Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых — согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д. Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного; к последнему преимущественно относится обычай.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………..4
Глава 2. Понятие обычая и обычное право…………………………………... 6
Глава 3. Законы…………………………………………………………………8
3.1 Законы VII Таблиц ………………………………………………….8
3.2 Законы республиканского Рима……………………………………10
3.3 Lex и плебесциты…………………………………………………....11
3.4 Сенатус-консульты……………………………………………….....11
3.5 Конституции императоров………………………………………….12
Глава 4. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское ……...14
4.1 Дуализм Римского права…………………………………………….14
4.2 Эдикты магистратов ………………………………………………...14
4.3 Кодификация эдиктов ……………………………………………....15
Глава 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права……………………………………………………………………………...16
Глава 6. Кодификация римского права……………………………………….. 18
6.1 Первая кодификация………………………………………………… 18
6.2 Кодификация Юстиниана…………………………………………… 18
6.3 Хронология кодифицированных работ…………………………….. 20
Заключение……………………………………………………………............... .23
Список литературы…………………………………………………
Кодификация Юстиниана по размаху неизмеримо превосходила все предыдущие. Ее отличали широкая творческая основа, огромное количество источников, серьезность, последовательность их обработки.
Для осуществления кодификационных
работ Юстиниан 13 февраля 528 г. назначил
комиссию в составе 10 человек во
главе с магистратом
Кодификационные работы, требующие принятия новых решений в форме конституций, вызвали активную законодательную деятельность императора. В течение трех лет было принято около 300 конституций. Таким образом, получилось, что к концу работы кодификационной комиссии (533 г.) разработанный Кодекс фактически устарел и требовал пересмотра. Комиссия вновь его пересмотрела, обновила, привела в соответствие с кодификацией. В новой редакции он был принят в 534 г.
Таким образом, Кодекс Юстиниана
представляет собой собрание законов
(императорских конституций) в точном
значении этого слова. Он состоит
из 12 книг, каждая делится на титулы
с особым заглавием. Внутри титула расположены
отдельные конституции с
Для кодификации юридической литературы в 530 г. была создана специальная комиссия из 17 человек под председательством того же Трибониана. Перед ней была поставлена задача пересмотреть все сочинения классиков, выбрать наиболее ценное, привести в определенную систему, исключить повторения и противоречия и т.д. При этом комиссии была предоставлена полная свобода действий — она могла изменять тексты отрывков из сочинений, делать к ним свои дополнения, исключать отдельные не подходящие положения — одним словом перерабатывать (улучшать) по своему усмотрению. Устаревшие понятия, термины, положения комиссия заменяла новыми. Такие замены, подмены и обновления позже получили название интерполяций. Через три года работа по кодификации сочинений классиков была завершена и опубликована как Дигесты, или Пандекты, Юстиниана.
6.3 Хронология кодифицированных работ
Хронология кодификационных
В декабре 530 г. была создана комиссия уже
из 15 человек под председательством Трибониана,
куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил и Кратин и из Беритской
- Дорофей и Анатолий, а также 11 адвокатов.
В задачу комиссии входило написание Дигест-сборника
извлечений из классических римских юристов,
который был завершен 16 декабря 533 г.
Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей
по поручению Юстиниана подготовили Институции
- элементарный учебник основ римского
права, который был также официально утвержден
как закон в 533 г. В ноябре 534 г. был переработан
и обновлен Кодекс императорских конституций.
Первая редакция кодекса не сохранилась.
Вторая редакция - Codex repetitae praelactionis дошла
до нас и вошла в Свод Юстиниана. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы
Новеллы - неофициальное собрание императорских
конституций, вышедших после издания кодекса
в 535-556 гг.
Таким образом, собственно кодификация
Юстиниана была проведена в 529-534 гг. и включала
в себя Кодекс, Институции и Дигесты.
В Средние века вместе с Новеллами они получили наименование
"Свод цивильного права" (Corpus iuris civilis)
и были впервые изданы Д.Готофредом. Подлинные
тексты не сохранились, а дошли до потомков
в греческих и латинских рукописях VI-XI
в.
Значение кодификации Юстиниана чрезвычайно
велико. Это было событие всемирно-исторического значения,
и оно увековечило имя Юстиниана. По словам
современных ученых, изучающих римское
право, это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может
быть, и во всей истории права, если принимать
во внимание его содержание и влияние на
дальнейшее развитие права (Иво Пухан,
М. Поленак-Акимовская).
Сам Юстиниан назвал свою кодификацию
"храмом римской юстиции". В Средние
века этот Свод стал фундаментом, на базе
которого зародилась современная юридическая наука. По мнению ученых, Свод с полным
основанием можно назвать "библией"
юриста.
Дигесты (по-гречески - Пандекты) - систематизированный
сборник отрывков из работ самых известных
римских юристов. Это наиболее значительная
и самая объемная часть Свода. В них насчитывается
до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежащих
39 авторам I-V в. н.э. Дигесты состояли их
50 книг, книги делились на титулы и фрагменты.
Комиссия имела право вносить изменения
в тексты, устраняя противоречия и приспосабливая
их к новому времени (так называемые интерполяции).
Дигесты, как и другие части кодификации,
получили статус закона.
Юстиниан запретил писать к ним комментарии,
разрешалось только делать излечения
и переводить на греческий язык.
По словам О.А. Омельченко, это была своего
рода энциклопедия римской юриспруденции,
но отражавшая в том числе и правовые приоритеты.
Институции - элементарный учебник римского
права, призван был, по словам самого Юстиниана,
служить вводным полугодичным курсом
для начинающих студентов. В основу Институций были положены
Институции Гая. Достаточно часто встречаются
ссылки на Законы XII Таблиц, так как Юстиниан
уважительно относился к ним.
Институции состоят из четырех книг, которые
делятся на титулы и параграфы.
В первой книге после общей характеристики
системы римского права и его источников
определяются положение отдельных категорий
лиц и институты семейного права.
Во второй рассматриваются категории
вещей, владение, право собственности, сервитуты, завещания.
Третья содержит вопросы наследования
по закону и обязательственное право, в том числе различные виды
контрактов и квазиконтрактов.
В четвертой книге излагаются обязательства из деликтов, система исков,
преторские интердикты, экстраординарный процесс и гос
Именно в Институциях дано известное определение
права:
"Юстиция заключается в постоянной
и твердой воле воздавать каждому свое.
Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого"
(I. 1.1).
Кодекс - сборник императорских конституций.
Состоял из 12 книг, 765 титулов и содержал
в себе 4600 императорских конституций,
начиная со 117 г. Конституции императоров
по гражданскому праву и судопроизводству были
собраны в основном со 2-й по 8-ю книгах.
Были сохранены даты издания и имена императоров.
Новеллы - частная кодификация конституций,
изданных уже после завершения кодификационных
работ, проведенная после смерти Юстиниана.
Сохранились три сборника. Первый, 566 г.,
включал 122 конституции, два других относятся
ко второй половине VI-VII вв. и содержали
соответственно 134 и 168 актов.
Заключение
Подготовка квалифицированных
Римский историк Тит Ливий назвал законы
XII таблиц “fons omnis publici privatique iuris” источником
всего публичного и частного права. Слово “источник”
в этой фразе употреблено в смысле корня,
из которого выросло могучее дерево римского
права; Ливий хотел термином “источник”
обозначить начало, от которого идет развитие
римского права.
В юридической литературе различных народов по
римскому праву, накопившейся за две тысячи лет (а равно
в литературе по современному праву),
выражение “источник права” употребляется
в различных смыслах:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ, форма образования (возникновения)
норм права;
3) как источник познания права.
Конечным источником содержания права
являются материальные условия жизни
общества. Это обстоятельство необходимо
иметь в виду, в частности, и при изучении
права рабовладельческого общества. В
соответствии с состоянием производительных
сил основой производственных отношений
при рабовладельческом строе является собственность рабовла
Другое значение, в котором употребляется
в юридической литературе выражение “источник
права”, отвечает на вопрос, какими путями,
по каким каналам возникает, образуется
та или иная норма права.
Во избежании путаницы с первым значением
термина “источники права” в данном случае
правильнее говорить о формах образования
права или о формах правообразования (или
о формах выражения права). В римском праве
на протяжении его истории формами правообразования
служили:
1) обычное право;
2) закон (в республиканский период - постановления
на-родного собрания; в эпоху принципата
- сенатусконсульты, пос-тановления сената,
которыми вуалировалась воля принцепса;
в период абсолютной монархии - императорские
конституции);
3) эдикты магистратов;
4) деятельность юристов (юриспруденция).
Для того чтобы приобрести всесторонний
взгляд на римское право и понять его значение,
недостаточно рассмотреть его существенные
качества - ясность, сжатость выражения,
определенность и практическую мудрость.
Настоящее усвоение сущности римского
права обусловливается также исследованием
времени его появления и развития, изучением
составных его элементов, равно как и ясным пониманием его
источников.
Современная Россия восстанавливает и
развивает частно-правовые традиции, основанные
на положениях римского нрава, с учетом
современного мирового опыта. Яркое тому
свидетельство - новый Гражданский кодекс
Российской Федерации, закрепивший и развивший
в своих правилах наиболее прогрессивные
постулаты цивилизованного права. Общее
построение Гражданского кодекса РФ в
определенной мере совпадает с системой
изложения в Институциях Гая и Юстиниана,
т.е. материал изложен в последовательности,
которая кратко обозначается формулой:
"лица - вещи - обязательства" . Огромно
влияние римских традиций на обязательственное
право, практически сохранились все установленные
римлянами основания возникновения обязательств
(контракты, квази-контракты, деликты)
и основные положения о конкретном содержании
обязательств и т.д.
Материал, изложенный в данной работе, по моему мнению, свидетельствует о необходимости изучения римского права: не освоив таким образом историю, логику и систему современного частного права, не только нельзя считать себя широко образованным юристом высокой правовой культуры, но вряд ли можно стать просто хорошим специалистом в области гражданского права.
Список литературы:
1. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004. С.
17.
2. Римское частное право: Учебник / Под
ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского.
М.: Изд-во "Юрист", 1996. С. 25 – 32
3. Шершеневич Г.Ф. История философии права. М., 1907. С. 105.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1. М., 2001. С. 278.
5. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского
права. М., 1960. С. 202-203.
6. Санфилиппо Ч. Курс римского частного
права, М., 2000. С. 270.
7. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное
право. М., 2005. С. 762.
8. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 395
9. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.
10. Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С.
Пиголкина. М., 1994.
11. Гранат Н.Л. Источники права // Юрист.
1998. N 9. С. 6 - 11.
12. Богдановская Н.Ю. Прецеден
13. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник
права // Журнал российского права. 2003.
N 12.
14. Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика
как источник права. М., 2000. С. 16.
15. Марченко М.Н. Источники права: понятие,
содержание, система и соотношение с формой
права // Вестник Московского университета.
Серия 11. Право. 2002. N 5. С. 15 – 16
16. Дигесты Юстиниана / Отв. ред. Л.Л. Кофанов.
Т. VIII. Статьи и указатели. М., 2006
17. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003. С. 371.
18. Омельченко О.А. Римское право: Учебник.
М., 2006. С. 24-25.
19. Памятники римского права. Законы XII
Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана.
М.: Зерцало, 1997
20. Хвостов В.М. Система римского права:
Учебник. М., 1996. С. 208.
21. Санфилиппо Ч. Курс римского частного
права. М.: БЕК, 2002. С. 239.
22. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское
право (базовый учебник). Пер. с македонского/Под
ред. д.ю.н., проф. В.А.Томсинова. М.: Зерцало,
2000. С.