Конституционно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;
- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;
В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

порг.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

 

 

I КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТОШЕНИЯ

 

Актуальность  данного вопроса можно подтвердить  существованием проблемы конституционно-правовых отношений, которая вызывает наибольший интерес и споры в науке  конституционного права. В юридической  науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые  урегулированы нормами права               

 Конституционно - правовые отношения возникают  при реализации норм конституционного  права. Юридические связи образуются  между соответствующими субъектами, как правило, с соответствующими  правами и обязанностями.

Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.

Для достижения указанной цели поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  понятие, сущность и основные  виды конституционно-правовых отношений;

- дать характеристику  основным субъектам конституционно-правовых  отношений;

- изучить  основные объекты конституционно-правовых  отношений;

В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.

Предметом правового  регулирования в конституционном  праве являются конституционно-правовые отношения – особая разновидность  властных политических отношений, урегулированных  нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они  устанавливают основные права и  свободы человека и учреждают  в целях их гарантии систему органов  государственной власти, определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и  местного самоуправления.

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных  конкретными нормами.

 

I.1 Виды конституционно-правовых отношений

 

 Конституционно-правовые  отношения могут иметь общий  и конкретный характер. Примером  отношений общего характера могут  служить отношения между гражданином  и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими  основные права и обязанности  граждан. 

Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего  времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.

Отношения конкретного  характера всегда связаны с реализацией  той, или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей. Например, отношения  между Президентом и Парламентом  в случае внесения последним предложения  о проведении референдума. Если такое  отношение возникает, оно носит  конкретный характер. Президент не позднее 3-х месяцев со дня издания  указа о проведении референдума  назначает дату его проведения (ст.74 Конституции).                 Отношения конкретного характера - временные. Они существуют до тех  пор, пока не выполнены действия, предусмотренные  правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном  примере отношения между Президентом  и Парламентом прекращаются с  момента определения даты референдума. А отношения между избирателем  и участковой избирательной комиссией  в день голосования, прекращаются после  получения избирателем избирательного бюллетеня.

Наряду с  общими и конкретными конституционно-правовыми  отношениями существуют и иные их виды:

-  правовые  состояния - четко определены  субъекты, но содержание их взаимных  прав и обязанностей конкретно  не определено;

-  материальные - реализуется само содержание  права и обязанности;

-процессуальные - регулируется порядок реализации  правовых действий;

-  правоустановительные - в позитивной сфере реализуются права и обязанности, которые должны осуществить субъекты правоотношений; Правоустановительные отношения выступают преимущественно как конкретные правоотношения с указанием субъективных юридических прав и обязанностей их участников. Например, в ст. 16 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что по вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном по рядке руководящими и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований. На основе этой нормы между руководящими и другими должностными лицами, указанными в законе, и членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы могут возникать конкретные правоотношения, при этом член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеет право требовать от указанных руководящих и других должностных лиц приема в первоочередном порядке, а соответствующие руководители и другие должностные лица обязаны принять члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в первоочередном порядке, если последние считают такой прием необходимым. Такое правовое отношение будет правоустановительным, поскольку его целью является только реализация участниками прав и обязанностей, установленных правовой нормой.

-  правоохранительные - права и обязанности связаны  с правовой охраной предписаний,  заложенных в нормах, устанавливающих  обязанности субъектов. Целью данных отношений является охрана предписания правовой нормы. Например, Конституция РФ содержит норму (ч. 3 ст. 115), которая предоставляет Президенту РФ право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. На основе этой правовой нормы между Президентом РФ и Правительством РФ могут возникнуть правоотношения по поводу отмены конкретного постановления или распоряжения, противоречащего Конституции РФ, федеральному закону или указу Президента РФ. Целевым назначением такого правоотношения является охрана предписания правовой нормы, требующей, чтобы все указы правительства принимались на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

На основании  выше указанного материала можно  изложить виды конституционно-правовых отношений в следующей схеме:

Виды конституционно-правовых отношений 


правовые состояния

материальные

Процессуал-

ные

Правоустановитель-ные

Правоохранитель-ные




 

Характер 

Общий

Конкретные 

Длительность 

Постоянные 

Временные




 

 

I.2 Субъекты конституционно-правовых отношений

 

Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений  весьма разнообразны. Собственно они  составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими  отраслями права.

Субъектами  конституционно-правовых отношений  в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих законных интересов.

Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных  ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций  и т.п.

 Наличие  широкого круга субъектов является  особенностью конституционного  права. Среди них выделяются  такие специфические субъекты  как:

- народ;

- государство;

- субъекты  Федерации;

- депутаты;

- коренные  малочисленные народы;

- население;

- муниципальное  образование;

- органы  государственной власти;

- органы  местного самоуправления;

- избирательные  комиссии;

- собрания  избирателей и др.

Содержание  конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов  в конституционном праве, круг которых  специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений  широк, то возникает необходимость  объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный  народ Российской Федерации, нации,  этнические общности (народности).

Исключительность  статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в  России (ст.3 Конституции РФ). Права  образовывать представительные органы государственной власти, участвовать  в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся  к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так  и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

2. Государство  - Российская Федерация; субъекты  в составе Российской Федерации  (республики, края, области, города  федерального значения, автономные  округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит  особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой  власти. Указанные субъекты могут  участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или  через государственные органы, выступающие  от их имени. Примером таких отношений  является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».

Конституционные правоотношения также возможны между  республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными  округами и т.д.

3. Административно-территориальные  единицы (районы, города, районы в  городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы  государственной власти и местного  самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

- Федеральное  Собрание;

- Правительство;

- Конституционный  Суд;

- Высший  Арбитражный Суд;

- Городская  Дума;

- Местная  администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные  лица.

Субъектами  конституционного права являются:

- Президент  РФ;

- Председатели  палат парламента - Федерального  Собрания;

- Председатель  Правительства РФ;

- Председатель  конституционного Суда РФ;

- Генеральный  Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими  полномочиями, он вступает в отношения  с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают  форму конституционно-правовых. В  некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6. К субъектам  конституционных правоотношений  со специальной правоспособностью  относятся:

Информация о работе Конституционно-правовые отношения