Конституционно-правовой статус человека и гражданина в США и Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

1 Конституционно – правовой статус человека и гражданина в США
1.1 Принцип равноправия
1.2 Гражданство США
1.3 Гражданские (личные) права, свободы и обязанности
1.4 Политические права, свободы и обязанности
1.5 Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности
2 Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Норвегии 2.1 Гражданство Норвегии
2.2 Основные права и свободы человека и гражданина в Норвегии

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 1 Конституционно – правовой статус человека и гражданина в США ………5
1.Принцип равноправия ………………………………………………...5
2.Гражданство США ……………………………………………………6
3.Гражданские (личные) права, свободы и обязанности ……………8
4.Политические права, свободы и обязанности …………………….10
5.Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности ………………………………………………………….12
2.Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Норвегии …13
1.Гражданство Норвегии ………………………………………………13
2.Основные права и свободы человека и гражданина в Норвегии …15

Заключение ………………………………………………………………………20

Список использованной литературы …………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная (2).doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

      1.4 Политические права, свободы и обязанности 

     Свобода слова является первичным, основополагающим правом, а важнейшими, наиболее эффективными формами ее существования выступают  также сформулированные в I поправке свобода печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации. Важнейшей гарантией свободы слова и печати является отсутствие предварительной цензуры.

     Законодательные ограничения свободы слова содержатся в Акте о шпионаже 1917 г. (с поправками 1918 г.), согласно которому подлежат ограничению  или полному запрету все публичные  выступления, в которых высказываются "презрение, насмешки, издевательства или создается дурная слава о форме правления в США, Конституции, флаге или форме одежды, принятой в армии и на флоте США", высказывания провоцирующие слушателей на нарушение общественной порядка. К числу оснований для ограничения свободы слова и печати суды относят также наличие в речи (или публикации) "явной и реальной опасности", а также "непристойностей"7.

     Однако  ограничение свободы слова допускается  лишь в том случае, если указанные  последствия не могут быть предотвращены  иным, менее радикальным способом. Непристойность как основание ограничения свободы слова и печати означает запрещение откровенно циничных форм порнографии не представляющих никакой художественной, литературной, политической или научной ценности.

     Со  свободой слова тесно взаимосвязаны иные информационные свободы, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США. Акт о свободе информации 1996 г. установил правило, согласно которому все лица, желающие получить информацию из федеральных государственных учреждений (и их архивов), могут официально ее затребовать. Данному праву соответствует обязанность должностных лиц беспрепятственно предоставить гражданину интересующие его сведения, если они не входят в число установленных законом исключений: персональных, медицинских и иных личных досье, сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информации о еще не принятых решениях и т.д.

     Важными формами осуществления свободы  слова I поправка, как уже указывалось, признает свободу мирных собраний и  петиций. Первая включает право граждан на проведение собраний в любой форме: митингов, демонстраций, манифестаций, шествий и т. д. Поскольку осуществление перечисленных мероприятий увеличивает вероятность совершения действий, нарушающих общественное спокойствие или общественный порядок, процедура реализации свободы собраний регламентируется более обстоятельно, чем свобода печати или петиций.

     В тексте Конституции не записано право  на объединение. Однако на основе расширительного  толкования свободы слова, собраний и петиций, содержащихся в I поправке к Конституции, в 1958 г. Верховный суд в решении по делу Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения против Алабамы признал его в качестве фундаментального, истолковав I поправку следующим образом: "Хотя положение о свободе ассоциаций прямо не сформулировано в поправке, она на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободе слова, собраний и петиций". 

      1.5 Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 

     Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей — также без справедливого вознаграждения (поправки V, XIV). Конституция, следовательно, допускает лишь два основания принудительного прекращения права собственности: в качестве санкции за совершение правонарушения и для общественных нужд (с соблюдением упомянутых условий). Такое понимание права собственности в принципе сохраняется и сегодня.

     Экономические, социальные и культурные права получили более обстоятельную, чем на федеральном  уровне, регламентацию в законодательстве штатов.8 Однако в ранг конституционных прав они и штатами возведены лишь фрагментарно. Ни в одной конституции штатов нет комплексной регламентации всей совокупности важнейших прав этой группы. В конституциях Флориды, Гавайев, Луизианы, а также свободно присоединившегося государства (см. ниже — § б) Пуэрто-Рико записаны лишь права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Права на 8-часовой рабочий день, на заработную плату без дискриминации и не ниже минимальной, на образование и получение профессии провозглашены конституциями Иллинойса, Монтаны, Виргинии и Пуэрто-Рико. Конституции Аляски, Гавайев, Мичигана и Техаса гарантируют право на охрану здоровья. А в конституциях Иллинойса, Монтаны и Пенсильвании декларировано право на здоровую окружающую среду. 
 
 
 
 

  1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Норвегии
 

             2.1 Гражданство Норвегии 

     Положение норвежских граждан регулируется законом о норвежском гражданстве от 8.12.1950 г. В основу этого акта положен четкий принцип крови. По своей сути это закон с довольно жестким режимом, предусматривающий льготы для приобретения норвежского гражданства только для граждан других северных стран, сотрудничающих в рамках Северного Совета (ч. 2 § 6 и § 10 закона).

     Норвежским  гражданином, согласно § 1 закона, является лицо, рожденное от норвежских граждан, а равно, если даже только один из них  является норвежским гражданином9. Изменение в сторону уравнивания прав матери и отца в этой связи было сделано только в 1979 г. Вместе с тем, в случае если норвежским гражданином является только отец, а мать— иностранка, то ребенок может получить норвежское гражданство, если ему еще не исполнилось 18 лет, при условии, что родители оформили свои отношения браком, а сам ребенок еще не вступил в брак.

     В 1999 г., в закон было внесено изменение, согласно которому ребенок, рожденный от отца-норвежца, не состоящего в браке с матерью ребенка, может получить норвежское гражданство, если ему не исполнилось 18 лет (§ 2а закона). В этой норме закона можно видеть влияние религиозного пиетизма, столь характерного для лютеранской Норвегии. Усыновление, кстати, теперь ведет к получению усыновленным норвежского гражданства. Эта новелла также относится к 1999 г. (§ 1а). Причем, если усыновленному ребенку не исполнилось еще 12 лет, то гражданство он получает автоматически. правда, в этом случае требуется предварительное разрешения департамента по делам семьи и детей (п. «Ь» §1 а закона). Усыновление детей в возрасте от 12 до 18 лет дает возможность получения ими гражданства по заявлению одного из родителей, в этом случае порядок предоставления гражданства является чисто явочным. Закон также знает такие способы получения норвежского гражданства, как вступление в него путем получения разрешения (bevilling) (§ 6) и домицилирования-натурализации (bopell) (§ 3).

     Норвежскому закону известен и такой источник гражданства, как восстановление (§ 4 и § 5). Домицилирование позволяет приобрести норвежское гражданство, если иностранец проживает в Норвегии с раннего возраста, при этом требуется 10-летний срок непрерывного домицилия, по достижении которого лицо приобретает гражданство, подав заявление губернатору (fylkesmann), однако этому лицу должно на тот момент исполниться 21 год, но не более чем 23 года.

     В случае, если лицо является апатридом, то оно может подать заявление  о получении гражданства по достижении им 18-летнего возраста, но и в этом случае закон требует для него домицилия в 10 лет. Получение гражданства путем разрешения отличается несколько иной процедурой. Проситель, согласно § 6 закона, должен соответствовать следующим условиям:

  1. иметь возраст не менее 18 лет,
  2. домицилий не менее 7 лет,
  3. вести приличный образ жизни, в законе так и сказано: «har someleget fram»,
  4. иметь самостоятельный источник существования. Заявление подается в департамент (министерство) юстиции.

При этом требуется, чтобы заявитель предъявил  доказательства своего отказа от прежнего гражданства.

 Норвежское  гражданство теряется:

  1. при получении гражданства другого государства — закон тем самым отрицает двойное гражданство в принципе, хотя опять-таки для граждан Северных стран может делаться исключение,
  2. при поступлении на службу к иностранному государству,
  3. при получении ребенком гражданства одного из родителей, если последний отказался от норвежского гражданства (§ 7),
  4. если лицо родилось за границей и никогда до того, как ему исполнилось 22 года, не проживало в Норвегии (§ 8).

   Закон, как видим, устанавливает достаточно жесткие рамки для получения норвежского гражданства10.  

    1.   Основные права и свободы человека и гражданина в Норвегии
 

     В 1994 г. в связи с ратификацией Норвегией  ряда дополнительных протоколов к Европейской  конвенции по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., протоколы № 6, 7, 9 и 10) появился новый параграф (1 Юс), обязывающий государство заботиться об уважении и соблюдении прав человека, что, однако, не всегда делается Норвегией.

       В первом ряду прав и свобод, которыми так гордится западное  либеральное общество, традиционно  стоит свобода слова. В Норвегии  это право закреплено § 100 конституции. Ответственность наступала за преднамеренную диффамацию и клевету, но практика применения судами этого конституционного положения пошла по пути признания ответственности даже за случай непреднамеренной диффамации — публикацию неверных сведений по ошибке. Кроме того, толкование этого параграфа конституции формально запрещает предварительную цензуру, но ничего не говорит о контроле за распространением печатного издания. Формальное право, таким образом, весьма гибкий инструмент в осуществлении контроля даже за святая святых так называемой четвертой власти, как любят себя самодовольно называть представители СМИ.

     Традиционной  для западного общества является группа норм, регулирующих положение (статус) личности в государстве. Сюда относятся, прежде всего, нормы о неприкосновенности жилища гражданина (§ 102), осуществлении правосудия только судом (§ 96), запрете пыток (ч. 2 § 96) и незаконных арестов (§ 99).

     Особую  группу норм конституции составляют положения, обеспечивающие гражданское  равенство. Надо заметить, что формой своей они обязаны историческим условиям норвежского общества начала XX столетия. Это, прежде всего ч. 2 § 23, в которой содержится запрет на установление наследственных привилегий; считается, что эта статья направлена против наследственного дворянства, отмененного в 1821 г. Кроме того, именно это положение, можно полагать, повлияло на то, что служащие и пенсионеры Двора не имеют активного избирательного права, т.е. могут только избирать, а не избираться (ч. 1 § 13 закона о выборах 1985 г.).

     Традиционное  право человека на частную собственность, закрепляется § 105 конституции, который устанавливает право на равное возмещение экспроприированной собственности. Рядом конституционных прецедентов, которые мы можем видеть в решениях Верховного суда (последнее значительное решение было принято в 1976 г.), этот параграф конституции толкуется именно в том смысле, что экспроприация может иметь место только в силу закона и за полное возмещение, включая даже упущенную выгоду. В этом же направлении идет судебная практика и остальных скандинавских стран. Однако развитие капиталистических отношений в рамках западной модели Welfare State несколько размыло былое крепкое ядро принципа неприкосновенности частной собственности, что отражено также в текущем норвежском законодательстве. Параграф 101 конституции, запрещающий устанавливать какие-либо ограничения предпринимательской деятельности, исторически отражает устремление людей начала XIX в. устранить все препятствия, которые составляли основу полицейского государства эпохи меркантилизма.

     К новеллам современной эпохи следует  отнести § 110, существенно отредактированный поправками 1954и 1980 гг. Этот параграф в первой части провозглашает право граждан Норвегии на труд, а во второй - на участие в управлении производством (Medbestemmelsesret). Надо сразу же заметить, что эти положения имеют твердое обеспечение в текущем законодательстве. В качестве примера можно назвать гл. 8(§ 17 и § 18) закона об акционерных компаниях, предлагающую образовывать на предприятиях особые советы трудового коллектива (bedriftsforsamlinger); следует также назвать закон об обязательном представительстве в органах управления общественных предприятий от 5.06.1984 г. и закон о государственных предприятиях от 30.08.1991 г.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина в США и Норвегии