Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:55, контрольная работа
Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ст. 253 ГПК РФ).
6. Роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Прекращение полномочий регионального парламента возможно как по истечении установленного срока легислатуры, так и досрочно. В свою очередь досрочное прекращение полномочий парламента субъекта РФ может быть осуществлено им добровольно в результате самороспуска и принудительно в результате роспуска парламента высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также в результате признания судом неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (ч.1 ст.9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обратиться в законодательный (представительный) орган субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке (ч.5 ст.23).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения (ч.2 ст.9).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.
Высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации)
вправе принять решение о досрочном
прекращении полномочий вновь избранного
в правомочном составе
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда (ч.2.1. ст.9)
В данном случае следует согласиться с мнением доцента Казанского госуниверситета М.М. Курманова, о том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должен учитывать, какие негативные последствия наступили от бездействия законодательного органа субъекта РФ в течение трех месяцев. Привело ли это к непринятию законов субъекта Российской Федерации и к невыполнению других полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации, которые могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям для населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ по инициативе Президента РФ.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президент РФ вправе обратиться в законодательный (представительный) орган субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа субъекта РФ . В случае возникновения разногласий Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч.3 и 4 ст.27).
В случае если соответствующим судом
установлено, что законодательным (представительным)
органом государственной власти
субъекта РФ приняты конституция (устав),
закон субъекта РФ или иной нормативный
правовой акт, противоречащие Конституции
РФ, федеральным конституционным
законам и федеральным законам,
а законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
РФ в течение шести месяцев
со дня вступления в силу решения
суда либо в течение иного
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа (ч.4 ст.9).
Необходимо обратить внимание на несовершенство
данной нормы федерального закона.
Длительная процедура судебного
разбирательства, вынесения Президентом
предупреждения о роспуске регионального
парламента на деле фактически означает
практическую невозможность реализации
предусмотренной данной нормой закона
меры конституционно-правовой ответственности
парламента субъекта РФ. Поэтому в
Федеральном законе «Об общих
принципах организации
Помимо прочего, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что ответственность региональных парламентов по вышеназванному основанию может наступить только по инициативе Президента РФ. Федеральное Собрание РФ лишено права выносить предупреждение парламенту субъекта РФ за принятие им незаконного нормативного правового акта. Между тем, именно Федеральное Собрание РФ в первую очередь должно обладать таким правом осуществлять контроль за деятельностью региональных парламентов, что должно способствовать восстановлению и укреплению единой системы представительных органов в стране. Поэтому представляется целесообразным установить в качестве федерального органа государственной власти, выносящего предупреждение парламенту субъекта РФ за принятие им незаконного нормативного правового акта, наряду с Президентом РФ также и Федеральное Собрание РФ, как высший представительный орган государственной власти России.
В заключение можно сделать следующие выводы и предложения.
1. Усиление полномочий
2. Необходима подробная
Информация о работе Конституционно-правовая ответственность законодательных органов субъектов РФ