Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:45, контрольная работа
В работе рассмотрены основные шаги, предшествовавшие принятию новой Конституции.
По существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.
Введение
1. Конституционное развитие в 80-х годах
2. Конституционное развитие в 1990году
3. Конституционное развитие в 1991 году
4. Конституционное развитие в 1992 году
5. Конституционное развитие в 1993 году
Заключение
17 марта 1991 г. состоялись референдумы СССР и РСФСР. На первом подавляющее большинство голосов отдано за сохранение Союза ССР. На российском референдуме, который проводился в соответствии с Законом от 16 декабря 1990 г. "О референдуме РСФСР", вопрос был поставлен о необходимости введения поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием.
24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон о Президенте РСФСР. А 24 мая 1991 г. III Съезд народных депутатов РСФСР принимает Законы "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления".
Конституция дополняется
главой 13-1 "Президент РСФСР". В ст.
121-1 определено, что Президент является
высшим должностным лицом РСФСР и главой
исполнительной власти в РСФСР. Возраст
- не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок полномочий
- 5 лет; одно и то же лицо не может быть
Президентом РСФСР более двух сроков подряд.
Полномочия Президента многообразны.
Он обладает правом законодательной инициативы,
подписывает и обнародует законы РСФСР,
налагает на них "вето"; представляет
не реже одного раза в год Съезду народных
депутатов доклады о выполнении принятых
Съездом и Верховным Советом социально-экономических
и иных программ, о положении в РСФСР; обращается
с посланиями к народу, Съезду и Верховному
Совету.
Президент руководит Советом Министров
- Правительством РСФСР, назначает его
Председателя с согласия Верховного Совета,
а членов Правительства назначает и освобождает
от должности по представлению Председателя
Правительства, принимает отставку Правительства
с согласия Верховного Совета. Президент
отвечает за обеспечение государственной
и общественной безопасности, возглавляет
Совет Безопасности, объявляет чрезвычайное
положение. Президент может вести переговоры
и подписывать от имени РСФСР договоры.
Кроме того, Президент РСФСР обладал
традиционными для этого поста полномочиями
- награждение орденами и медалями, вопросы
гражданства, помилования и т.д.
Съезд и Верховный
Совет имели определенные возможности
влияния на Президента РСФСР. Например,
Съезд мог потребовать внеочередного
доклада от Президента, отменить его акты,
отрешить Президента от должности в случае
нарушения Конституции РСФСР, законов
РСФСР, а также данной им присяги.
Был учрежден на конституционном уровне
пост вице-президента РСФСР, призванного
осуществлять по поручению Президента
отдельные его полномочия и замещать Президента
в случае его отсутствия.
Конституция определила Совет Министров
- Правительство РСФСР - как орган исполнительной
власти, подотчетный Президенту РСФСР.
Статья 137 Конституции, посвящавшаяся
местным органам государственной власти,
получает новую редакцию, согласно которой
органами государственной власти в краях,
областях, автономных областях, автономных
округах являются "соответствующие
Советы народных депутатов". Поскольку
в прежней редакции говорилось также "в
районах, городах, районах в городах, поселках,
сельских населенных пунктах и других
административно-
Глава 18 Конституции - об исполкомах
- получает название "Местная администрация".
Теперь местная администрация не является
органом Совета, хотя и подотчетна ему,
и акты главы администрации Совет может
отменять. Глава администрации сам назначает
руководителей структурных подразделений,
а закон должен назвать тех из них, которых
утверждает Совет.
Конституция подчеркивает
единство судебных органов РСФСР. Гл. 21
"Суд и арбитраж" получает название
"Судебная система РСФСР". Первым
в числе органов, составляющих судебную
систему, назван Конституционный Суд РСФСР.
Он определен в ст. 165 Конституции как высший
судебный орган конституционного контроля,
осуществляющий судебную власть в форме
конституционного судопроизводства. Кроме
Верховного Суда РСФСР в этой же статье
дается характеристика Высшего Арбитражного
Суда РСФСР, который является высшим экономическим
судебным органом РСФСР и осуществляет
надзор за судебной деятельностью арбитражных
судов РСФСР.
Конституция предусматривает, что должен
быть специальный закон, определяющий
статус столицы РСФСР, структуру и компетенцию
органов власти и управления г. Москвы.
На лето и осень 1991 г. приходятся
важные события в истории России и СССР.
12 июня 1991 г. избирается Президент РСФСР,
10 июля 1991 г. он вступает в должность. Предпринимаются
первые шаги по созданию Администрации
Президента, вводятся новые и пока еще
малопонятные должности Государственного
секретаря РСФСР, Государственных советников
РСФСР, советников Президента РСФСР, формируется
Президентом новое Правительство.
Законами от 3 июля 1991 г. четыре из пяти
имевшихся в РСФСР автономных областей
(Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская,
Хакасская) преобразуются в республики
в составе РСФСР.
Очередные изменения в Конституцию
РСФСР вносятся 1 ноября 1991 г. V Съездом
народных депутатов РСФСР. Они незначительны
и лишь частично напоминают о происходящих
в России процессах. В связи с "эпидемией"
повсеместного учреждения в республиках
в составе РСФСР поста президента в Конституцию
включается глава 15-1 "Глава исполнительной
власти (Президент) республики в составе
РСФСР", в которой говорится, что он
является высшим должностным лицом и главой
исполнительной власти республики, входит
в единую систему исполнительной власти
РСФСР. Ст. 121-8 ч. 2 дополнена положением:
Президент РСФСР вправе приостанавливать
действие актов этого должностного лица.
Сокращается число категорий лиц, не участвующих
в выборах. По прежней редакции ст. 92 Конституции
это право не имели лица, содержащиеся
по решению суда либо с санкции прокурора
в местах лишения свободы. Иначе говоря,
это касалось не только отбывающих наказание,
но и подследственных. Теперь в ст. 92 оставлена
лишь первая группа - не участвуют в выборах
лица, отбывающие наказание в местах лишения
свободы по приговору суда. Была ранее
и такая категория не участвовавших в
выборах как лица, "находящиеся по решению
суда в местах принудительного лечения".
Ее исключили из Конституции - лечение,
даже принудительное, нельзя считать мерой
наказания, к тому же лечебно-трудовые
профилактории для страдающих хроническим
алкоголизмом с этого времени начинают
ликвидировать.
Несколько важных идей в области судопроизводства
отражаются в Конституции: институт присяжных
заседателей; возможность коллегиального
рассмотрения дел тремя судьями по первой
инстанции; допустимость рассмотрения
дела одним судьей. Ст. 166 гласила: рассмотрение
гражданских и уголовных дел в суде первой
инстанции осуществляется с участием
присяжных заседателей, народных заседателей,
либо коллегией из трех профессиональных
судей или единолично судьей.
На смену красному цвету Государственного
флага РСФСР пришел нынешний трехцветный
- бело-лазорево-алый. В статье 182 было записано,
что Государственный гимн РСФСР утверждается
Верховным Советом РСФСР (а не его Президиумом,
как предусматривалось ранее).
Для политического, да и конституционно-правового
развития большее значение имело принятое
в тот же день V Съездом постановление
"О правовом обеспечении экономической
реформы". Президент попросил у Съезда
особых полномочий на период проведения
экономической реформы с целью стабилизации
и улучшения положения в стране. Постановление
давало право Президенту РСФСР регулировать
своими указами практически все вопросы
хозяйственной деятельности (валютно-финансовой,
налогообложения, собственности и т.д.).
Указом от 6 ноября 1991 г. Президент формирует Правительство РСФСР "под непосредственным руководством Президента РСФСР".
В декабре 1991 г. соглашением
Президентов РСФСР, Украины и
Председателя Верховного Совета Белоруссии,
ратифицированным Верховными Советами
всех трех республик, СССР ликвидируется.
Создается Содружество
Законом от 25 декабря 1991 г. Верховный
Совет объявляет новое
Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. В апреле 1992 г. созывается VI Съезд народных депутатов. Постановлением от 10 апреля 1992 г. "О Федеративном договоре" он одобряет этот договор и постановляет: "Включить содержание Федеративного договора как составную часть в Конституцию Российской Федерации".
21 апреля 1992 г. в действующую
Конституцию РФ вносятся крупные изменения,
связанные с фактом распада СССР и существования
РФ как самостоятельного государства,
с новым типом федерации в России.
Конституция отражает новое наименование
государства, ряд новшеств в характеристике
конституционного строя и власти.
По всему тексту Конституции вместо РСФСР
введено новое название государства "Российская
Федерация - Россия". В статье 1 Конституции
подчеркнуто, что "наименования государства
Российская Федерация и Россия равнозначны".
Статья 3 ранее посвящалась демократическому
централизму как принципу организации
и деятельности государства. Теперь статья
3 закрепила принцип разделения властей,
причем в двух аспектах - между органами
законодательной, исполнительной и судебной
властей и между уровнями - РФ, ее субъекты,
местное самоуправление, принцип подотчетности
государственных органов и должностных
лиц народу.
Раздел II "Государство и личность"
сохранил лишь свое название, содержание
же его было полностью заменено. Глава
5 с названием "Права и свободы человека
и гражданина" имеет в своей основе
упоминавшуюся ранее "Декларацию"
от 22 ноября 1991 г. Глава 6 стала называться
"Обязанности граждан Российской Федерации".
Из Конституции исключены нормы, касавшиеся
нахождения РФ в составе СССР. Глава 7,
называвшаяся "РСФСР - союзная республика
в составе СССР", теперь получила наименование
"Российская Федерация - суверенное
государство". Статья 68 Конституции
гласила, что РФ суверенна. Она самостоятельно
осуществляет всю полноту власти на своей
территории. Носителем суверенитета и
источником власти в РФ является ее многонациональный
народ.
В Конституции отражается
субъектный состав РФ на момент внесения
изменений, в том числе и новые названия
ряда субъектов. При этом провозглашается,
что изменение конституционно-правового
статуса субъектов, а также их разделение
и объединение могут быть осуществлены
только на основе волеизъявления большинства
избирателей в них с утверждением Съездом
народных депутатов РФ.
В связи с подписанием Федеративного договора
в Конституции была более полно сформулирована
статья о предметах ведения органов государственной
власти РФ и включены в нее специальные
статьи о вопросах совместного ведения
РФ и соответственно республики, автономной
области и автономного округа, края, области,
городов Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно
появилась формулировка "приложить
к Конституции (Основному Закону) Российской
Федерации - России" и далее назывались
все три Федеративных договора.
Существенно расширялись имевшиеся
главы о республике, об автономной области
и автономном округе. И с учетом того, что
субъектами РФ объявлены территориальные
образования, в Конституцию включена отдельная
глава о них (9-1 "Край, область в составе
Российской Федерации"; в декабре 1992
г. появилось добавление "город федерального
значения"). Соответственно к имевшемуся
в Конституции разделу VI о высших органах
государственной власти и управления
республики в составе РФ добавился раздел
VI.1 об органах государственной власти
и управления других субъектов, состоявший
из двух глав, - о Советах народных депутатов
края, области, автономной области, автономного
округа и об администрации этих субъектов.
В Конституцию включен ряд норм, усиливающих
вертикальные связи в рамках Федерации.
В частности, объявляя края, области, автономную
область, автономные округа субъектами
РФ, Конституция одновременно давала право
Верховному Совету РФ, на основании заключения
Конституционного Суда РФ, досрочно прекратить
полномочия их Советов в случае неоднократного
нарушения ими законодательства РФ. То
же мог сделать каждый вышестоящий Совет
в отношении нижестоящего.
Нельзя не обратить внимания еще на одно
новшество, которое касается действия
Конституции РФ. Согласно ст. 185 в новой
редакции, изменение и "дополнение"
(ранее не было этого слова) Конституции
производит Съезд народных депутатов
РФ "законом" (до этого - "решением"
Съезда), принятым большинством не менее
двух третей от общего числа "избранных"
народных депутатов РФ. Было также предусмотрено
"временное приостановление действия
отдельных статей Конституции" - в таком
же порядке. Квалифицированное большинство
требовалось Съезду при делегировании
своих полномочий Верховному Совету РФ.
И что также важно: новая федеративная
структура РФ выразилась во включении
в ст. 185 части 2, указывающей, что изменения
и дополнения Конституции РФ, касающиеся
федеративного устройства РФ, не могут
быть осуществлены в одностороннем порядке
и производятся по согласованию с субъектами
РФ в лице их Советов народных депутатов.
VII Съезд принимает Закон от 9 декабря 1992 г. - "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России".
Из преамбулы Конституции
было исключено всякое
В статье 7, где говорилось о том, что общественные
объединения действуют в рамках Конституции
и законов РФ, республик в составе РФ, было
добавлено указание и на акты иных субъектов
РФ, с которыми теперь они тоже должны
считаться. Но более существенно дополнение
части 2 ст. 7: не допускалось создание общественных
объединений (т.е. партий, общественных
организаций, движений), имевших целью
не только насильственное свержение конституционного
строя, но и "создание не предусмотренных
Конституцией и законами Российской Федерации
структур власти, незаконных вооруженных
формирований".
Изменения были внесены в статьи, посвященные
собственности в РФ. В Конституции РФ впервые
закрепляется наличие частной собственности.
Согласно ст. 10, в РФ признаются и защищаются
следующие формы собственности: частная
(юридических лиц и граждан), коллективная
(общая совместная, общая долевая), государственная,
муниципальная и собственность общественных
объединений.
Решен и очень острый вопрос о природных
ресурсах: теперь допускается их нахождение
в государственной, муниципальной, частной
и коллективной формах собственности.
Что касается земли, то на конституционном
уровне сделан очередной шаг в отношении
болезненной проблемы купли-продажи земельных
участков: сняты многие прежние ограничения
на нее.
Восполнены упущения предшествующих
реформ и везде, где речь идет о субъектах
РФ, названы города Москва и Санкт-Петербург;
при этом в Конституцию введено понятие
"города федерального значения".
Одновременно в Конституции были усилены
позиции Верховного Совета РФ как постоянно
действующего федерального органа. В частности,
в Конституции было обозначено, что он
принимает Основы законодательства и
федеральные законы по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов; устанавливает
порядок организации и деятельности федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти; устанавливает общие
принципы организации системы органов
представительной и исполнительной власти
на территории РФ. Конституция усилила
позиции Верховного Совета как центра
системы представительных органов в республике:
согласно п. 11 ст. 109, он направляет деятельность
Советов народных депутатов (т.е. всех,
поскольку прежнее указание - "местных"
- из Конституции исключено).
Новеллой в реформировании норм Конституции,
стал Закон от 10 декабря 1992 г. "О внесении
изменений в статью 71 Конституции (Основного
Закона) Российской Федерации - России".
Принятым Верховным Советом РФ Законом
от 4 июля 1992 г. была образована Ингушская
Республика в составе РФ. Законом от 10
декабря Съезд преобразовал Чечено-Ингушскую
Республику в Ингушскую и Чеченскую Республики
и отразил их наименования в Конституции
РФ.
Информация о работе Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год