Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Поэтому, как бы ни были широки полномочия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ГОСУДАРСТВО: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ............5
1.1 Порядок избрания Президента РФ……………………………………...10
1.2 Перечень полномочий Президента РФ……………………………........11
ГЛАВА 2. ПРЕЗИДЕНТ РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……...15
2.1 Значение института президентства………………………………..........15
2.2 Соотношение ветвей власти и Президента………………………..........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ по КП.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 По мнению Е.И.  Козловой, полномочия Президента  РФ следует разделить на шесть  групп по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; функционированием исполнительных органов государственной власти; обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности8.

1. В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

    • созыв парламента на очередные и внеочередные сессии;
    • роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;
    • подписание и публикация законов;
    • использование  права вето;
    • обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, противоречащих конституции;
    • выступает как непременный участник законодательного процесса;
    • издает нормативно-правовые акты;
    • имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2. В организации работы органов исполнительной власти и управленческой деятельности, в области обороны государства:

    • имеет право председательствовать на заседании Правительства;
    • принимает решение об отставке Правительства;
    • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
    • назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;
    • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
    • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;
    • назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ;
    • формирует администрацию Президента;
    • назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;
    • вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
    • назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;
    • ведает вопросами помилования.

3. В области внешней политики:

    • ведет переговоры и подписывает международные договоры;
    • назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания
    • дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных отношениях;
    • осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих  полномочий в случае:

    • его отставки;
    • стойкой неспособности по состоянию способности осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    • отрешение от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения  от должности носит сложный характер, при этом Государственная Дума выдвигает  обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРЕЗИДЕНТ  РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Значение  института президентства.

 

Институт президентской  власти сравнительно новое явление  для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Свое окончательное оформление она получила в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся полнота власти. Он не ограничивался каким-либо органом, ни перед кем не был ответствен, никому не был подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, "Толкование" к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. устанавливало: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Вместе с тем следует  отметить, что в монархической  России выдвигались конституционные  идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности.

К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который  был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным9. Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г.

 В них устанавливалось,  что временная исполнительная  власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями.

Он, в частности, обладал  правом законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить  в Учредительное собрание все  правительственные законопроекты  только по распоряжению и от имени президента. Законы, принятые парламентом, передавались президенту, который немедленно препровождал их для обнародования через Правительствующий совет в установленном порядке.

Президент наблюдал за исполнением  законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета министров, любого военного и гражданского чиновника. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры10.

 Идею введения республиканской  формы правления в России и  учреждения поста президента  выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, конституции11.

 

 

Двоякого рода отношение к институту  главы государства в целом  и президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах.

О чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. В  научной литературе глава государства, президент довольно часто трактовались как чисто буржуазные институты, служащие интересам подавления буржуазией трудящихся. Отмечался процесс усиления президентской власти, и прежде всего в США, что отвечало классовым целям монополий, концентрации их экономического и политического могущества. Президентской власти здесь отводилась основная, главенствующая роль12.

Во-вторых, вопрос об учреждении поста президента возникал в реальной жизни нашей страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 г. одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что у нас не должно быть единоличного президента.

 Он отметил, что президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету. С этих слов Сталина в советской юридической литературе Президиум Верховного Совета часто стал именоваться коллегиальным президентом.

 Высказывались и  более четкие суждения. Например, И.П. Трайнин характеризовал Президиум Верховного Совета СССР как главу государства, и его деятельность определял как президентскую13.

 Вопрос о введение  в СССР института президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но он не был реализован.

В целом следует констатировать, что институт президента был органически  чужд советской системе. "С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента"14.

Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально играли роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата15. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Фактическим свидетельством этого, усилением руководящей роли КПСС в жизни общества и государства стало совмещение в лице Л.И. Брежнева поста Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост президента страны16.

Новый подход к данной проблеме мы наблюдаем в последнее  пятнадцатилетие прошлого столетия, в период так называемой перестройки в нашей стране. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР". Далее избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он является главой Советского государства.

Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде. "Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления.

То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества". Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. Этому акту отводилась роль основного политико-правового документа в деле стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания новых межнациональных отношений, новой советской федерации.

 В периодической  печати было опубликовано несколько  его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 г. Его подписание намечалось на конец августа 1991 г. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.

Соответствующие процессы протекали в РСФСР. Заметим, что на официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Данный пост учреждается путем референдума инициированного одной третью депутатов российского парламента.

Он состоялся 17 марта 1991 г. "За" высказались 70% участников голосования. Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР  утверждает ранее принятые законы РСФСР "О Президенте РСФСР", "О выборах Президента РСФСР". Съезд внес соответствующие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР. В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР.

Учреждение поста президента в нашей стране определялось рядом  объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности  в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Введение этого поста  дало возможность покончить с  искусственным соединением в  рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ