрепляют законные
способы приобретения имущества: Этот идеальный порядок часто не отражал
реального положения представителей отдельных
варн. Наемный труд презирался высшими варнами,
не случайно в ЗМ услужение характеризуется
как "собачий образ жизни", а брахману
всячески рекомендуется избегать его.
Крайне тяжелы были и условия личного
найма. Наемный работник, не выполнивший
работу, подвергался штрафу, ему не выплачивалась
наемная плата, даже если он был болен
и работа в связи с этим была немного не
законченной. Преступления и наказания Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушения, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом - искупление. Так, к великим грехам в ЗМ отнесены такие деяния, которые влекли за собой ритуальную нечистоту виновного и необходимость тяжкого искупления, в частности убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Эти же деяния отнесены в другой главе (IX, 235) к разряду деликтов-преступлений, следствием которых являлось наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Само понятие преступления можно применять
лишь условно при характеристике права
древнего мира, ибо в это время не проводилось
еще четких различий между частноправовым
правонарушением (деликтом) и преступлением.
Шастры при рассмотрении конкретных преступлений
исходят из неких общих понятий, принципов:
из признания форм вины (умысел или неосторожность),
необходимой обороны, рецидива, соучастия,
обстоятельств, смягчающих и отягчающих
наказания, и пр. При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего - отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По ЗМ на брахмана в этом случае накладывался больший штраф, чем на шудру. Особо наказывались преступления, затрагивающие интересы царя и храма. Так, например, ЗМ предписывают казнить без промедления взламывающих царский склад, арсенал или храм. Отсутствие сколько-нибудь полного перечня
так называемых государственных преступлений
- характерная черта древневосточного
права. Большая группа норм, входящих в общее понятие "насилие", касается преступлений против личности. Среди них первое место занимает убийство, влекущее за собой смерть преступника. "Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не является для убивающего грехом" - провозглашено в ЗМ. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же брахман не мог быть наказан смертной казнью даже за убийство. В этом случае он изгонялся из страны. Телесные повреждения рассматривались в шастрах в контексте оскорблений действием. Групповые побои влекли удвоенную сумму штрафа для каждого преступника. Как и жизнь, достоинство людей в шастрах расценивалось в зависимости от сословно-варновой принадлежности. Прелюбодеяние было одним из первых известных шастрам великих грехов и тяжких преступлений. В ЗМ нормы о прелюбодеянии идут вслед за убийством. Все виновные в прелюбодеянии (которому в шастрах дается очень широкая трактовка, включающая, в частности, тайную беседу с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и пр.) подлежат смертной казни. Если шудра сожительствовал с женщиной из высшей варны, он подлежал кастрации. Значительное место в шастрах занимали
и имущественные
преступления - кража, грабеж, которые
рассматривались как однопорядковые явления
с преступлениями против личности, клеветой,
прелюбодеянием, ибо имущество в правосознании
древнего индуса являлось как бы продолжением
личности, было неразрывно связано с нею. В ЗМ различается простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, утопление и пр.) смертная казнь, которая в ряде случаев могла быть заменена уплатой высшего штрафа. К брахманам смертная казнь не применялась, к ней приравнивалась своеобразная гражданская смерть, связанная с публичным оглашением, клеймением, изгнанием из касты и страны. Клеймение применялось и к представителям других варн вместе с телесным наказанием и денежными штрафами. Регулирование брачно-семейных отношений. Все предписания "о дхарме мужа и жены" свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, в сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев. Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину. Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Обязанность жены - послушание и уважение мужа. Условия вступления в брак не запрещали,
а скорее поощряли супружество несовершеннолетних. Судебный процесс Судопроизводство подробно описывается как в Арт., так и в поздних дхармашастрах, причем правила обвинительного по своему характеру процесса и по уголовным, и по гражданским делам в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда (в основном по долговым обязательствам). Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (обвинения), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев. Рассмотрение прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для ответа: первый раз от 3 до 7 дней, второй (с целью поиска новых доказательств) - полтора месяца. Истец должен был доказательно оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика от суда было равнозначно признанию вины. Публичная состязательность, как необходимое
условие ведения дел, усиливалась правом
истца и ответчика биться об заклад, который
выплачивался проигравшей стороной определенной
суммой царю. Только при отсутствии надлежащих свидетелей
разрешалось принимать свидетельства
ребенка, старика, ученика (в отношении
учителя), родственника, раба и женщины.
Предписывался также специальный ритуал
приведения к присяге свидетеля. В Артхашастрах заметен некоторый отход от состязательного характера судебного процесса. Об этом свидетельствуют и усиление в судопроизводстве роли органов власти, царя, который обязывался, в частности, вызвать ответчика в суд, если сам истец был не в состоянии сделать это, и возможность применения пыток. (Подробнее см.: История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М..- Изд. НОРМА, 1996. – 480 с.)
Похожие статьи:
|
Информация о работе Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика