Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:44, творческая работа

Краткое описание

В институциях Юстиниана прочерчивается отличие между правом писаным( ius scriptum) и не писаным( ius non scriptum). Писаное право - это закон и остальные нормы, идущие от органов власти и закрепленные ими в поставленной редакции. Неписаное право - это нормы, вырабатывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике критерии поведения людей не получают признания и охраны от государственной власти, они остаются элементарными обычаями( так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, сочиняют обыденное преимущество, а время от времени даже воспринимаются государственной властью, придающей ей форму закона.

Вложенные файлы: 1 файл

kapiturova_tvorcheskaia_rabota(1).doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Пензенский СГА

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Римское право

Тема

Источники римского права

Фамилия

Капитурова

Имя

Ольга

Отчество

Вячеславовна

№ контракта

03500913403704081


 

Основная часть

Источники римского права

В институциях Юстиниана прочерчивается отличие между правом писаным( ius scriptum) и не писаным( ius non scriptum). Писаное право - это закон и остальные нормы, идущие от органов власти и закрепленные ими в поставленной редакции. Неписаное право - это нормы, вырабатывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике критерии поведения людей не получают признания и охраны от государственной власти, они остаются элементарными обычаями( так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, сочиняют обыденное преимущество, а время от времени даже воспринимаются государственной властью, придающей ей форму закона.

Само создание традиций является итогом их неоднократного внедрения, при котором правило получает типический нрав и, если оно признано государством, то преобразуется в норму, обязательную для внедрения и на настоящее время.

Правила поведения, складывающиеся в практике, имеются уже в до государственной жизни, но тогда они, несомненно, еще не имеют нрава правовых. Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum( обычаи предков), usus( рядовая практика); сюда же нужно отнести: commentarii pontificum( обычаи, сложившиеся в практике жрецов); Commentarii magistratuum( обычаи,

сложившиеся в практике магистратов) и пр., в высочайший период используется термин consuetudo( обычай).

В движение продолжительного времени писаных законов практически не было: при простоте хозяйственного строя и всей публичной и государственной  жизни, при неразвитости оборота в законодательстве не было необходимости, разрешено было обращаться обычным правом( к тому же на первых шагах развития издание закона как общей нормы представляло огромные трудности). Предание, как будто еще в королевский( до республиканский) период издавались leges regiae - королевские законы( в частности, знаменитому королю Сервию Туллию приписывается 50 законов о договорах и деликтах), недостоверно. Даже исторический монумент - законы xii таблиц( v в. до н. э.) - по существу представлял собой, по-видимому, в большей степени кодификацию традиций( с некими заимствованиями из греческого права). Для обычного права не свойственна выраженность его требований в тщательно четких постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права - особенные по содержанию и по нраву; основным образом это принципиальные предписания пределов или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о аспектах допустимости и применимости таковой pei-уляции при поддержке обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи( mores) имеют все шансы играть  двоякую роль: во-первых, они подменяют указания остальных наиболее определенных источников права, до этого только, законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о методе внедрения законов и остальных источников права в юридической практике - и это 2-ое смысл традиций не теряется даже при полном переходе к кристально муниципальному нормированию права.

Обычаи сознавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные запросы, выраженные в остальных формах: “В тех делах, в которых мы не используем писаными законами, необходимо блюсти то, что замечено нравами и обычаями”. В данной ситуации требование обычая непременно  и равнозначно иному определенному указанию на содержание правового запросы: “Укоренившийся обычай справедливо используется как закон и это имеется преимущество, о котором говорится, что оно известно нравами”. Однако не любой обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не обязан был возражать закону, подразумевая, что он его дополняет и собственного рода “оживляет”; абсолютным числилось, что обычай не в силах аннулировать распоряжение закона. Для собственного признания в качестве правового запросы, т. е. дающего базу для охраны трибуналом, обычай обязан ответствовать неким дополнительным аспектам:

1) он обязан формулировать продолжительную  правовую практику, в каждом случае, в пределах жизни наиболее 1-го поколения;

2) он обязан формулировать однообразную  практику – при этом равнодушно, деяния или бездействия;

3) он обязан воплощать неотложную  и умную надобность в правовом  конкретно регулировании ситуации, т. е. далековато не все обыкновения даже коммерческого оборота имеют все шансы собрать правовое требование обычая( к примеру, не формируют этакого обыкновение “давать на чай”, различные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.).

Наконец, специфику правового внедрения обычая создало то, что ссылающийся на обычай обязан сам обосновывать факт его наличия, обычай не ( предполагался) в суде, а доказывался.

Важную изюминка римского правового обычая составила, в особенности в классическом праве, неразрывность осмысливания обычая с нравами( что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая - это “молчаливое единодушие народа, подтвержденное старыми нравами”. В силу этого обычай носил черты религиозного критерии, опирающегося на престиж жреческого объяснения; в языческую пору глашатаем обычая часто становилось воззвание к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые запросы религиозной традиции. В христианскую эру подобный нрав стали перемещать ссылки на Священное писание и евангелический канон.

По мерке укрепления и расширения страны, неписаное преимущество делается неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и

затруднительности, выверять в данной законный форме возрастающий кругооборот. Обычное право уступает путь закону и иным  правообразованиям.

Главным воплощением писаного права римская правовая цивилизация считала законы - leges.

Для признания правового предписания в качестве закона нужно было, чтоб он исходил от имеющего надлежащие возможности органа, т. е. так или по другому воплощал целый римский люд, и чтоб он был соответствующим образом афиширован: секретный законный акт не мог обладать верховной юридической силы. Сохранились полулегендарные сведения о законодательстве, издававшихся от имени римского народа первыми королями - Нумой Помнилием, Сервием Туллием и др. Однако самым принципиальным

моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине v в. до Н. Э.( в результате долгого социально политического и религиозного кризиса римской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жреческой и патрицианской аристократией) Законов xii Таблиц - свода, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя некоторое количество веков признаваемого за “источник только общественного и личного права”. 3аконы были выставлены для обсуждения народом( по обычаю - на древесных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Несколько позже законы были запечатлены в облике типичного монумента - 2-ух( или 3-х) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших, по-видимому, возле века спустя во время галльского вторжения.

Подлинный и целый контент Законов xii Таблиц неизвестен, в традиции римского права есть некоторое количество наиболее или наименее убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из остальных римских юридических источников классической эры. Значение истинных признано за приблизительно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам:

" О вызове в суд "( Табл. I),

" О вершении исков "( Табл. Ii),

" О долговом рабстве "( Табл. Ш),

" О порядке манципации при сделках "( Табл. Iv),

" О завещании и семейных делах "( Табл. V),

" О использовании земельного участком "( Табл. Vi),

" О воровстве "( Табл. Vii),

" О собственном оскорблении-обиде "( Табл. Viii),

" Об уголовных наказаниях "( Табл. Ix),

" О порядке похорон и церемоний "( Табл. X),

" О общественных делах в городке "( Табл. Xi),

" О неиспрашивании привилегий "( Табл. Xii).

Многие нравоизложения старых законов были малопонятны уже в век Цицерона, но во каждом случае они охватили все важные сферы юридической практики. По словам такого же Цицерона, “для каждого, кто отыскивает основ и источников права, одна маленькая книжица законов " Двенадцати таблиц " весом собственного престижа и объемом полезности поистине превышает все библиотеки философов”.

Однако законам Двенадцати таблиц присущи почти все недочеты старого права: казуистичность( изложение предписаний не в общем облике, а применительно к конкретным случаям), неполнота( почти все расположения закона предполагались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность( нормы личного и общественного характера, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм

( требование произнесения неких  фраз, запинка в которой желала  проигрыш дела в суде, недействительность контракта и т. п.).

Законы xii Таблиц положили базу развитию такого, что стало обобщенно именоваться римским общегражданским правом и складывалось из 2-ух главных форм - понтификального истолкования и следующего законодательства - jus civile.

Законодательство не осталось лишь в рамках изданных xii Таблиц. Обновление и формирование принципов, какие почитались как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем наиболее отмене, стало реализоваться новыми законодательными актами. Со порой сложились два подвида римских законов: lex в своем значении как распоряжение народного собрания, т. е. только римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum - приказ и приказ плебейской доли римской общины - “впрочем плебейские распоряжения по изданию Гортензисва закона( в 258 г. до Н. Э.) стали обладать силу не меньше законов”.

Законом числилось распоряжение, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: “Законы - это имеющие предписывающий нрав общие распоряжения, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом”. Закон для придания ему должной значительности мог измерить лишь от круто избранного магистрата и лишь в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, название по его инициатору: закон

Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда название было двойным по двум именам, к примеру, консулов: закон сильная - Горация и т. п. Закон обязан был кормить обязательные составляющие:

1) вступление, или указатель событий  издания;

2) контент, который мог подразделяться  на главки и т. п.;

3) sanctio, где постановлялись последствия  нарушения закона и ответственность  нарушителей.

Для его принятия закон обязан был быть доведен до сведения людей - выставлен магистратом заранее на особом месте форума. Приниматься закон мог лишь полностью, или так же полностью отвергаться, частичные конфигурации в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В наиболее позже время, когда настоящая активность народных собраний стала неосуществимой в следствии количественного роста римских людей, верховную санкцию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum.

Основная толпа римских законов популярна лишь по названиям и по всеобщему содержанию в передаче иными юридическими источниками. Полных текстов сохранилось очень мало.

Одной из форм правообразования, специфичной конкретно для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин “эдикт” проистекает от слова dico( произношу) и в согласовании с этим с начало означал устное афиша магистрата по тому или другому вопросу. С течением времени эдикт получил особое смысл программного объявления, какое по установившейся практике делали( уже в письменной форме) республиканские магистры при введении в обязанность. Юрист Гай писал, что в особенности принципиальное смысл имели эдикты:

1) преторов( как городского, ведавшего  гражданской юрисдикцией в отношениях  меж римскими гражданами, так  и перегринского, ведавшего гражданской  юрисдикцией по спорам между перегринами, а в том же духе между римскими гражданами и перегринами) и( поэтому в провинциях) правителей провинций.

2) курульных эдилов, ведавших гражданской  юрисдикцией по торговым делам( в провинциях - поэтому квесторов).

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

Покровский И.А. История римского права

http://ancientrome.ru/

3

Покровский И. История римского права онлайн библиотека юриста

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/pokr/intro2.php


 

 

 

 


 



Информация о работе Источники римского права