Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1 Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве
1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации
2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации
3. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа: Конституционно-правовой статус Российского государства
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1 Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве
1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации
2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации
3. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Среди них можно выделить: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности, разделение властей, идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 Конституции Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном в главе 9 Конституции Российской Федерации, т.е. через принятие новой конституции.
Конституционно-правовой статус Российского государства как правовое явление прежде всего должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного ст. 2 Конституции РФ1, а также его основных конституционных характеристик как демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления (ст. 1, 5, 7, 14 Конституции РФ2).
К сожалению, российская государственно-правовая наука не только пока не определила своей роли в создании теории устойчивого развития общества и государства, но и в полной мере не осознала демократический потенциал действующей Конституции Российской Федерации. И это, в частности, проявляется в одностороннем подходе к рассмотрению конституционно-правового статуса российского государства, не изменившемся с советских времен: учитываются лишь качества и свойства этого субъекта как суверенного государства, а также его федеративная природа, при этом полностью игнорируются нормы гл. 1 Конституции РФ, и прежде всего ст. 2, 3, закрепляющие сущностные связи государства, народа, человека и гражданина. А если и делаются попытки связать проблему конституционно-правового статуса государства с его важнейшими конституционными характеристиками, определив последние как элементы этого статуса, соответствующие выводы страдают отсутствием аргументации и не основываются на существующих в теории права представлениях о правовом статусе субъекта правоотношений и его основных элементах.
При рассмотрении конституционно-правового статуса Российского государства, таким образом, необходимо учитывать особенности данного субъекта, а также выводы конституционно-правовой науки по проблеме статуса субъектов конституционного права, общетеоретические представления о статусе субъектов правоотношений.
Возникновение научного интереса к конституционно-правовому статусу Российской Федерации тем более оправдано в ситуации наличия большого количества научных работ, посвященных теории статуса субъекта Российской Федерации вообще и статуса конкретных субъектов Российской Федерации в частности. Между тем, поскольку субъект Российской Федерации - неотъемлемая часть целого - Российской Федерации, постольку адекватное познание юридического существа статуса субъекта Российской Федерации не осуществимо вне надлежащего уровня разработанности теории конституционно-правового статуса Российской Федерации1.
Потребность разработки теории конституционно-правового статуса Российской Федерации происходит также из отсутствия в конституционно-правовой науке автономных комплексных исследований категории конституционно-правового статуса Российской Федерации. Сложившаяся ситуация характеризуется, с одной стороны, рассмотрением конституционно-правового статуса Российской Федерации как целостной категории на уровнях глав работ по проблематике федерализма либо параграфов учебной литературы, с другой стороны, исследованием частных вопросов конституционно-правового статуса Российской Федерации в контексте общих проблем российского конституционного федерализма.
Цель работы - проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.
В качестве нормативной базы исследования взята сама Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, комментарии к ним1 и 2.
Теоретическая основа исследования Конституционно-правового статуса Российского государства представлена научными публикациями последних лет Бутусова Н.В., Сергевнина С.Л., Козловой Е.И. и Кутафина О.Е.
При разработке курсовой работы по теме Конституционно-правовой статус Российского государства рассмотрены работы Алехновича С.О., Дмитриева Ю.А., Петрова С.М., Идрисова Р.Ф., Козак Д.Н. и др.
1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве
Понятие правовой статус означает некое правовое состояние (правовое положение) того или иного участника правоотношений. Иными словами, правовое положение человека и гражданина или государства в соответствии с нормами конституционного права следует признать синонимом их конституционно-правового статуса. В связи с тем, что в науке конституционного права предлагается различать нормативный конституционно-правовой статус и фактический статус, под которым понимается реальное положение субъекта соответствующих правовых отношений, представляется вполне обоснованным выделять два основных аспекта в понимании конституционно-правового статуса названных субъектов: как реальных отношений, урегулированных нормами конституционного права, и как конституционного (конституционно-правового) института.
Конституционно-правовой статус государства представляет собой правовое состояние этого субъекта, включающее в себя систему правовых связей (общих правоотношений), соответствующих специфике государства как субъекта конституционного права и конституционно-правовых отношений и его главному назначению и функциям.
Категория «конституционно-правовой статус» выполняет интегрирующую функцию, она позволяет объединить набор правовых связей, характерных для государства, в единую систему, единый комплекс. Разные по характеру и целевому назначению правовые связи называются его элементами. Нередко определение правового статуса того или иного субъекта конституционного права выводится путем перечисления основных элементов статуса1. Таким образом, можно говорить о различных видах элементов конституционно-правового статуса государства, которые в совокупности составляют его структуру, позволяющую отразить общие черты и особенности статусов различных субъектов.
В литературе отмечаются такие общие черты конституционно-правового статуса любого субъекта, как его целостность, устойчивость, внутренняя согласованность, системообразующая значимость, т.е. способность отражать единство юридических свойств субъектов конституционно-правовых отношений, объединять их различные виды в единую систему. Названные свойства конституционно-правового статуса (в частности, такого субъекта, как государство), несомненно, полнее раскрываются при широком подходе2 к определению структуры конституционно-правового статуса различных субъектов, когда в нее в качестве самостоятельных элементов помимо прав и обязанностей (или полномочий применительно к государству и некоторым другим субъектам) включаются и иные виды конституционно-правовых связей, находящихся в диалектической связи друг с другом, и в первую очередь с правами и обязанностями как ядром правового статуса любого субъекта.
Рассмотрение структуры конституционно-правового статуса государства предполагает выявление общих (родовых) признаков и черт (присущих элементам статуса различных субъектов), а также индивидуальных особенностей, свойственных структурным элементам статуса субъектов, осуществляющих деятельность публично-властного характера, и, наконец, непосредственно Российскому государству как одному из этих субъектов. Поскольку специфика статуса и его структура определяются особенностями и ролью субъекта правовых отношений во взаимосвязи с другими участниками общественных отношений, определяя структуру статуса государства, нужно помнить о публично-властной природе этого субъекта, о таких его свойствах, как обладание государственным суверенитетом, производным от суверенитета народа, о функциях государства, в частности функции правового регулирования общественных отношений в интересах защиты прав граждан, обеспечения устойчивого развития российского общества.
Конституционная (конституционно-правовая) правосубъектность государства отражает такие его «юридически значимые характеристики», политико-правовые свойства и особенности, как обладание государственным суверенитетом и одновременно олицетворение собой формы народовластия. Эта двойственная природа государства и обусловливает главную особенность его правосубъектности, которая наиболее ярко проявляется при характеристике прав и обязанностей этого субъекта.1
Есть все основания для выделения ответственности государства по отношению к обществу, народу, человеку и гражданину в качестве самостоятельного элемента его конституционно-правового статуса. Широкое понимание конституционно-правовой ответственности, предполагающее неразрывную связь двух сторон ответственности как единого явления - позитивной и ретроспективной, позволяет определить механизм ответственности государственной власти перед народом, обществом, человеком и гражданином, а также взаимной ответственности государства и личности, понять роль и место конкретного государства в современном цивилизационном развитии, сделать его ответственным за происходящее не только в моральном, но и юридическом смысле слова перед настоящими и будущими поколениями. По юридической природе конституционно-правовая ответственность государства - это общее правоотношение (правовое состояние), которое представляет собой постоянные, длящиеся правовые связи между государством и обществом, народом, каждым человеком и гражданином.2
Конституционные полномочия и ответственность государства реализуются в полном соответствии с закрепленными конституционно-правовыми нормами целями и задачами государства, которые также следует рассматривать в качестве обособленного элемента его статуса. В свою очередь, содержание последних зависит от конституционно закрепленных сфер и объектов воздействия со стороны государства, то есть предметов ведения, которые являются самостоятельным элементом конституционно-правового статуса государства. Предметы ведения государства как субъекта конституционно-правовых отношений понимаются в широком смысле. Фактически под ними подразумевается предмет конституционно-правового регулирования отношений с участием государства. Конституционно закрепленные предметы ведения Российской Федерации (ст. 71 - 72) представляют собой детализацию в широком смысле слова понимаемых предметов ведения Российского государства в связи с их разграничением между различными уровнями государственной власти: федеральным и субъектов Федерации (по сути дела, речь идет о разделении компетенции между уровнями власти внутри государства). Но это лишь один из аспектов возможного рассмотрения предметов ведения государства, призванного обеспечить воздействие на всю систему общественных отношений и сферы жизнедеятельности общества для обеспечения его развития в интересах каждого человека.
1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации
Таким образом, конституционный статус государства - это закрепленные в федеральной Конституции конституционно-правовые признаки (характеристики) Российского государства. Каждая из таких характеристик одновременно является одной из основ (принципов) конституционного строя и отображает принципиальные фундаментальные особенности российской государственности или государственного строя: тип государства, разновидность государственного (политического) режима, его демократическую сущность, ограничение (связанность) государственной власти правом, правами и свободами человека и гражданина, федеративную форму государственного устройства, республиканскую форму правления, социальный и светский характер Российского государства. Эти конституционные характеристики определяют место и роль Российского государства (Российской Федерации) в системе институтов конституционного строя, отображают его конституционную природу.
Включающая 16 статей глава первая Конституции РФ именуется «Основы конституционного строя». Б.А. Страшун находит, что эта глава «конституция в конституции», ибо никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). По его мнению, положения главы первой обладают более высокой юридической силой, чем все остальные положения Конституции. Несомненно, глава первая Конституции РФ - исключительная. Ее положения «составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией» (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).
Наличие главы, специально посвященной основам конституционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на наш взгляд, понятие «основы конституционного строя» как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие «основы конституционного строя» достаточно богатое и более содержательное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основании некоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее было бы назвать главу первую «Основы государственного строя». Но эта точка зрения не является общепризнанной.
По мнению О.Г. Румянцева, «вообще основы - суть важнейшие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его прочность. Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фундамента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. ... Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих».1
Информация о работе Конституционно правовой статус российского государства