Источники права в Средневековой Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Про возглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязании. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601–604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в. — Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии.

Вложенные файлы: 1 файл

Источники права.docx

— 268.19 Кб (Скачать файл)

Источники права. 

 До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Про возглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязании. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601–604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в. — Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии.

В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые правовые положения, устанавливающие, например, повышенные штрафы за преступления против короля и церкви, материальные взыскания короля по ряду исков свободных (дела о краже, убийстве). Так, за убийство свободного человека выплачивался не только вергельд семье убитого, но и штраф (в 50 шиллингов) королю в качестве возмещения господину.

В IX в. король уже выступает как главный гарант "королевского мира", как защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля. Злоумышление против его жизни влечет за собой смертную казнь.

Основываясь на обычном  праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих.

Политика первых нормандских королей, начиная с  Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных  и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже  зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной  королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских  судов.

С деятельностью  на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование "общего права" (Common law) страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.

Кроме того, рассматривались  ими и "общие тяжбы" или "тяжбы  народа" по жалобам, поступающим  к королю. Одним из первых центральных  королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи". Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы (writ}, как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика.

Со временем в  приказах стал четко формулироваться  вид требования, иска; приказы стали  классифицироваться по определенным видам  правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.

Этому способствовали прежде всего ассизы (ассизами называли и законодательные акты Генриха II, и формы исков) Генриха II, которые  установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. Наиболее известна "Великая ассиза", предусматривавшая  особую форму иска об установлении правового титула на землю, а также  ряд владельческих ассиз: "О  смерти предшественника" (о передаче свободного держания наследникам); ассиза "О новом захвате" (о расширении путем "новых захватов" домениальной земельной собственности короля); ассиза "О последнем представлении  на приход" (о праве землевладельца представлять своего кандидата на место  священника в приходской церкви). Две  крупные ассизы — Кларендонская (1166 года) и Нортгемптонская (1176 года) были изданы в форме инструкций разъездным судьям.

Так как на ранней стадии формирования "общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" — реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

Ограничения издания  новых приказов нашли отражение  в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных  феодалов (баронов) с королем.

Поток жалоб, поступавших  к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским  статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр приказов" пополнился после этого  универсальным иском "применительно  к данному случаю" (action in the case). Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. "Общее право" продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.

Другим каналом  формирования норм "общего права" стала сама практика королевских  судов. Записи по судебным делам, сначала  в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки  судебного решения, велись с момента  возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в "Свитках тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов — "Ежегодников". В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей.

Вместе с публикацией  материалов судебных дел стала формироваться  и теория судебного прецедента, еще  далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских  судов по определенному правовому вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных вопросов в будущем.

В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах "общего права", формализм которого препятствует этому.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей  неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с  меняющимися историческими условиями  стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости" (equity — общепринятое понятие "права справедливости" ассоциируется с такими чертами права, как его "естественная (природная) справедливость").

Возникновение "суда справедливости" было связано с  деятельностью лорда-канцлера — "проводника королевской совести", который  сначала от имени короля, а с 1474 года — от своего имени стал оказывать  защиту истцам, жалующимся на "плохое правосудие", на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах "общего права".

На основе обращения  потерпевших к королю с просьбой "ради Бога и милосердия" защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом  штрафа (sub poena) обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся нормами "справедливости".

"Право справедливости" не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов  на откуп судей, что неизбежно  должно было привести к созданию  ряда принципов, ограничений,  соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и  стали создаваться по мере  того, как накапливались решения  "судов справедливости". Судебные  отчеты по рассматриваемым делам  начали публиковаться поздно, с  1557 года, когда резко возросло  количество дел в судах справедливости.

Основные принципы "права справедливости", часть  которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" — это "милость короля", а не исконное право потерпевшего.

"Право справедливости" создавалось не для того, чтобы  заменить "общее право", а чтобы  придать ему большую эффективность  путем отхода от старых формальных  правил, создать средства защиты  нарушенных прав и интересов  в тех сферах общественных  отношений, которые не затрагивались  нормами "общего права". Если  сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то  со временем, в силу изменившихся  исторических условий, оно стало  приходить в прямое противоречие  с ним. Столкновения между "судами  справедливости" и судами "общего  права" начались в 1616 году, когда  Э. Кок, главный судья "Суда  общих тяжб" в Вестминстере, поставил  вопрос о том, может ли "суд  справедливости" выносить решение  после соответствующего решения  суда "общего права" или вместо  него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда (inqunction), запрещающие исполнение некоторых решений судов "общего права".

Яков I, предпоследний  абсолютистский король в Англии, решил  этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "через своих  слуг" в отправление правосудия. Королем был издан указ, что  в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние  имеют преимущественное значение.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали  выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

При доминирующем распространении  в средневековом праве Англии прецедентных норм важное значение на всех этапах его развития, особенно в переломные эпохи, имело королевское  законодательство, статутное право.

Королевское законотворчество в посленормандские времена началось с Вильгельма Завоевателя.

Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. Законодательство Генриха II (XII в.), Эдуарда I (XIII в.), прозванного за бурную правотворческую деятельность английским Юстинианом, предопределило в значительной мере форму и содержание "общего права", выработало его основополагающие правила и принципы.

До возникновения  парламента, а точнее до царствования Эдуарда I, различий между королевским  ордонансом и статутом не проводилось. Мертонский статут 1235 года появился до создания парламента. Вестминстерские статуты 1275, 1285, 1290 гг. Эдуарда I, призванные устранить пробелы в "общем праве", усилить королевский контроль за отправлением правосудия, ограничить иммунитетные права феодалов и землевладение церкви и др., принимались при участии парламента, но со времени постоянных заседаний парламента в Вестминстере они стали называться по первым двум словам законодательного текста).

Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты — парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке.

Понятие статут, более  приближенное к современному парламентскому акту, появилось лишь в 1327 году, когда  общины обратились к королю с просьбой доводить до его сведения "общие  петиции" (содержащие часто готовые  законопроекты — билли) и получать "ответ короля и его советы в письменной форме за Большой  печатью королевства". С этого  времени одни законодательные акты принимались королем "с согласия Совета", другие — "с согласия парламента". Подтвердив право короля издавать "указы в Совете", парламент  установил, что впредь только статут может изменить содержание ранее  принятого статута.

Все парламентские  ограничения королевского законодательства фактически были отброшены в период абсолютизма, когда указы короля вторгались в решение самых важных государственных вопросов, а парламент  часто сам уполномочивал короля издавать указы, которые существенно  меняли содержание парламентского статута. Установившаяся практика была закреплена статутом 1539 года, предоставившим королю широкие права в издании прокламаций, указов, когда парламент не заседает, "если возникает необходимость действовать со всей быстротой, требуемой обстоятельствами".

Особое место  среди источников средневекового права  Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм "общего права", не способствующий развитию рыночных отношений, предопределил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. Дело в том, что в портовых городах Англии, ставших с конца XIII в. важными центрами международной торговли, вместе с оптовыми ярмарками по продаже шерсти, сукна, металлов развилась целая сеть специальных судов (court of the staple). В XIV в. суды по оптовой торговле действовали уже в 614 английских городах. Выступая в роли защитников безопасной международной торговли, приносящей казне немалые доходы, английские короли поощряли как деятельность купцов (это нашло отражение еще в 41 статье Великой хартии вольности 1215 года), так и деятельность купеческих судов. В 1353 году, например, был принят специальный статут об оптовой торговле и городских торговых судах, которые должны были создаваться местными и заморскими купцами под председательством мэров английских городов. На решения этих судов можно было подавать апелляции как в королевский, так и в канцелярский суд. Статут прямо отсылал торговые суды к нормам торгового, а не "общего права" (в торговых судах сложились такие важные институты торгового права, как переводной вексель, страховой полис, ссуды под залог грузов и пр.). В 1471 году английский парламент постановил также, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать суда "запыленных ног" (судами "запыленных ног" Брактон называл ярмарочные суды суммарной юрисдикции с упрощенной судебной процедурой, обеспечивающей скорое решение дел ("от прилива до прилива")).

Информация о работе Источники права в Средневековой Англии