Кодификация Римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Copus juris civilis), которая включала в себя:
1. Институции (освещение основ римского права для начального обучения);
2. Дигесты или Пандекты (собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. – до IV в. н. э.);
3. Кодекс Юстиниана или собрание императорских конституций (Руководит всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан).

Содержание

Введение 3
Глава I. Кодификация. Виды кодификационных актов 4
Значение Римского Права 6
Глава II. Кодификация и новые законы при Юстиниане 7
Дигесты Юстиниана 10
Обучение Юстиниана 12
Заключение 14
Использованная литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

Кодификация Римского Права89.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

            Юго-Западный Государственный Университет

 

 

                                         

 

                                            Доклад 

                           на тему : Кодификация Римского Права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил студент : Карелов Д.Е.

                                                                            Группа: ЮР-33Б

                                                          Проверил : Ларин А.М.

 

 

                                                      Курск 2013

                                                   Содержание

 

Введение

3

Глава I. Кодификация. Виды кодификационных актов

4

Значение Римского Права

6

Глава II. Кодификация и новые законы при Юстиниане

7

Дигесты Юстиниана

10

Обучение Юстиниана

12

Заключение

14

Использованная литература

15


 

 

 

Введение

 

Явившись  синтезом всего юридического творчества античного мира, Римское Право легло в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в  прежнее время оно считалось за самый писаный разум (за  ratio scripta).

Из  большого числа известных юристов  классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.).

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Copus juris civilis), которая включала в себя:

    1. Институции (освещение основ римского права для начального обучения);
    2. Дигесты или Пандекты (собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. – до IV в. н. э.);
    3. Кодекс Юстиниана или собрание императорских конституций (Руководит всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан).

Следует отметить, что прежде всего собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

 

 

 

 

Глава I .Кодификация.

Виды кодификационных  актов

 

Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее  законодательство, делать его более  компактным, согласованным, освобождать  от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами свободного характера. Этим решается проблема «расчистки» законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.

Будучи подведением  известных «итогов» правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью  удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании  общественных отношений. Иными словами кодификация – это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Творческая роль кодификации  выражается в укреплении системности  законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.

Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы. Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт.

Кодификационный акт  регулирует важную, значительную и  достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и  закрепляет наиболее существенные и  устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.

Более подвижные области  общественных отношений регулируются нормативными актами, создаваемыми в  процессе текущего правотворчества.

Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы.

Кодификационный акт, объединяя  в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.

Кодификационный акт  представляет собой упорядоченную  совокупность (систему) связанных между  собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.

Кодификационные акты, как  правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.

 

Глава II. Значение Римского права

 

   Естественное экономическое развитие  новых народов приводит их  также мало—помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно. начинает применяться в судах: оно переходит в местное и национальное законодательство, совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось.

Но  материальное действие его не исчезло  и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует  под именем этих последних.

 

Глава III. Кодификация и новые законы

при Юстиниане

 

Codex lustinianus. Причины, вызвавшие кодификаторскую  деятельность в предыдущие годы, продолжали действовать и во  времена Юстиниана. Но теперь  они имели более блестящие  последствия, потому что к ним  присоединились еще: тщеславие  Юстиниана, желавшего приобрести славу великого законодателя, и более удачный, чем прежде, подбор лиц, которым поручались кодификационные работы.

13 февраля 528 г.  Юстиниан учредил комиссию из 10 лиц под председательством Иоанна (exquaestor Sacri Patatii); в числе членов были Трибониан ( в то время, по—видимому, magister officiorum) и Теофил, профессор юридической школы в Константинополе. Комиссии поручено было составить новый сборник конституций, причем ей даны были широкие полномочия: сокращать и изменять, где нужно, старые конституции по форме и по содержанию, выбрасывать устаревшие и сочинять новые конституции, размещая их в соответствующие титулы. Порядок размещения конституций в пределах каждого титула должен был сохраняться хронологический, причем в начале каждой конституции должно было стоять имя издавшего ее императора, а в конце — день издания и имя консула. Через год кодекс был готов и с 16 апреля 529 г. должен был вступить в действие. С этого же времени теряли силу как три прежних кодекса (Грегорианский и пр.), так и конституции, изданные после Феодосиева кодекса (т.н. novellae, scil. constitutiones). Название свое новый сборник получил от имени императора: Codex lustinianus.  От этого кодекса до нас не сохранилось никаких следов.

Покончив с конституциями, Юстиниан решил приступить к кодификации т.н. Ius, т.е. права, содержавшегося в сочинениях юристов классического периода. Мысль об этой работе была еще у императора Феодосия II: он хотел выборки из сочинений юристов присоединить к существующим титулам своего Кодекса. Но ему не удалось осуществить этого намерения. Его современник Валентиниан III, побуждаемый одинаковыми потребностями, издал упомянутый выше закон, устранивший лишь в небольшой степени трудность пользования сочинениями юристов. С тех пор в этой области не было сделано ничего, чтобы облегчить это пользование.    Главные затруднения при пользовании классиками во времена Юстиниана заключались в следующем:

  • во—первых, не по силам тому времени было усвоение всего материала, содержавшегося в сочинениях классических юристов, даже при ограничениях, установленных законом Валентиниана III;
  • во-вторых, сочинения менее популярных авторов трудно добывались;
  • в—третьих, некоторые институты или отдельные правила устарели и перестали применяться вполне или отчасти;
  • в—четвертых, в сочинениях классических юристов было много спорных юридических вопросов (контроверс), оставшихся без разрешения. Чтобы взяться за их разрешение, а также чтобы выбрать из сочинений то, что еще сохраняло силу, нужно было такое научное развитие, каким не обладали юристы времен Юстиниана.

По  всем этим причинам Юстиниан решился кодифицировать ius. С этой целью он учредил в 530 г. (15 декабря) комиссию из 16 человек под председательством Трибониана, который был руководителем всего этого дела.

Этой  комиссии поручено было составить сборник  в 50 книг, который бы назывался Digesta, или Pandectae. В состав этого сборника должны были войти выдержки из сочинений классических юристов, которых, по словам самого Юстиниана, было собрано до 2000 книг (tibri). Подобно предыдущей и этой комиссии даны были широкие полномочия изменять текст сочинений, выбрасывать то, что уже не применялось в жизни, и исключать места противоречивые.

Юстиниан  не ограничился тем, что уполномочил  комиссию выбрасывать устарелое и устранять противоречия. Еще до начала и во время деятельности комиссии он сам издал целый ряд конституций, которые имели целью отменить силу некоторых древних институтов, как, например, деления вещей на res mancipi и пес mancipi, собственности на квиритскую и бонитарную, и разрешить множество спорных вопросов, оставшихся неразрешенными в классической литературе. Часть этих конституций, может быть, даже составлявших особый сборник, Юстиниан называет Quinquaginta decisiones. Но кроме этих 50-ти были изданы и другие конституции с той же целью.

О работах  самой комиссии надо сказать следующее. Система, по которой был распределен в Дигестах весь материал, была заимствована из Кодекса Юстиниана и преторского эдикта, или, вернее, из Комментария Ульпиана к преторскому эдикту. Согласно предписанию Юстиниана Дигесты разделялись на 50 книг, а каждая книга делилась на титулы. Титулы получили заглавия, соответствующие их содержанию. Каждый титул составлялся из отрывков (фрагментов), взятых из сочинений классических юристов. Отрывки эти снабжены указанием, из какого сочинения и какого юриста они взяты.

Порядок расположения отрывков в пределах каждого  титула не был предписан Юстинианом. Благодаря немецкого ученого Блуме, порядок этот может быть воспроизведен с большой вероятностью. По—видимому, все находившиеся в распоряжении комиссии сочинения были распределены на три группы с тем, чтобы каждая группа была предоставлена отдельным подкомиссиям для выборки. В одну группу отнесены были комментарии на сочинения Сабина, libri ad Sabinum, в другую — комментарии на Эдикт, libri ad Edictum, в третью — практические сочинения Папиниана (Quaestiones и Responsa). Все остальные сочинения были распределены между этими группами довольно произвольно. Почти во всяком титуле можно встретить фрагменты из всех трех групп, причем в начале обыкновенно стоит та группа, которой принадлежит более длинный отрывок.

Кроме указанных трех групп встречается  еще и четвертая, весьма разнохарактерная по составу сочинений. Она, вероятно, образовалась случайно, вследствие того, что некоторые сочинения попадались комиссии позже. Отрывки этой группы стоят большею частью в конце титулов.

Информация о работе Кодификация Римского права