Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование компетенции Президента Российской Федерации.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
изучение компетенции Президента Российской Федерации в отношении государственной власти;
анализ компетенции Президента Российской Федерации в сфере внешней и внутренней политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
законодательной власти…………………………………………………………..5
1.1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
исполнительной власти…………………………………………………………...8
1.2.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
судебной власти…………………………………………………………………...12
Глава2.Компетенция Президента Российской Федерации в области
обороны и власти………………………………………………………………….14
2.1.Компетенция Президента Российской Федерации
во внешнеполитической сфере…………………………………………………...17
2.2.Кмпетенция Президента Российской Федерации
В отношении правового статуса личности……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2. Компетенция Президента Российской Федерации в отношении правового статуса личности

 

 

Президент РФ занимает особое, приоритетное место в системе органов государственной власти по обеспечению прав человека, поскольку, являясь персонифицированным представителем государства, провозгласившего права и свободы высшей ценностью и общенациональным приоритетом, гарантирует бесперебойную работу всего государственного механизма на благо человека и несет за это ответственность.

Свою компетенцию в области прав человека глава государства реализует как лично, так и через взаимодействие со всей системой органов государственной власти путем определения основных направлений политики государства, правотворчество, участие в формировании и функционировании органов государственной власти, осуществление президентского контроля и наложение конституционной ответственности. Такие полномочия глава государства осуществляет с помощью специальных инструментов: программных заявлений к народу, посланий Федеральному Собранию; установления приоритетных направлений деятельности государства; утверждения концептуальных документов в наиболее важных сферах государственной жизни; инициирования программ развития в отдельных отраслях и сферах государственного строительства.

Одним из основных государственно-политических документов, издаваемых главой государства и носящих стратегический характер, являются его послания Федеральному Собранию (ежегодные и бюджетные). Особенностью российского законодательства является то, что оно формируется на основе норм Конституции РФ с учетом ежегодных посланий Президента РФ, в которых глава государства задает парламенту приоритеты законодательной деятельности.

К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. В Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства решаются Президентом РФ. Это сделано Федеральным Законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения по вопросу о восстановлении гражданства, дает разрешения на выход их гражданства, дает разрешение гражданину РФ иметь гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство[10]. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

Предоставление Президентом политического убежища осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие) не признаваемые в РФ преступлением[11]. Вопросы о предоставлении политического убежища в РФ решаются в соответствии с Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.

Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения. После распада СССР, сходные трансформации и демократические преобразования неизбежно порождали общие черты организации и функционирования института президентской власти[12]. Так, во всех странах СНГ, как и в России, президенты наделены конституциями правом издавать собственные нормативные акты - указы и распоряжения, имеющие силу закона[13]. Указ – это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане[14]. Указы нормативного характера могут издаваться Президентом, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[15].


Заключение

 

 

В заключение отметим, что хотя Конституция в ст. 80 и 82 придает большое значение координационным и арбитражным направлениям деятельности Президента РФ, однако из содержания других ее положений видно, что приоритет отдан все-таки административным полномочиям главы государства (в области внешней политики, обороны, кадров). Президент как политический лидер, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства, не может быть объективным и непредвзятым при оценке своего политического курса. Его главная задача состоит, прежде всего, в том, чтобы реализовать свою политическую программу через исполнительную власть, то есть через Правительство и другие, исполнительные государственные органы, которые ему непосредственно или опосредованно подчиняются и которые он фактически формирует. В этом смысле арбитражная и посредническая функции российского Президента уходят как бы на второй план при возникновении напряженности между законодательными органами и Правительством РФ, поскольку федеральная исполнительная власть проводит в жизнь политический курс Президента. Это, кстати, до последнего времени было видно из противостояния Президента РФ и Государственной Думы.

Наличие широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить, как уже отмечалось, о выведении Президента РФ из общей системы разделения властей, возвышении над всеми ее ветвями. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства вместе с тем ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов, и, прежде всего парламента.

Действительно, Правительство по российской Конституции 1993 года выступает, по сути дела, «президентской командой». Сами функции главы государства у российского Президента неотделимы от его функций неформального главы исполнительной власти. Формально таким титулом он не обладает, но фактически у Президента в руках все важнейшие управленческие рычаги.

Резюмируем сказанное. Конечно, Конституция должна содержать определенные нормативные гарантии от того, чтобы, во всяком случае, не допустить легального оформления авторитарного режима. И, прежде всего речь должна идти о порядке согласования (между Президентом и представительным органом) важнейших назначений, а также о верховенстве законов над президентскими указами. В то же время, для государств, по тем или иным причинам ослабленных, с высокой степенью фрагментации политического спектра, опасно перенесение всей тяжести забот по формированию исполнительной «ветви» на парламент. Именно поэтому роль Президента, соответствующая парламентарной республике, представляется нам неприемлемой в контексте современных задач российского государства. Образ Президента, вырисовывающийся из этих рассуждений, логически должен отражать стремление к некоей «золотой середине».


Список использованной литературы

 

 

 

 

 

1.            Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. - ISBN 5-94462-025-0.

2.            «О Правительстве Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

3.            «О референдуме Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

4.            «О чрезвычайном положении»: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

5.            «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»: Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

6.            «О гражданстве Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

7.            «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

8.            «Об обороне»: Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

9.            «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 г. № 1185 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

10.        «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 746 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

11.        «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела»: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 г. № 17-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 10.05.2008.

 

 

 

 

 

12.        Авакьян, С. А. Совет Федерации: эволюция и перспективы. Федерализм [Текст] / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2003. - 286 с. – ISBN 5-94879-147-5.

13.        Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 624 с. – ISBN 5-94-201-265-2.

14.        Габричидзе, Б. Н. Конституционное право России [Текст]: Учебник для ВУЗов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 934 с. - ISBN 5-9856-0025-3.

15.        Гаджи-Заде, Э. А. Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ [Текст] / Э. А. Гаджи-Заде. - Волгоград: Пбоюл Соколов, 2005. – 196 с. - ISBN 5-94-201-265-2.

16.        Дегтев, Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе [Текст] // Государство и право. – 2005. - № 2. - С. 5-8. – ISBN 5-9407-3001-7.

17.        Иванченко, А. В. Российское народовластие: уроки истории [Текст] / А. В. Иванченко, В. М. Курицын, - М.: Юриспруденция, 2005. - 112 с. - ISBN 5-0133-8707-9.

18.        Лазарев, Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России [Текст] / Л. В. Лазарев, - М.: Патриот, 2003. – 206 с. - ISBN 5-9278-0009-2.

19.        Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) [Текст] // Журнал российского права. - 2001. - № 2.- С 22 - 26. - ISBN 5-466-00024-8.

20.        Сахаров, Н. А. Институт президентства в современном мире [Текст] // Н. А. Сахаров, – М.: Юрид. лит, 1994. – 396 с. – ISBN 569-5300-878.

21.        Холме С. Сверхпрезидентство и его проблемы [Текст] // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1993. - № 4. - C. 23 - 27. - ISBN 5-3695-4562-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



[1] Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – С. 699.

[2] Там же. – С. 701.

[3] Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

[4] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С. 428.

[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С. 430.

[6] Президент Российской Федерации. / Под ред. А. Т. Гаврилова. – М.: «Библиотечка «Российской газеты», 2004. – С. 142.

[7] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61 – ФЗ «Об обороне» (в ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. – 1996. - № 23. Ст. 2750.

[8] Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – С. 704.

[9] Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит, 1994. – С. 124.

[10] Российская газета. – 2002. – 31 мая.

[11] Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

[12] Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе // Государство и право. N 2. 2005. - С. 5.

[13] Гаджи-Заде Э.А. Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ. Дисс.: канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. - С. 107.

[14] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М. НОРМА, 2001. – С. 434.

[15] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. – М., 2003. – С. 197.


Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти