Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:54, контрольная работа
Органы исполнительной власти представляют собой определенную систему, в которой принято выделять структурные звенья трех организационно-правовых уровней:
— высший уровень — Кабинет Министров Украины (в функциональном взаимодействии с Президентом Украины);
— центральный уровень — министерства, государственные комитеты, иные центральные органы со специальным статусом;
— местный или территориальный уровень — Совет министров АРК, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации;
Кабинет Министров Украины и его статус.
Источники конституционного права.
Каким путем формируются органы местного самоуправления?
а) назначаються Президентом Украины;
б) выбираються избирателями определенных территорий;
в) назначаються Главой Верховной Рады Украины;
г) выбираються Верховной Радой Украины;
д) формируються путем референдума.
Органы исполнительной власти представляют собой определенную систему, в которой принято выделять структурные звенья трех организационно-правовых уровней:
— высший уровень — Кабинет Министров Украины (в функциональном взаимодействии с Президентом Украины);
— центральный уровень — министерства, государственные комитеты, иные центральные органы со специальным статусом;
— местный или территориальный уровень — Совет министров АРК, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации;
— органы специальной отраслевой и функциональной компетенции: непосредственно подчиненные центральным органам исполнительной власти, а также пребывающие в так называемом двойном подчинении, поскольку одновременно подчиняются центральному и местному органам исполнительной власти.
Органы исполнительной власти можно классифицировать на различные виды, в зависимости от критерия классификации, а именно:
а) от объема и характера компетенции: общей компетенции (КМУ, СМ АРК, местные государственные администрации), отраслевой компетенции (Министерство обороны, Министерство образования и науки и др.) специальной компетенции (Министерство экономики, Министерство финансов и др.);
б) от порядка решения вопросов: единоначальные (министерство, комитет и др.) и коллегиальные (КМУ, СМ АРК и др.);
в) от предмета направленности компетенции: органы управления экономической сферой, органы управления социально-культурной сферой, органы управления административно-политической сферой;
г) от объема полномочий по территории: центральные (КМУ, министерства, комитеты) и местные (государственные администрации);
д) от характера полномочий: министерства; государственные комитеты (государственные службы), центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в статьях 85 , 87 Конституции Украины.
Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.
В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра, министры.
Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины.
Премьер-министр Украины входит с представлением к Президенту Украины о создании, реорганизации и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на содержание этих органов.
Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр и они вступают в законную силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.
Состав Кабинета Министров формируется Президентом Украины при определенном участии Верховной Рады Украины в срок, не превышающий 60 дней, после прекращения полномочий предыдущего правительства.
Вновь созданный Кабинет Министров не позднее чем за 30 дней подает Верховной Раде Украины для утверждения программу деятельности на весь срок своих полномочий. К программе прилагается схема структуры Кабинета Министров Украины с информацией о его персональном составе. Программа считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Кабинет Министров создается на срок полномочий Президента Украины, то есть на 5 лет. Однако любой член Кабинета Министров может быть уволен Президентом с должности в любой момент. Вместе с тем, каждый член Кабинета Министров имеет право по политическим или личным мотивам заявить Президенту Украины о своей отставке.
Кабинет Министров Украины:
1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
2) принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;
5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности, осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом;
6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
8) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
9) направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
10) выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.
Принципы деятельности Кабинета Министров Украины
1. Деятельность Кабинета Министров Украины основывается на принципах верховенства права, законности, разделения государственной власти, непрерывности, коллегиальности, солидарной ответственности, открытости и прозрачности.
2. Кабинет Министров Украины осуществляет исполнительную власть на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины.
3. Кабинет Министров Украины является коллегиальным органом. Кабинет Министров Украины принимает решения после обсуждения вопросов на его заседаниях.
4. Кабинет Министров Украины регулярно информирует общественность через средства массовой информации о своей деятельности, привлекает граждан к процессу принятия решений, имеющих важное общественное значение. Принятие Кабинетом Министров Украины актов, содержащих информацию с ограниченным доступом, возможно лишь в случаях, определенных законом, в связи с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины. Все акты Кабинета Министров Украины подлежат обязательному обнародованию, кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом.
Главной задачей Кабинета Министров Украины является: обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, реализация прав и свобод человека и гражданина, создание благоприятных условий для свободного и гармоничного развития личности; выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины о формировании и осуществлении внутренней и внешней политики; забота о безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среде, экологической безопасности и рациональном использование природных ресурсов; применение мер по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности Украины, общественного порядка, борьбе с преступностью.
По своему статусу Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти и, как Правительство, возглавляет эту систему. Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и местные органы исполнительной власти, направляя, координируя и контролируя деятельность этих органов.
Местонахождение Кабинета Министров Украины
Кабинет Министров Украины находится в столице Украины – Киеве.
Источники права - это исходящие от государства или санкционированные им документальные формы выражения и закрепления норм права. Источником конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.
Источники права различаются:
а) за материальным содержанием (материальные условия жизни общества, система экономических связей, формы собственности и т.п.);
б) за идеальным содержанием (правовое сознание);
в) за юридическим содержанием (разные формы — средства выражения, объективность правовых норм). Поэтому под источниками права в юридическом значении понимают форму выражения, объективацию государственной воли.
Основным видом источников конституционного права Украины является нормативно-правовой акт.
В теории права существует 4 основных вида источников права:
1) правовой обычай;
2) судебный прецедент;
3) нормативно-правовой акт;
4) нормативно-правовой договор.
Нормативно-правовые акты можно разделить на законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке высшим законодательным органом государства и регулирует наиболее важные вопросы для всего общества.
Все источники конституционного права можно разделить по их юридической силе на следующие группы:
Система правовых актов, которые представляют источники конституционного права Украины, есть довольно широкой. Это Конституция Украины, Конституция Автономной Республики Крым, законы, постановления Верховной Рады Украины, акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, декларации ( прежде всего Декларация о государственном суверенитете Украины), Акт провозглашение независимости Украины, постановы Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, акты местных государственных администраций, органов местного самоуправления, регламенты и т.п. Правовые акты конституционного характера имеют право принимать Центральная избирательная комиссия как орган государственной власти.
Особое место среди источников конституционного права Украины принадлежит Конституции Украины. Конституция Украины принята 28 июня 1996г. не первая в истории нашего государства. До ее принятия в Украине действовала Конституция УССР 1978г., Которая тоже имела своих предшественников. Но нынешняя Конституция отличается от всех конституций советского времени во-первых тем, что является основным законом самостоятельного суверенного государства. Разумеется Конституция 1996г. не построила новое государство. Украина как государство существовала в различных границах и имела разные формы правления много веков. Идея сохранения исторически склавшоися государства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция Украины 1996г. выделяется из ряда актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в истории Украины.
Конституция Украины выполняет функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Их можно разделить на три основные функции:
1) идеологическую;
2) политическую;
3) юридическое.
Идеологическая функция заключается в том, что Конституция выступает средством идеологического воздействия на общество. Она играет большую воспитательную роль, устанавливает основы взаимоотношений человека и государства.
Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором принимают участие политические силы государства, проходит в рамках, установленных Конституцией.
Юридическая функция заключается в том, что Конституция является важнейшим источником права. Ее нормы имеют высшую юридическую силу и лежат в основе системы правового регулирования.
В Конституции закрепляются принципы государственно-правовых норм общего характера. Они имеют наивысшую юридическую силу, касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Таким диапазоном содержание норм Конституция Украины существенно отличается от других источников конституционного права. Важно и то, что в ней определяется много других источников этой отрасли национально-правовой системы. Нормы Конституции Украины касаются каждого гражданина, всех субъектов общественных отношений. Значительное количество конституционных норм имеют учредительный характер.