Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:02, реферат
Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конституцией.
1.Конституция Франции.
2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
3. Конституционные основы общественного строя.
4. Выборы и референдум.
5. Государственные органы.
6. Политико-территориальное устройство. Региональное и местное самоуправление и управление.
12). Судебная система.
Раздел Конституции, посвященный судебной власти, весьма лапидарен. Если не считать функции Президента как гаранта независимости судебных органов и основ статуса Высшего совета магистратуры, Конституция устанавливает лишь, что судьи несменяемы (ч. 4 ст. 64) и что судебная власть стоит на страже индивидуальной свободы (ч. 2 ст. 66). Следует добавить, что иные разделы Конституции специально регулируют основы статуса Высокого суда правосудия (ст. 67, 68) и Суда правосудия республики (ст. 68-1 — 68-3). Статус остальных судов регулируется Кодексом судоустройства, утвержденным декретом в 1978 г. и представляющим собой (подобно упомянутому выше Избирательному кодексу) систематизированное собрание законоположений, содержащихся в различных законах.
Можно вывести ряд принципов, на которых основывается французское правосудие. Это — коллегиальность (состав суда обычно включает нескольких судей); профессионализм (судьями обычно являются профессионалы); независимость, обеспечиваемая рядом гарантий, включая несменяемость, которая, впрочем не распространяется на административную юстицию; бесплатность при рассмотрении гражданских и административных дел (осужденные по уголовным делам обязаны возмещать ущерб, причиненный обществу и отдельным лицам); равенство перед судом; беспристрастность; публичность (с некоторыми исключениями); возможность обжалования судебных решений (в апелляционном порядке за исключением дел о малозначительных проступках и исках, в кассационном порядке — всегда). Судебная система имеет две ветви: суды общей юрисдикции и административные суды. Прокуратура действует при судах, начиная с трибуналов большой инстанции (см. ниже), и подчиняется министру юстиции. В ее задачу входит поддержание государственного обвинения. Суды общей юрисдикции. Низшая ступень в их системе — трибуналы малой инстанции (малого процесса). Не менее одного такого трибунала создается в каждом департаментском центре, в округе апелляционного суда, а иногда трибунал малой инстанции учреждается в крупном кантоне. Он рассматривает дела о мелких проступках и исках, об активном избирательном праве и выполняет некоторые нотариальные действия. При рассмотрении уголовных дел он именуется трибу лом полиции. Членами этого трибунала являются магистраты, командированные на три года трибуналом большой инстанции Магистраты рассматривают дела единолично.
Следующая ступень — трибуналы большой инстанции (большого процесса). В каждом департаменте создается не менее одного такого трибунала. Эти трибуналы рассматривают гражданские, семейные и уголовные дела. При рассмотрении уголовных дел они именуются исправительными трибуналами. В этих трибуналах создаются палаты по гражданским делам и исправительные. В большинстве случаев трибуналы рассматривают дела коллегиально — в составе трех судей, хотя некоторые категории дел рассматриваются одним судьей. При трибуналах большой инстанции действуют следственные судьи, назначаемые на три года. Незначительные дела расследуются полицией. Уголовные дела, по которым предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет, рассматриваются судом ассизов, который имеется в каждом департаменте. Этот суд включает трех профессиональных судей трибунала большой инстанции или апелляционного суда — председателя (обязательно член апелляционного суда) и двух асессоров — и жюри из девяти ассизов (заседателей). Ассизами могут быть проживающие в департаменте граждане, достигшие 23 лет, умеющие читать и писать по-французски, пользующиеся политическими, гражданскими и семейными правами и не страдающие психическими и умственными расстройствами. Не могут быть ассизами лица, входящие в состав высших органов власти, а также лица, ранее судимые, и не восстановленные в правах банкроты. Суд действует в сессионном порядке. Перед каждой сессией председатель путем жеребьевки подбирает ассизов, причем отказ от этой функции карается штрафом. Для Франции характерно многообразие специальных судов. В специальных уголовных судах (например, по делам несовершеннолетних) дела могут рассматриваться судьями трибуналов большой инстанции. Среди специальных судов по гражданским делам следует отметить прежде всего торговые, или коммерческие, суды, которые формируются самими коммерсантами путем двухстепенных выборов. Трудовые споры разрешаются советами прюдомов (сведущих людей), в которых паритетно представлены предприниматели и наемные работники. Подобным же образом формируются трибуналы по вопросам аренды сельскохозяйственных земель, которые, однако, возглавляются судьями трибуналов малой инстанции.
Следующая ступень системы судов общей юрисдикции — апелляциопные суды, каждый из которых обслуживает от двух до четырёх департаментов. В структуре этих судов имеются специализированные палаты, число которых, например в Париже, достигает 25. Решения принимаются всегда коллегиально. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, который включает пять палат по гражданским делам и одну — по уголовным делам. Если дело относится к юрисдикции более чем одной палаты, оно рассматривается составом из не менее чем трех палат. Пленум Кассационного суда рассматривает жалобы на кассационные решения, а иногда сам выносит такие решения.
Административные суды. Эта ветвь юстиции состоит не из магистратов, а из чиновников. Административные суды не только разрешают административные споры, но также дают заключения о юридическом существе конфликтов. Низовое звено системы составляют региональные административные суды, среднее — административные апелляционные суды и высшее — Государственный совет.
Трибунал по конфликтам. Наличие двух ветвей судебной системы само по себе порождает возможность коллизий между ними. Разрешать споры о компетенции призван Трибунал по конфликтам. Он состоит из восьми членов, по три из которых избираются соответственно Кассационным судом и Государственным советом. Эти шесть членов избирают из числа своих коллег в соответствующем органе еще двух членов Трибунала и двух их заместителей. Перевыборы производятся каждые три года. Председателем Трибунала номинально считается министр юстиции, а фактически им руководит избираемый им вице-председатель. Кроме того, декретом в состав Трибунала Означаются два члена и два их заместителя от прокуратуры из числа докладчиков Государственного совета и генеральных адвокатов при Кассационном суде63.
6. Политико-территориальное устройство. Региональное и местное самоуправление и управление
1). Политико-территориальная организация метрополии.
Конституция содержит раздел о территориальных коллективах, под которыми в части первой ст. 72 понимаются коммуны, департаменты и заморские территории. Любые другие территориальные коллективы создаются законом. Подробно статус территориальных коллективов регулируется Законом о правах и свободах коммун, департаментов и регионов 1982 г. Традиционно основной единицей политико-административного деления Франции является департамент. С 1965 г. на территории метрополии их насчитывается 96, включая Париж
Однако департамент оказался слишком маломощной единицей для решения современных экономических и социальных проблем на местах. Поэтому в 1982 г. над ним был надстроен еще один «этаж» — регион (область). В метрополии насчитывается 22 региона, охватывающих по несколько департаментов Регион должен проводить в жизнь мероприятия экономического социального, санитарного, научного развития и меры по территориальному обустройству при соблюдении целостности, автономии и полномочий департаментов и коммун. Департамент делится на городские и сельские коммуны (общины). В стране их насчитывается 36 765. В сельской местности между департаментом и коммуной существует промежуточная административно-
Некоторые особенности в территориальной организации имеют Париж, Марсель и Лион — наиболее крупные города страны-В них управление организовано на двух уровнях: Париж разделен на 20 округов, Марсель — на 16 и Лион — на девять. Эти города, как и составляющие их округа, представляют собой территориальные коллективы. Париж в соответствии с Законом об административной организации Парижа, Марселя, и публичных учреждениях межкоммунального сотрудничества 1982 г. обладает также статусом департамента. Особый автономный статус с 1991 г. имеет остров Корси-64 Как сказано в Законе о статусе территориального коллектива Корсики, «Французская Республика гарантирует... корсиканскому народу — составной части французского народа — право на сохранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов, ... ели они не наносят ущерба национальному единству и целостности Франции». Здесь, таким образом, имеет место применение национально-территориальной автономии, которая обусловлена сепаратистскими тенденциями среди части населения острова.
2). Региональное и местное самоуправление в метрополии.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 72 Конституции, территориальные коллективы свободно управляются выборными советами при условиях, предусмотренных законом. Представители Правительства в департаментах и на территориях обеспечивают национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.
Органы территориального самоуправления имеются в коммунах, департаментах и регионах, а также в округах упомянутых трех городов.
В коммуне избирается муниципальный совет, который, в свою очередь, избирает мэра. Мэр председательствует в муниципальном совете и вместе с тем возглавляет коммунальную администрацию. Совет принимает решения по вопросам управления коммуной, в частности, создает необходимые учреждения административного и социального обслуживания (здравоохранения, образования, регистрации гражданского состояния, строительства и содержания дорог и проч.), именуемые службами. Бюджет коммуны устанавливается советом и исполняется мэром. Закон Управомочивает совет на установление некоторых местных налогов.
В департаменте действует генеральный совет с функциями, аналогичными функциям муниципального совета в коммуне. Во главе генерального совета и департаментской администрации стоит вбираемый советом его председатель. Организация самоуправления в регионе имеет некоторые отличия от департамента и коммуны. Так же, как и в нижестоящих политико-административных территориальных единицах, в регионе действует избираемый населением региональный совет, председатель которого возглавляет региональную администрацию. Кроме того, в регионе создаются экономический и социальный совет и комитет по займам, а также счетный суд, который проверяет счета всех территориальных коллективов региона, их законность и надлежащее использование кредитов, фондов и ценностей. В задачу экономического и социального совета входит консультирование администрации региона, в частности по вопросам подготовки и исполнения в регионе национального плана, по проекту плана регионального развития. Совет состоит из четырех категорий членов: а) представителей работодателей; б) представителей профсоюзов; в) представителей «коллективной жизни» (разного рода социальных организаций, например обществ защиты прав потребителей); г) представителей, назначенных Премьер-министром. Департамент и коммуна Парижа управляются одним и тем же советом — Советом Парижа, включающим 163 члена. Председательствует в Совете мэр Парижа. Когда Совет Парижа заседает в качестве муниципального совета, то он обладает компетенцией соответствующего совета; когда этот же совет заседает в качестве департаментского (генерального) совета, то в отношении его действуют соответствующие нормы о департаменте. Округа Парижа, Марселя и Лиона имеют свои советы, в которые входят муниципальные советники (т.е. советники соответствующего совета города) и муниципальные советники окру-га. В совете председательствует мэр, который, как и его заместители, избирается советом из своего состава. Эти советы могут ставить интересующие их вопросы перед городскими советами, представлять свои заключения по вопросам, касающимся своих округов. Они также рассматривают местные дела, относящиеся, например, к детским заведениям, душевым и банным заведениям, спортивным площадкам, устройству различных помещений социального характера. К деятельности советов округов привлекаются различные ассоциации «для участия в муниципальной жизни», которые группируются в «инициативные и консультативные комитеты округа». Мэры этих округов также осуществляют функции в сферах гражданского состояния, школьного образования, обязательной государственной службы. Округа получают финансовые дотации от своих городских коммун. Как видим, в системе французского территориального самоуправления принцип разделения властей проявляется в существенно ограниченной мере: глава администрации одновременно возглавляет и представительный орган.
На Корсике действует принцип несовместимости мандата Собрании (представительном органе) с членством в Исполнителъном совете, который избирается Собранием, однако возглавляет исполнительную власть председатель Собрания. Продолжительность сессий Собрания ограничена, Исполнительный совет может приостанавливать его акты. Действует конструктивный вотум недоверия: Собрание может сместить Исполнительный совет, избрав новый его состав. Распустить Собрание вправе лишь центральное Правительство, если сочтет, что нормальное функционирование Собрания представляется невозможным. Центральные учреждения обязаны консультироваться с Собранием по всем вопросам, касающимся специфического устройства Корсики.
Собрание Корсики обладает более широкими правами, чем другие региональные советы, в частности в сфере образования, коммуникаций и окружающей среды. Оно призвано регулировать вопросы обустройства территории, жилищ, транспорта, занятости, энергетики. В сфере своей компетенции Собрание принимает законы. При нем учрежден не только экономический и социальный совет, как при других региональных советах, но также совет по культуре, образованию и качеству жизни (cadre de vie), что указывает на признание культурных особенностей региона.
3). Региональное и местное управление в метрополии.
Региональное и местное самоуправление во Франции сочетается с государственным управлением. Это вытекает из частей второй и третьей ст. 72 Конституции. Органы государственной администрации действуют в регионах, департаментах, округах. В коммунах функции государственного управления возложены на мэров. Совет министров назначает в каждый департамент префекта. Префект наиболее крупного департамента в регионе является префектом последнего. В результате реформы местного Управления в соответствии с декретом Правительства от 10 марта 1982 г. префекты регионов и департаментов стали называться Эмиссарами республики. Термин «префект», однако, не вышел из официального употребления; наравне с термином «комиссар республики» он употреблялся в документах как дополняющий. С учетом пожеланий префектов этот термин был восстановлен Декретом Правительства в 1989 г. Префект представляет государство, Правительство и каждого из его членов и информирует их о событиях на подведомственной территории, руководит деятельностью местных государственных служб. В порядке административного надзора за самоуправлением префект получает все акты органов самоуправления в течение 15 дней после их принятия и может оспорить их по мотивам незаконности в административном суде.
В Париже государство представлено не только префектором республики, но также префектом полиции, компетенция которого распространяется еще на три соседних департамента — Верхняя Сена, Сена — Сен-Дени и Валь-де-Марн. В каждом из остальных департаментов есть свой префект полиции, подчиняющийся министру внутренних дел.
В округах государственная администрация представлена супрефектами (подпрефектами), которые наряду с руководством соответствующими службами осуществляют административный надзор за коммунальным самоуправлением.
4). Заморские департаменты и заморские территории.
Остатки бывшей французской колониальной империи существуют ныне виде заморских департаментов и заморских территорий.
Заморские департаменты — один из видов территориальных коллективов Франции; они созданы на основании ст. 72 и в Конституции с приспособлением их структуры к местным условиям. Все четыре заморских департамента — бывшие колонии Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон — стали обладать таким статусом с 1946 г. По упомянутому Закону 1982 г. одновременно получили статус заморского региона с соответствующими полномочиями и органами — в них учреждены комитеты по культуре, образованию и окружающей среде и созданы региональные советы. Последние могут обращаться к Правительству Франции с предложениями по изменению и адаптация к местным условиям действующих законодательных норм. В 1984 г. этим советам также была передана часть компетенции генеральных советов этих департаментов.
Заморская территория — это также особая разновидности территориальных коллективов Франции. Согласно ст. 74 Конституции, заморские территории «имеют свою особую организации с учетом их собственных интересов в общей совокупности интересами Республики». Все заморские территории — также бывшие колонии; он весьма отдалены от метрополии, располагаясь в Тихом океане Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис Футуна и Арктические земли. Заморские территории имеют различный статус, но общими для всех является то, что они управляются выборными органами на основе своих статутов (уставов). Исполнительная власть принадлежит различным органам: на островах Уоллис и Футуна она вверена назначаемому метрополией представителю; в Новой Каледонии она возлагается на председателя совета министров. Во все заморские территории назначается метрополией представитель государства, который следит за соблюдением государственных интересов, исполнением законов и осуществляет административный контроль. В некоторых заморских территориях сохраняется институт местных вождей: например, на острове Уоллис они являются членами территориального совета. Вожди выполняют некоторые судебные функции, Франция сохраняет за собой полномочия в области обороны, внешних отношений, судебной организации. В остальном заморские территории обладают достаточно большим кругом полномочий. За исключением ряда некоторых важных областей, например регулирования и защиты прав и свобод, компетенции органов государственной власти, законодательство Франции не применяется в заморских территориях автоматически. В частности, заморские территории обладают значительными налоговыми льготами. Французская Полинезия имеет большую автономию, чем Корсика: остаточные полномочия принадлежат Полинезии, тогда как по закону о Корсике они принадлежат республике65.