Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:13, контрольная работа
Главной целью кадрового аудита является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание организации.
Задачи кадрового аудита:
1. Выявление соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития.
2. Выявление соответствия структуры системы управления персоналом организационной структуре организации.
3. Проверка соблюдения правил, закрепленных существующей нормативно-правовой базой.
4. Выявление причин возникающих трудовых конфликтов и других проблем социально-трудовой сферы, разработка путей их разрешения, предотвращения и снижения негативного воздействия.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
КАДРОВЫЙ АУДИТ В
Работу выполнила:
студентка 5 курса
группы
Научный руководитель:
д.э.н., профессор.
Москва
2013
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КАДРОВОГО АУДИТА
Рост любой компании зависит не только от эффективного использования внешних ресурсов (инвестиций, кредитов, совместных проектов), но и внутренних. Как известно, одним из главных внутренних ресурсов фирмы является персонал. В связи с этим объективно возникает потребность в оценке этого важнейшего ресурса организации.
Существуют различные подходы к оценке кадрового потенциала организации. Первоначально оценке подвергалась работа сотрудников, их квалификация, производительность труда и т.п. В последнее время руководители стали понимать, что нужно оценивать не только и не столько работу сотрудников, сколько собственные процедуры управления персоналом. Так зародилась потребность в кадровом аудите.
Кроме того, в учебной
литературе, публикациях существуют
различные подходы к содержанию
кадрового аудита. Некоторые авторы
сводят эту деятельность к проверке
кадрового делопроизводства и анализу
работы службы управления персоналом.
Профессор А.Я. Кибанов и ряд
других авторов выделяют два направления
в кадровом аудите: оценка кадрового
потенциала организации и анализ
кадровых процессов. Другие авторы дополняют
эти направления кадрового
Кадровый аудит – анализ
и оценка соответствия структурного
и кадрового состава
В практике менеджмента кадровый
аудит является, с одной стороны,
способом наблюдения подобно финансовому
или бухгалтерскому аудиту, а с
другой – инструментом управления,
который позволяет решить ту или
иную проблему, возникающую в сфере
трудовых отношений. Кадровый аудит
в государственных органах
Таким образом, кадровый аудит,
особенно в условиях рыночной экономики,
позволяет повысить прибыльность организации
за счет выявления
Кадровый аудит помогает компаниям избежать многих проблем в случае проведения проверок государственных проверяющих, а также позволяет оптимизировать организацию рабочего процесса.
В результате проведения кадрового аудита должна осуществляться консультационная поддержка, аналитическая оценка и независимая экспертиза кадрового потенциала.
Главной целью кадрового аудита является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание организации.
Задачи кадрового аудита:
1. Выявление соответствия
кадрового потенциала
2. Выявление соответствия
структуры системы управления
персоналом организационной
3. Проверка соблюдения правил, закрепленных существующей нормативно-правовой базой.
4. Выявление причин возникающих
трудовых конфликтов и других
проблем социально-трудовой
Оценке могут быть подвергнуты
различные аспекты
1. Оценка кадрового потенциала
организации, включающая в
2. Оценка организационных
структур управления, то есть
строение организации (ее
3. Диагностика и оценка
эффективности кадровых
Таким образом, объектами аудиторской проверки могут быть:
― трудовой коллектив организации;
― методы и принципы управления персоналом;
― конкретное направление производственной деятельности.
Как показывает практика, потребность в кадровом аудите может быть вызвана различными причинами. Инициаторами проведения кадрового аудита могут выступать внутренние и внешние субъекты аудита: 6
― руководство организации;
― акционеры;
― руководство вышестоящих организаций;
― государственные исполнительные органы (инспекции, органы власти, судебные исполнители).
Организаторами процесса аудита являются руководители и сотрудники службы управления персоналом, а также руководители вышестоящих организаций. Исполнителями и участниками процесса могут быть специалисты службы управления персоналом, внутренние и внешние консультанты, эксперты, профсоюзные лидеры, акционеры, клиенты и персо-нал фирмы. При организации проверок в государственных органах, как правило, исполнителями кадрового аудита являются специально назначенные и уполномоченные специалисты вышестоящей организации или смежных организаций.
В зависимости от того, кто из субъектов инициирует проведение кадрового аудита, его цели могут быть различными. Например, инспекции по труду РФ чаще всего проверяют качество исполнения трудового законодательства, при этом аудит системы управления персоналом проводится с целью выявления нарушений и отклонений от законодательных норм в одной или всех функциях (процессах) управления персоналом.
Аудит системы управления персоналом может инициироваться и руководством компании. Например, руководство компании заинтересовано в получении информации о возможных рисках в развитии трудового потенциала организации. Тогда целью аудита системы управления персоналом будет изучение влияния различных факторов (функций, ресурсов) на формирование, использование и развитие трудового потенциала. Возможно, руководство заинтересуется, как управление персоналом повлияло на результаты работы конкретного подразделения или всей компании, тогда аудит системы управления персоналом будет нацелен на изучение объема и качества работы с персоналом в подразделении или во всей фирме.
Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой аудиторской проверки принципов:
― профессионализм;
― независимость;
― достоверность;
― честность и объективность;
― сопоставимость с международным правом.
Такой принцип, как независимость аудиторской проверки, в основном присущ внешним аудиторам, не зависящим от руководства организации.
Кадровый аудит в качестве относительно самостоятельного направления аудиторства начал активно развиваться в последние годы. К этому времени правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ были сформированы и законодательно закреплены. Они ориентированы на бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В настоящее время правовые основы аудиторской деятельности в РФ определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Таким образом, нормативно-правовая база кадрового аудита в настоящее время не сформирована. Однако поскольку кадровый аудит затрагивает анализ социально-трудовой сферы организации, правовая база для его проведения может быть представлена следующим образом:
Информационные источники для проведения кадрового аудита:
― законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями;
― показатели эффективности работы организации в целом;
― показатели эффективности работы отдельных подразделений и сотрудников;
― официальная статистическая отчетность организации по кадрам;
― кадровая документация и делопроизводство;
― результаты анкетирования и опросов сотрудников;
― результаты предыдущих исследований и проверок.
КАДРОВЫЙ АУДИТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ
Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для развития любой страны. Государственное управление императивно оказывает организующее-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Государство как организация публичной власти осуществляет ее, выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Каждый государственный орган является составной частью организационной структуры государственного аппарата. Государственные органы образуются для осуществления государственной власти и реализации функций государственного управления.
В систему органов
Система органов государственной власти субъектов РФ создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов местного
управления составляют государственные
органы, организованные по территориальному
или функционально-отраслевому
Компетенция государственных органов определяется прежде всего уровнем той деятельности, для которой они создаются.
Рассмотрим реализацию кадрового аудита в государственных органах на примере территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной
власти, являясь составными элементами
системы государственных
Государственный кадровый аудит предназначен для решения ситуационных проблем государственных потребностей. Он в большей мере
тождествен государственному финансовому контролю, который ведется как в масштабах федеральных органов, так и в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления.
Кадровый аудит в
― оценка результатов деятельности персонала государственного органа;
― проверка правильности целевого использования и сохранности государственных средств РФ и ее субъектов, выделяемых на обеспечение работы с персоналом государственных органов.
В государственных органах кадровый аудит осуществляется, как правило, в период проведения комплексных инспекторских проверок (ревизий), затрагивающих все сферы деятельности инспектируемого объекта, которые проводятся, как правило, один раз в три года или пять лет в соответствии с планами-графиками, утверждаемыми соответствующим федеральным органом.