Конституционно-правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрен институт президентства Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года. Многие политологи, аналитики и представители политических движений говорят о возможном внесении поправок в Конституцию, связанных именно с институтом президентства, так как Конституция 1993 года писалась под определенного человека - Б. Н. Ельцина, и наделяла его чрезмерно обширными правами и полномочиями.

Вложенные файлы: 1 файл

КПРФ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

2) Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

Президент располагает совокупностью  полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной  Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции  назначает выборы Государственной  Думы.

Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих  самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать  в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства  обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить  вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Так же глава государства имеет  возможность оказывать влияние  и на содержание законопроектов путем  использования право вето.

Средством влияния главы  государства на деятельность Федерального Собрания является  и предусмотренный  п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 84 Конституции в  самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в  стране, основные направления внутренней и внешней политики.

Во втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной из центральных стала  задача укрепления Российского государства, повышение действенности государственной  власти, утверждение авторитета и  силы права.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в  участии формировании органов судебной власти, которые осуществляются совместно  с Советом Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей  осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право  представлять Совету Федерации кандидатуру  Генерального прокурора Российского  Федерации, а также вносить предложения  об освобождении его от должности.

3) Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Как глава государства  Президент осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции, он формирует  и возглавляет Совет Безопасности.

К компетенции Президента относится утверждение военной  доктрины России, которая является  частью общей компетенции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственно  ее угрозы глава государства вводит на территории России или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе, согласно статье 87 Конституции.

Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи  с военной угрозой, но и в силу ряда внутренних причин: экологические  катастрофы, природные бедствия, массовые беспорядки и тому подобное. Президент  вводит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе.

4) Полномочия в области внешней политики и международных отношениях.  Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в статье 86 Конституции. Самое важное из них записано в п. «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранные государствах и международных организациях.

В качестве руководителя внешней  политикой России Президент ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации, подписывать  ратификационные грамоты.

Согласно Конституции, Президент  принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. Верительная  грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным  представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя  иностранного государства в связи  с окончанием его миссии и вручается  перед его отбытием из России.

  1. Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

Важнейшее из них заключено в п. «в» ст. 84 Конституции РФ – решение о  назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться как форма  участия Президента в законодательной  деятельности.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища. К компетенции  главы государства отнесены вопросы  приема, выхода и восстановления в  гражданстве Российской Федерации.

На основании п. «б»  ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.

В п. «п» ст. 89 Конституции  предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством.

3. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.

Конституция России предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента.

В обычном порядке полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81 Конституции этот срок равен  четырем годам. Момент окончания  этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.

Конституционное регулирование  статуса Президента предусматривает  основания досрочного прекращения  его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается  три:

  • отставка президента;
  • неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение Президента от должности.

Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает  мотивы принятия такого решения, не указывает  орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты  процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического  применения института отставки.

Более сложный процесс  прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности  Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах  Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.

В отличие от двух названных  оснований прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его  от должности прописан в конституции  Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности  выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения  Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной  измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин  России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции  понятия «государственная измена»  и «тяжкое преступление» конкретизируется в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной  изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание  помощи иностранному государству, иностранной организации или  их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  регулирует процедуру отрешения  Президента от должности. Эта процедура  достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном  механизме, необходимостью создания системы  гарантий от необоснованного применения этой меры ответственности.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента России