Конституционные права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Суть правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Этот конституционный принцип – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------2
Конституционные права и свободы человека и гражданина.------------------4
Конституционные обязанности человека и гражданина.----------------------13
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------21
Список использованной литературы.----------------------------------------------24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Живайкина М.С. 1 курс.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСВТЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА»

 

 

 

       Юридический факультет

               Кафедра теории права и

               гражданско-правового

                                                                            образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Теория государства и права»

На тему: «Конституционные права и обязанности»

 

 

 

 

Научный руководитель: Зуев Андрей Вячеславович

                Студент: Живайкина Мария Сергеевна

    Факультет: Юридический

          Курс: 1

                      Группа: юриспруденция, 2-я группа

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение ----------------------------------------------------------------------------------2

Конституционные права и свободы человека и гражданина.------------------4

Конституционные обязанности  человека и гражданина.----------------------13

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------21

Список использованной литературы.----------------------------------------------24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Суть правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства”. Этот конституционный принцип –  одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Институт прав и свобод закрепляет особо важные и социально  значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения  его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного  права на участие в решении  вопросов устройства и управления тем  обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Однако закрепление в  российском праве института прав и свобод как приоритетного произошло  в связи с изменением в нашей  стране политического строя и  признанием прав и свобод человека высшей ценностью. В предыдущих Конституциях нашей страны раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал столь  значимое место. Конституционное право  советского периода ставило интересы государства превыше интересов  личности, и, несмотря на формальное закрепление  широкого перечня прав и свобод часто  сильно их ограничивало.

Актуальность темы обусловлена  значением конституционных прав и свобод человека и гражданина в  демократическом государстве, особенно актуален данный вопрос применительно  к молодой Российской демократии, так как в России относительно недавно признан приоритет прав и свобод человека и гражданина и созданы механизмы для их реализации и защиты.

Цель данной работы заключается  в исследовании закрепленных в Конституции  Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционные права и  свободы человека и гражданина

Основы правового статуса  личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Несмотря на то, что конституционные права и  свободы  составляют относительно небольшую  часть всех прав и свобод человека и гражданина, их значение велико в  силу следующих особенностей:

1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права    человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

Таким образом, конституционные  права и свободы составляют ядро правового статуса личности и  лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает  принципы, на которых должно строиться  текущее законодательство.  Конституционные  права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу говорится: "Перечисление  основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина"1. Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Итак, конституционные права  и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права  и свободы, принадлежащие ему  от рождения (в надлежащих случаях  в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового  статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и  гражданина. Эти две категории  прав обычно упоминаются  вместе, однако их содержание не тождественно. Права  человека проистекают из естественного  права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят  неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи  всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а  права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом  только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод2.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между  людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие  гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных  делах, в выборах высших и местных  органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной  службе. Следовательно, лица, не имеющие  гражданства, этих прав в данном государстве  не имеют. Такая дискриминация, допускаемая  международным сообществом, объясняется  правомерным желанием каждого государства  предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с  судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без  гражданства не несут никаких  обязанностей (например, соблюдать  конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются  исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в  Российской Федерации право частной  собственности относится к категории  прав человека, а право частной  собственности на землю — только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство  в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами  страны только своим гражданам)3.

Нарушение конституционных  прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков  и исследователей – является одной  из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение  личных прав и свобод в России –  пожалуй, одна из самых «излюбленных»  тем западных журналистов. Иностранный  обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права  и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными  властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи  из Европы, в России нарушаются: свобода  мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну  переписки, свобода передвижения и  др.

Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом, во-первых, по тому какой субъект нарушает личные права  и свободы человека и гражданина, во-вторых, какими действия (бездействиям) это осуществляется.

Львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные  органы (от сотрудников МВД до законодательных  органов субъектов РФ).

Зачастую, личные права и  свободы граждан так  же нарушаются нормативными актами (и действиям) субъектов (и органами власти субъектов) Российской Федерации.

В соответствии со ст.71 Конституции  РФ, регулирование конституционных  прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано субъекту РФ не по договору, ни как иначе.

Между тем вышеобозначенное нарушение прав и свобод граждан  является, пожалуй, самым массовым. В середине и конце 90-х годов, в  период бурного нормотворчества субъектов РФ, в более чем половине субъектов РФ действовали местные нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Можно привести десятки примеров признания отдельных положений  как федерального законодательства, так и законодательства субъектов  РФ неконституционными и как следствие  прекращение нарушение прав и  свобод граждан.

В качестве примера можно  привести Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. №11-П "По делу о проверке конституционности пункта "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова"4. Решением Конституционного суда РФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 22, 49 (часть 1), 71 (пункт "о"), 76 (части 1 и 5) пункт "б" части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью".

Типичным нарушением прав и свобод в Российской Федерации  является нарушение права на свободу  и личную неприкосновенность. Если обратиться к докладам правозащитных  организаций, то можно сделать вывод, что одним из серьезных нарушений  прав и свобод человека является произвол полицейских органов (ограничение  свободы, свободы передвижения, право  на квалифицированную юридическую  помощь и др. права).

В этой связи, как подчеркивают эксперты, для российской правоприменительной  практики может представлять интерес  дело "Ассенов и другие против Болгарии" 1998 года, в котором Европейский  Суд установил нарушение ст.3 европейской Конвенции о защите прав человека со стороны Болгарии потому, что там не существовало эффективной процедуры расследования заявлений лиц, утверждавших, что они подверглись ненадлежащему обращению в период задержания в полицейском участке. Одним из важнейших ее положений является ст.5, провозглашающая право на свободу и безопасность. Она регламентирует условия физической изоляции (задержания, ареста и т.п.) граждан и устанавливает процессуальные гарантии того, что такая изоляция не будет являться произволом со стороны государства5. Касается вышесказанное и вопроса содержания лиц подозреваемых в совершении преступления и осужденных.

Итак, основной способ решения  проблемы – является обращение в  суд общей юрисдикции (о признании  права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании  неконституционным того или иного  акта).

Между тем существует еще  одна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина – это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции  РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.

Применение конституционных  норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе  и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона).

Российская судебная система  предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей  юрисдикции и арбитражных судов  с запросом в Конституционный  Суд РФ о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Между тем, суды общей юрисдикции неохотно применяю положения Конституции  РФ на практике. В этой было принято  специальное постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации  №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых  вопросах применения судами Конституции  Российской Федерации при осуществлении  правосудия» разъяснил (п.2):

«Суд, разрешая дело, применяет  непосредственно Конституцию, в  частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при  условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности  человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к  выводу, что федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к  убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, противоречит Конституции  Российской Федерации, а федеральный  закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».

Информация о работе Конституционные права и обязанности