Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:05, контрольная работа
Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;
- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;
В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.
I КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТОШЕНИЯ
Актуальность
данного вопроса можно
Конституционно
- правовые отношения возникают
при реализации норм
Целью исследования
является изучение сущности, видов, объектов
и субъектов конституционно-
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
понятие, сущность и основные
виды конституционно-правовых
- дать характеристику
основным субъектам
- изучить
основные объекты
В качестве
предмета исследования выступили конституционно-
Предметом правового
регулирования в
Конституционно-правовые
отношения - это общественные отношения,
урегулированные нормами
I.1 Виды конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые
отношения могут иметь общий
и конкретный характер. Примером
отношений общего характера
Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.
Отношения конкретного
характера всегда связаны с реализацией
той, или иной конституционно-правовой
нормы, с непосредственным осуществлением
прав и обязанностей. Например, отношения
между Президентом и
Наряду с
общими и конкретными конституционно-
- правовые состояния - четко определены субъекты, но содержание их взаимных прав и обязанностей конкретно не определено;
- материальные - реализуется само содержание права и обязанности;
-процессуальные
- регулируется порядок
- правоустановительные - в позитивной сфере реализуются права и обязанности, которые должны осуществить субъекты правоотношений; Правоустановительные отношения выступают преимущественно как конкретные правоотношения с указанием субъективных юридических прав и обязанностей их участников. Например, в ст. 16 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что по вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном по рядке руководящими и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований. На основе этой нормы между руководящими и другими должностными лицами, указанными в законе, и членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы могут возникать конкретные правоотношения, при этом член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеет право требовать от указанных руководящих и других должностных лиц приема в первоочередном порядке, а соответствующие руководители и другие должностные лица обязаны принять члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в первоочередном порядке, если последние считают такой прием необходимым. Такое правовое отношение будет правоустановительным, поскольку его целью является только реализация участниками прав и обязанностей, установленных правовой нормой.
- правоохранительные
- права и обязанности связаны
с правовой охраной
На основании выше указанного материала можно изложить виды конституционно-правовых отношений в следующей схеме:
Виды конституционно-правовых отношений
материальные |
Процессуал- ные |
Правоустановитель-ные |
Правоохранитель-ные |
Характер |
Общий |
Конкретные |
Длительность |
Постоянные |
Временные |
I.2 Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъектами конституционно-правовых отношений в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих законных интересов.
Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций и т.п.
Наличие
широкого круга субъектов
- народ;
- государство;
- субъекты Федерации;
- депутаты;
- коренные малочисленные народы;
- население;
- муниципальное образование;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный
народ Российской Федерации,
Исключительность
статуса народа как субъекта конституционно-правовых
отношений обусловлена, прежде всего,
тем, что он является носителем суверенитета
и единственным источником власти в
России (ст.3 Конституции РФ). Права
образовывать представительные органы
государственной власти, участвовать
в выборах Президента РФ, выражать
свою волю путем референдума относятся
к исключительному ведению
2. Государство
- Российская Федерация;
В общественных
отношениях, регулируемых нормами конституционного
права, государству принадлежит
особая роль. Оно выступает в качестве
регулятора общественных отношений, прежде
всего как носитель правотворческой
власти. Указанные субъекты могут
участвовать в конституционно-
Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.
3. Административно-
Административно-
4. Органы
государственной власти и
В Российской Федерации ими являются:
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- Городская Дума;
- Местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
- Президент РФ;
- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель конституционного Суда РФ;
- Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
6. К субъектам
конституционных