Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 15:45, курсовая работа
Цель работы - исследование конституционно-правовых аспектов института гражданства, формулировка рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области.
В настоящей работе поставлены следующие задачи:
1. изучить понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации;
2. исследовать основные принципы гражданства Российской Федерации;
3. проанализировать основания приобретения гражданства Российской Федерации;
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации. 5
1.1 Понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации. 5
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации. 9
Глава 2. Основания приобретения гражданства России. 13
2.1. Приобретение Российского Гражданства в общем порядке. 13
2.2. Особенности приобретения Российского гражданства в упрощённом порядке. 15
2.3 Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.18
2.4. Выводы по результатам исследования оснований приобретения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства. 19
Глава 3. Основания прекращения гражданства Российской Федерации. 22
3.1. Порядок и условия добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. 22
3.2 Иные основания прекращения гражданства Российской Федерации. 25
3.3 Основания для недопущения выхода из гражданства Российской Федерации. 23
3.4. Выводы по результатам исследования оснований прекращения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства 24
Заключение. 25
Список использованных источников. 26
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.6
Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".
Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.
Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.
Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.7
5. Гражданин
Российской Федерации может
Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.
6. Российское
законодательство исходит из
принципа сохранения
7. Гражданство
Российской Федерации основано
на отрицании автоматического
его изменения при заключении
или расторжении брака
8. Российская
Федерация гарантирует своим
гражданам защиту и
Глава 2. Основания приобретения гражданства России.
2.1. Приобретение Российского
Согласно ст. 13 закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой ст. 13 Закона, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой ст. 13 Закона.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой ст. 13, и без представления вида на жительство 9
Порядок организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации установлен Приказом Минобразования России от 20 июня 2003 года № 2606.
2.2. Особенности
приобретения Российского
Закон о гражданстве 2002 года устанавливает упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации (ст. 14). Регистрация осуществляется полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации (глава 6 Закона о гражданстве 2002 года).
Введение такой формы обусловлено рядом обстоятельств, связанных с историей России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Закона), если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации или имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входящих в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке:
· ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства;
· ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
· ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
· ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации Российской Федерации.
Рассмотренные выше основания приобретения гражданства Российской Федерации связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются тех или иных форм причастности в настоящем или прошлом к российскому государству.
Такое основание, как прием в гражданство (ст. 13 Закона), не связано с подобного рода условиями. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-ти летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации если:
· проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
· обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство России;
· имеют законный источник средств к существованию;
· обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
· владеют русским языком.
Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации в течение пяти лет сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Информация о работе Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации