Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:20, практическая работа
Не существует признанной всеми номенклатуры прав человека, равно как не существует и единственной признанной всеми их классификации. Можно подразделить права человека на материальные и процедурные, на ограничиваемые и не подлежащие никаким ограничениям и т.д. Некоторые из возможных подходов весьма наглядно представлены в схеме, составленной А.А.Азаровым
Классификация прав человека.
Не существует признанной всеми номенклатуры прав человека, равно как не существует и единственной признанной всеми их классификации. Можно подразделить права человека на материальные и процедурные, на ограничиваемые и не подлежащие никаким ограничениям и т.д. Некоторые из возможных подходов весьма наглядно представлены в схеме, составленной А.А.Азаровым
Классификация прав и свобод человека
По времени возникновения |
Гражданские и политические
Социально-экономические права
Коллективные права (права солидарности) |
По сферам общественных отношений |
|
По принадлежности к социальным нормам-регуляторам |
Моральные нормы
Писаное право, юридические нормы |
По политико-правовому статусу личности |
Права каждого индивида
Права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством |
По степени персонификации субъекта |
Права отдельного человека
Права социальных общностей |
По специальному субъекту-носителю прав |
|
По универсальности и закреплению в конституциях и международных нормах |
|
По возможности временного ограничения |
|
По роли государства в обеспечении прав и свобод |
|
Само понятие «права человека» менялось и меняется со временем. Не случайно создатели Всеобщей декларации прав человека отказались от попытки установить неизменный перечень прав, признали возможность появления новых прав человека.
Одним из оснований классификации может быть время признания прав человека обществом. Именно это лежит в основе понятия «поколения прав человека».
К первому поколению
прав человека относят права и свободы,
в основном сформулированные в эпоху Просвещения
и окончательно сформировавшиеся в начале
ХХ века. В основном это гражданские свободы,
устанавливающие пределы вмешательства
государства в личную жизнь человека,
включая ряд процедурных прав, а также
политические права, обеспечивающие соблюдение
личных прав. К ним относят свободы от
унижения человеческого достоинства,
пыток и жестокого обращения, неправомерного
ареста и заключения, несправедливого
суда, мысли и убеждений, передвижения
и вторжения в личную жизнь, слова и собраний,
участия в управлении государством и т.д.
Их часто называют фундаментальными прав
К середине XX столетия постепенно оформились представления о социальных, экономических и культурных правах, которые часто называют правами человека второго поколения. В сущности это – обязательства, которые берет на себя государство для обеспечения достойной жизни человека. К ним относят право на достойный уровень жизни, на образование, на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение и т.д. Появлению этого поколения прав, а затем и закреплению их в различных международных документах, человечество обязано развитию социалистического и социал-демократического движений, ориентированных на достижение социальной справедливости и социального равенства, а также деятельности коммунистических режимов на международной арене.
Заметим, что права человека первого и второго поколений имеют концептуально разное происхождение. Если первое поколения прав базируется на фундаменте естественного характера прав человека, то второе – на концепции общественного договора. В связи с этим очевидно, что права человека первого поколения не зависят от благосостояния государства. Обеспечение этих прав, в основном, не требует особых затрат со стороны государства; власть безусловно должна это сделать. Права человека второго поколения серьезно зависят от степени благосостояния государства. Чем богаче общество, тем больше средств может быть потрачено на обеспечение достойного уровня жизни граждан, охрану их здоровья, пособия по безработице и т.п. Обязательства государства по соблюдению этих прав есть предмет так называемого общественного договора.
Особенности социально-
• распространенность на определенную — социально-экономическую — область жизни человека;
• допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
• зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».
Длительное время правам
второго поколения отводилась второстепенная
роль, возможности регулирования
таких прав оценивались негативно.
Господствовало представление о
том, что невозможно точно определить
и юридически квалифицировать эти
права, поскольку они не могут
порождать непосредственных обязанностей
государства по их обеспечению и
правовой защите. Позже эта тенденция
сменилась отрицанием равноценности
социально-экономических и
Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических и культурных прав начались в 1948 году, когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Определенные трудности в признании этих прав существуют и сегодня. Так, Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году, до сих пор ратифицирована не всеми государствами. Ее ратификация — дело будущего и для Российской Федерации.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 года), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».
Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических и культурных прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 года, каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.
К концу ХХ века стало очевидно, что современное общество не может обойтись без прав человека второго поколения. Однако в странах не очень богатых, особенно в странах на переходе от тоталитаризма к демократии, от тотального планирования к рынку, большинством населения не осознана прямая зависимость обеспечения прав второго поколения от неукоснительного соблюдения основных гражданских и политических прав. Людям, привыкшим к опеке со стороны государства, трудно понять, что при отсутствии гарантий неприкосновенности личности и собственности, справедливого суда и т.д. не может динамично развиваться экономика, от которой зависит благосостояние общества. Трудно усваивается истина, что созданные обществом блага не будут направляться на нужды общества, если оно не сможет контролировать власть, подменяющую свободу слова манипуляцией общественным мнением, превращающую с помощью «административного ресурса» свободные выборы в имитацию.
В настоящее время права человека первого и второго поколения являются общепризнанными. Поэтому их часто называют основными правами человека.
В середине прошлого столетия заговорили о правах третьего поколения, под которыми обычно подразумеваются права различных особенно уязвимых или неблагополучных групп населения. Некоторые из этих прав, вроде права народов на самоопределение, были закреплены в международных документах. Случилось это во многом благодаря усилиям социалистических государств, стремившихся к расширению «антиимпериалистического фронта» за счет поддержки национально-освободительных движений в колониальных странах. Кроме того, II мировая война ярко обозначила проблему дискриминации и геноцида меньшинств (преследования евреев, цыган, гомосексуалистов). Особенно остро цивилизованный мир воспринял Холокост[2]. Массовое уничтожение евреев нацистами стало одной из важнейших причин, побудивших к разработке и принятию Всеобщей декларации прав человека вскоре после окончания II мировой войны, поскольку для многих признание прав третьего поколения виделось некой гарантией обеспечения прав меньшинств.
Права человека третьего поколения являются коллективными, принадлежат группам лиц, в то время как первые два поколения прав человека являются индивидуальными правами, иначе говоря, обязательствами государства по отношению к конкретному человеку. Многие теоретики прав человека и правозащитники считают неоправданным говорить о коллективных правах человека, поскольку они имеют лишь косвенное отношение к человеческому достоинству, в большей степени связаны с групповыми интересами. Исходя из этого, правильнее говорить о нарушении прав конкретного индивидуума в связи с его принадлежностью к определенной этнической или социальной группе.
С другой стороны, признание прав меньшинств правами человека дает широкие возможности для реализации политических и иных интересов каких-либо корпоративных групп под прикрытием лозунгов о защите прав человека. Так, признаваемое международным сообществом право народов на самоопределение может служить инструментов в руках сепаратистов, стремящихся к власти. Право народов на развитие становится аргументом в политике диктаторских клик ряда бедных государств в обосновании требования постоянного получения средств от бывших колонизаторов. При этом поступающая помощь, как правило, используется для укрепления режимов, а не для поддержания жизни нищенствующих подданных.
В конце ХХ века заговорили и о правах четвертого поколения (экологические и прочие), которые также являются коллективными и связаны с человеческим достоинством лишь косвенно. Поэтому большинство теоретиков также не спешит причислять их к правам человека.
В то же время продолжается
формулирование прав человека, относимых
к первому и второму
Так или иначе, список прав человека не закрыт. Концепции прав человека развиваются усилиями теоретиков и практиков.