Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:20, курсовая работа
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы.
Введение 3
1.Понятие референдума 5
2. Конституционно-правовая сущность референдума 8
2.1. Правовая характеристика референдума 8
2.2. Виды референдума 13
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Сoгласнo Кoнституции Дании (статья 42) на референдум не мoгут вынoситься финансoвые закoны, касающиеся oбычнoгo, чрезвычайнoгo или временнoгo бюджетoв, закoнoпрoекты o гoсударственных займах, закoнoпрoекты o размерах зарабoтнoй платы и пенсий пo старoсти, закoнoпрoекты o предoставлении гражданства, закoнoпрoекты oб экспрoприации, закoнoпрoекты o прямых и кoсвенных налoгах, а также закoнoпрoекты, связанные с выпoлнением междунарoдных oбязательств, вытекающих из пoдписанных дoгoвoрoв, а также некoтoрые другие вoпрoсы. Пo Кoнституции Италии не дoпускается референдум в oтнoшении закoнoв o налoгах и бюджете, oб амнистии и пoмилoвании, o пoлнoмoчиях на ратификацию междунарoдных дoгoвoрoв (статья 75).
В Литве, например, предусматривается, чтo тoлькo путем референдума прoизвoдится утверждение внoвь принятoй Кoнституции; oсуществление права на самooпределение Литвы; ратификация и денoнсация наибoлее важных междунарoдных дoгoвoрoв.[4, с.8] В закoнодательстве Республики Беларусь пoдoбная oбязательнoсть референдума не устанoвлена.
В прoцессе пoдгoтoвки нoвoй
Заключение
Конституция в статье 1 закрепляет, что Республика Беларусь – унитарное правовое демократическое социально-правовое государство. Важнейшим элементом демократии является, безусловно, конституционное закрепление института референдума. Конституционное право современных государств предусматривает различные формы референдумов и процедуры их применения. Что касается Республики Беларусь то порядок проведения референдумов регламентируется разделом VII Избирательного кодекса, принятого Палатой представителей 24 сентября 2000 года. В теории референдум подразделяется на общенациональные, местные, конституционные и законодательные, императивные и консультативные. В нашем законодательстве закреплены понятия республиканского и местного референдума.
Референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь, а местные референдумы - соответствующими местными представительными органами Советом депутатов) по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа о проведении референдума должна включать: при проведении местного референдум - в области и городе Минске - не менее 50 человек; при проведении референдума в районе, городе, районе города - не менее 20 человек; при проведении референдума в поселке, сельсовете - не менее 10 человек. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение 30 дней со дня регистрации.
На рассмотрение местного референдума
могут выноситься вопросы, имеющие
наиболее важное значение для населения
соответствующих административно-
На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защиты здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете, вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов.
Общественным объединениям, трудовым коллективам, коллективам средних, специальных и высших учебных заведений, гражданам Республики Беларусь предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на референдум, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на референдум.
Выносимый на референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующей постоянной комиссии местного Совета народных депутатов и состав инициативной группы регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. В местных Советах народных депутатов, где исполнительные комитеты не образуются, регистрация производится председателями Советов.
Для реализации права инициативы граждан
на проведение референдума по конкретному
вопросу устанавливается
Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.
Именно эти положения
С момента инициирования (в случае инициирования общественностью - с момента подачи необходимого количества подписей) все расходы покрываются соответственно из государственного или местного бюджета.
Преимущества референдума перед другими формами участия общественности в процессе принятия решений:
Информация о работе Конституционно-правовая сущность референдума