Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:57, доклад
С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные отношения , большинство из которых регулируется нормами права и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникают по поводу создания , приобретения , отчуждения , использования , передачи различного имущества и т.п. Это имущественные отношения , они неоднородны и регулируются в настоящее время различными отраслями права , в числе которых и гражданское право Основным источником , из которого берет начало мировая правовая культура , является Римское гражданское право.
С
древнейших времен люди в процессе
своей жизнедеятельности вступают между
собой в определенные отношения , большинство
из которых регулируется нормами права
и соответственно называются правовыми
отношениями. Значительная часть правовых
отношений возникают по поводу создания
, приобретения , отчуждения , использования
, передачи различного имущества и т.п.
Это имущественные отношения , они неоднородны
и регулируются в настоящее время различными
отраслями права , в числе которых и гражданское
право Основным источником , из которого
берет начало мировая правовая культура
, является Римское гражданское право.
Одним из нормативных документов регулирующих
имущественные и связанные с ними неимущественные
отношения , на Украине , является Гражданский
кодекс Украины ( ст. 1 ГК Украины ) введенный
в действие 1 января 1964 г.
Рассмотрим
поподробнее одну из кодификаций Римского
права - кодификацию Юстиниана или Дигесты.
Дигесты,
или Пандекты, представляют собой собрание
отрывков из 2000 сочинений 39 наиболее выдающихся
римских юристов, в основном тех которые
имели право официального толкования
законов,9200 отрывков - фрагментов. Дигесты
делятся на 50 книг, книги- на титулы ( кроме
30-32 книг, которые не имеют титулов ). Всего
в Дигестах собрано 432 титула . Титулы
делятся на фрагменты , длинные фрагменты-
на параграфы. Каждый фрагмент содержит
отрывок из сочинения одного юриста, в
начале каждого указывается его имя и
название источника. Поэтому Дигесты принято
цитировать так : Д.8.3.4-Д-Дигесты, 8-книга,
3-титул, 4-фрагмент. Основным содержанием
Дигест являются фрагменты, относящиеся
к частному праву. Наибольшее количество
фрагментов использовано из сочинений
таких юристов: Ульпиана- 2462, Павла- 2083,
Папиниана- 592, Помпония- 585, Гая- 535, Юлиана-
457, Модестина- 345.
Гражданский
кодекс , как и Дигесты , призван цивилизованно
и в строгом соблюдении закона регулировать
гражданско-правовые отношения между
субъектами этих отношений. Споры возникающие
при недобросовестном исполнении своих
обязанностей одной из сторон гражданско-правовых
отношений должны решаться судом.
Еще с времен Римской империи государство
принимало меры для соблюдения этого правила.
В Дигестах было зафиксировано правило,
которое не разрешало применять силу для
восстановления нарушенного права
, а её применение рассматривалось, как
самоуправство, влекущее неблагоприятные
последствия. Так кредитор, захвативший
имущество должника для удовлетворения
своих требований, обязан был имущество
вернуть. При этом он утрачивал право требования
( Д. 4.2.13. ). Собственник , утративший владение
своей вещью, а затем самоуправно отнявший
её у фактического владельца, обязан
был её вернуть фактическому владельцу,
при этом он утрачивал право собственности
на эту вещь ( Д. 8.4.7. ). Эта норма закона
зафиксированная в Дигестах была призвана
сделать невыгодным решение споров в обход
суда.
Способность человека быть носителем
определённых прав и обязанностей теперь
называется правоспособностью ( ст. 9 ГК
Украины ). Римские юристы не
имели соответствующего современному
понятию определения правоспособности,
хотя использовали само понятие. Правоспособность
как способность человека быть носителем
права возникает с момента его рождения.
Однако, как считали римские юристы , в
некоторых случаях правоспособность может
возникнуть и до рождения ребенка. Юрист
Павел писал : “ Кто находится во чреве
, охраняется , как если бы он находился
среди людей , поскольку дело идет о выгодах
самого плода “ ( Д. 1.5.7. ). Следовательно
, если отец еще не родившегося ребенка
умирает , то при разделе наследства
учитывалась доля для не родившегося.
Римские юристы обращают внимание на то , что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдельным гражданам - физическим лицам , а объединениям. Так юрист Марциан писал: “ Принадлежат совокупности , а не отдельным лицам , например , находящиеся в общинах театры , стадионы и т.п. “ ( Д. 18.6.1. ). Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение : если в легионе с некоторым временем полностью обновился состав воинов , то легион все же остается тем самым. То же и корабль , на котором в результате ремонтов все части заменены. Он остается все тем же. Далее Ульпиан провозглашает : “ В отношении декурионов или других совокупностей не имеет значения , все ли остаются , или остается часть , или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась к одному человеку , то большей частью признается , что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде , так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности , то это не является долгом отдельным лицам “ ( Д. 3..4.1-2 ). Аналогичная норма закона есть и в ГК Украины - глава 2, в ней четко определяются понятия физического и юридического лиц. Создание понятия юридического лица и определение основных его признаков имеет корни в Римском праве. Результатом длительного и довольно трудного развития идеи юридического лица стало признание классическим правом следующих признаков этого субъекта прав:
а) в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Гай уже признал , что общины рассматриваются как частные лица ( Д. 50.16.16 ) ;
б) выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение ;
в) имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации , ни её отдельных членов. Это обособленная от её членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав ;
г) корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения как с физическими , так и с юридическими лицами. Эти отношения осуществляются посредством физических лиц , уполномоченных на это в установленном порядке.
Принципы
этих норм Римского гражданского права
просматриваются в ст. 23-38 ГК Украины.
Статья 86 ГК Украины определяет право собственности в Украине, как урегулированные законом общественные отношения по владению , пользованию и распоряжению имуществом. Собственность в Украине выступает в следующих формах:
Римское
право отличало владение вещью на праве
собственности , от владения вещью на других
основаниях. Владение , основанное на праве
,- это уже не владение , а право собственности.
Фактическое обладание вещью может
быть основано не только на праве собственности
, а на любом другом ( например , на договоре
найма вещи ), но все равно не будет владением,
поскольку основано на праве. Владение
же как фактическое обладание вещью - это
просто факт. Римские юристы слово
“ владение “ - prossesio выводили от sedere
- сидеть , оседать , а само владение
от positio
- поселение. “
Владение было названо ,- как говорит Лабеон
,- от оседаний ( будучи ) как бы поселением,
так как оно естественно удерживается
тем , кто на нем стоит ...
“ ( Д. 41.2.1 ). Другой юрист Нерва- сын говорил
, “ что и собственность на вещи произошла
от естественного владения
“ (Д. 41.2.1 ).
Как
мы видим Римские юристы знали договор
найма и определяли его , как
передача имущества собственником нанимателю
с целью извлечения прибыли.
Аналогичная норма имеется в главе 25
“ Имущественный наем
“ ГК Украины в этой главе определяются
принцип , форма, сроки , обязанности сторон
при исполнении договора найма.
Другой разновидностью прав на чужие вещи является залоговое право , возникшее в раннереспубликанский период. Единого термина для его обозначения римляне не знали. Однако сущность залога оставалась постоянной - обеспечение определенного обязательства. Таким образом , залог - это средство обеспечения исполнения обязательства , устанавливающее вещное право залогополучателя на предмет залога. Вещное право залогополучателя заключалось не в пользовании чужой вещью , как это имеет место в других правах на чужие вещи , а в праве распорядиться заложенной вещью в соответствии с законом. Право распоряжения залогополучателя ограниченно лишь правом продажи предмета залога ( Д. 13.7.4 ). При некоторых формах залога кредитору принадлежало право владения предметом залога , иногда право на присуждение собственности , пользования и получения доходов. Залоговое право устанавливается передачей должником-залогодателем заранее обусловленной вещи ( предмета залога ) кредитору-залогополучателю. Залоговое право - это право кредитора в случае неисполнения должником обязательств обратить взыскание на заранее определенную вещь , независимо от того , у кого она находится . оно предпочтительнее других требований. Эти основные принципы залога сохранились и до наших дней. Залог , как вид обеспечения обязательств предусмотрен ст. ст. 176, 181 ГК Украины , которые , как и Дигесты предусматривают право кредитора в случае невыполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.
Обязательственное
право является основным разделом римского
( и любого другого )
гражданского права.
Оно регулирует имущественные отношения
в сфер производства и гражданского оборота. В
источниках римского права обязательство
( obligatio ) определяется следующим
образом : обязательство представляет
собой правовые оковы , вынуждающие
нас что-то исполнить согласно законам
нашего государства
- obligatio est
juris vinculum , quo necessitate adstringimur alicujus covendae
rei secundum nostrae civitatis jura (
Д. 1.3.13 ). Понятие обязательств и основания
их возникновения предусмотрены ст.151
ГК Украины.
В
римском праве местом исполнения обязательств
, определялось местом возможного предъявления
иска из данного обязательства , таким
местом по общему правилу считалось место
жительства должника
( ответчика ) или Рим по принципу : Roma communis nostrf patria
est ( Д
50.1.33 )- Рим наше общее отечество.
Этот принцип частично
сохранен в ст. 167 ГК Украины , которая говорит
, что обязательство должно быть исполнено
в месте определенном в законе , договоре
и т.п. из которого возникло обязательство,
а если место не определено то исполнение
должно быть исполнено по месту
жительства кредитора- по денежному обязательству
или по месту жительства должника по всем
другим обязательствам.
Кроме
личной собственности в Риме знали общую
совместную собственность.
Еще древний классик
Сцевола высказал идею собственности
многих лиц на одну вещь в идеальных долях
- pars
pro indiviso ( Д.
50.16.25 ). Идея получила дальнейшее развитие,
не может быть несколько прав собственности
на одну и туже вещь , но одно право собственности
на одну и ту же вещь вполне
может принадлежать нескольким лицам
, и тогда налицо право общей собственности
, которое римские юристы называли communio или condominium.
В ГК Украины понятие общей собственности
определяется ст. 112 , 113.
Различают общую долевую собственность
( собственность с определением долей
) и общую совместную
собственность ( без определения долей
).
Возникновение и прекращение права собственности закреплено ст. 128 ГК Украины. Согласно которой оно возникает с момента передачи вещи если иное не предусмотрено законом. Право собственности может возникать только на законных основаниях. Римские юристы писали в Дигестах , что изменить свою владельческую волю было нельзя : nemo sibi causam prossessionis mutare potest ( Д. 41. 23.19 ) - никто не может изменить сам себе основание владения. Способ приобретения владения зависел также от и от характера владения - добросовестное владение приобреталось одним способом, недобросовестное - другим ( то же и в случаях законного и незаконного владения).
Из всего вышесказанного видно , что Дигесты , как и Римское право в общем принадлежат к тем вершинам человеческой мысли , которые и сейчас , через много лет после их создания , поражают свей грандиозностью.