Конституционные принципы государственного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.
Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3
1.Конституционные принципы государственного устройства РФ……………….5
2.Элементы конституционно-правового статуса РФ…………………………….13
3.Этапы развития федерализма в РФ……………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

0405512_D06FD_konstitucionnopravovoi_status_rf_ogu_2010g.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...................3

1.Конституционные  принципы государственного устройства  РФ……………….5

2.Элементы конституционно-правового  статуса РФ…………………………….13

3.Этапы развития  федерализма в РФ……………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников……………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации. Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют  верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется  в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности  граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Поскольку любое  федеративное государство состоит  из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений между собой.

В мире нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

Степень темы исследования. Необходимо отметить, что разработкой спорных вопросов, касающихся изучаемой темы, занимались многие известные  юристы. Среди них можно назвать Абдулаев М. И., Комаров С. А. , Авакьян С.А., Баглай М.В., Болотин Э. Л., Васильцов В.Ф., Викторов А.Н., Галаган П.С., Золотарева М.В., Калина В.Ф и другие авторы.

Объектом исследования выступает статус Российской Федерации  как государства.

Предмет исследования - конституционно-правовой статус РФ.

Целью исследования является осмысление и построение нормативно-доктринальной  теории конституционно-правового статуса РФ.

Задачи исследования непосредственно обусловлены достижением  поставленной цели курсовой работы и  сводится к следующему:

1. раскрыть конституционные принципы государственного устройства РФ;

2. исследовать элементы конституционно-правового статуса РФ;

3. проанализировать этапы развития федерализма в РФ.

 При проведении  исследования применялись методы  статистического, логического, формально-юридического, функционального, сравнительно-правового  и системно-структурного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

1. Конституционные принципы государственного устройства РФ

 

Федерация наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей - субъектов федерации. 
Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки.

Федерация - единое союзное государство, существующее наряду и сверх тех государств, которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом. Федерация обладает необходимыми государственно-правовыми институтами, т. е. законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, имеют двухпалатную структуру. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они не подлежат рецепции, т.е. утверждению со стороны органов субъектов федерации, и адресованы непосредственно населению. Субъекты федерации не имеют права отмены актов Федерации1.

Федерация обладает единой территорией и единым гражданством, причем территория федерации может  состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.

Федерация обладает компетенцией компетенции. Это означает, что она сама, без согласия входящих в нее субъектов, может расширять  или сужать пределы своей компетенции, что и закрепляется в ее конституции. По сути это компетенция федерации на изменение своей компетенции. 
Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).

На примере  Российской Федерации выделяются следующие  конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:

1) суверенитет  Российской Федерации над всей ее территорией (ст. ст. 4, 71);

2) верховенство  на всей территории России Конституции РФ и федеральных законов (ст. 67);

3) целостность  государственной территории (ст. ст.1, 3, 67);

4) прямое действие  Конституции Российской Федерации  на всей территории Федерации (ст. 15);

5) конституционное  закрепление порядка изменения  внешних и внутренних границ  государства (ст.ст. 67, 71, 131);

6) единство правового  режима территории Российской Федерации в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8)2.

Закрепленная  Конституцией Российской Федерации 1993 г. новая система территориальной организации призвана придать неизменность старой структуре, прибавив к ней жесткость и неизменность границ между субъектами Федерации. И все же это уже не национально-государственная организация с различным статусом составляющих ее элементов, а государственно-территориальная Федерация, пусть и асимметричная. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, в состав Российской Федерации входят республики, края, области, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъекты Российской Федерации3.

Обращаясь к  государственно-правовым механизмам разграничения  полномочий и гарантиям обеспечения  единства правового регулирования  на всей территории Российской Федерации, следует выделить два базовых конституционных положения:

1. О высшей  юридической силе и прямом  действии Конституции Российской  Федерации на всей территории  Федерации (ч. 1. ст. 15 Конституции России).

2. О верховенстве  на всей территории страны  федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1,3 ст. 76 Конституции России).

Исходя из принципа суверенитета государства и территориального верховенства, действие норм права  на территории государства является неограниченным, безусловным и абсолютным. Под высшей юридической силой нельзя понимать большую обязательность какого-либо акта, превышающую обязательность другого акта. Федеральное законодательство сопоставимо в этом смысле с любым другим актом, от какого бы органа субъекта Федерации он ни исходил4. Суть дела в другом: высшая юридическая сила федеральной Конституции состоит в том, что все законы и иные акты издаются на ее основе и в ее исполнение и не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции России). Антиконституционные акты не могут порождать никаких правоотношений в силу того, что они юридически ничтожны, т.е. не являются юридическими актами.

Верховенство  и единство государственной власти обеспечивается прежде всего через  верховенство правовых актов Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные законы в полной мере закрепляют свое верховенство. Как отмечалось ранее, верховенство конституции - одна из обязательных черт правового государства. Это предопределяет юридическую ничтожность любого нормативного акта, расходящегося с конституционными установлениями, вне зависимости от органа, его издавшего, от сферы и направленности его применения. Конституция России закрепила достаточно строгую концепцию единого суверенитета Российской Федерации, который распространяется на всю территорию страны.

В Конституции РФ закреплены следующие принципиальные положения:

1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.

2. Равноправие всех субъектов Российской Федерации.

3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных принципах: национально-государственном и территориально-государственном.

4. Суверенитет Российской Федерации (субъекты Российской Федерации не являются суверенными5).

Формирование  на части территории Российской империи  федеративного государства  РСФСР было продекларировано Конституцией РСФСР 1918 г. Однако разделение этого государства на составные части  субъекты Федерации - происходило на основе Конституции.

Ни один субъект  Федерации не входил в состав РСФСР  на основе договора. Российская Федерация является конституционной федерацией. В тысячелетней истории российской государственности нельзя найти некий нормативный акт, документ, провозглашавший создание Российского государства. Россия - исторически сформировавшееся государство, разделение которого на административные составляющие происходит на основе конституционных актов. Принятию Конституции России 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства, предшествовало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этот документ по своему содержанию не соответствует названию6. Суть договора - разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Речь не шла об образовании федеративного государства. Форма Федеративного договора была использована в политических целях для стабилизации взаимоотношений центральной и региональных элит. По сути это было соглашение между федеральными органами государственной власти России и органами власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Сопряжение двух тенденций - конституционное стремление восстановить правовое единство страны, с одной стороны, и предусмотренное Федеративным договором разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами по конкретным предметам ведения - с другой привели к усилению конфликта между федеральной правовой системой и правовыми системами целого ряда субъектов Федерации.

С распадом в  августе-декабре 1991 г. Советского Союза  вопрос о взаимоотношениях республик в составе России с федеральной властью потребовал активизации работы по подготовке соглашения о разграничении полномочий. В республиках начали проявляться сепаратистские тенденции, процесс передела собственности и власти принял характер, опасный для российской государственности. Рабочая группа предложила в этих условиях подписать Соглашение по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации. 
Руководители большинства республик отвергли такой подход и выступили за подписание Федеративного договора. Требования все больших прав и полномочий, раздававшиеся из столиц республик-субъектов Федерации, сводились к минимизации роли федеральных органов власти, увеличению прав местных правящих элит.

31 марта 1992 г.  был подписан (а не «заключен») Федеративный договор, который на том этапе развития позволил избежать нарастания противостояния, сгладить противоречия, закрепить сложившееся на том историческом этапе соотношение сил7. При всех сложностях, предшествовавших ее принятию, и при всей неоднозначности того этапа российской новейшей истории Конституция России 1993 г. объективно способствовала выходу страны из государственно-правового кризиса, документальным олицетворением которого стало подписание Федеративного договора. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. был вынужден признать, что в России федеративные отношения недостроены и недоразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию государства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, годами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства... у нас создано децентрализованное государство8.

Сегодня процесс  формирования Российской Федерации  еще далеко не завершен как в контексте  наполнения прав и полномочий субъектов Федерации, закрепления стабильного и уверенного положения федеральных органов власти, так и в вопросе формирования самих субъектов Федерации. Российская Федерация представляет собой уникальное явление в государственно-правовой практике: это единственная страна в мире, в которой на федеральный уровень власти непосредственно выходят 89 субъектов. Отсутствие промежуточных звеньев затрудняло государственное управление страной, взаимодействие различных властных уровней снижало возможности центральной власти при осуществлении эффективного контроля над процессами в регионах, способствовало усложнению системы органов власти9. Одним из вариантов преодоления подобных недостатков является формирование дополнительного уровня власти - межрегионального. 
Начиная с 1994 г. в России сформировалась система межрегиональных ассоциаций, в которые входили соседствующие субъекты Федерации (были сформированы 7 ассоциаций). В 2000 г. были образованы федеральные округа: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»10, которым на территории России было образовано семь федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента Российской Федерации, направлен на восстановление вертикали исполнительной власти.

Информация о работе Конституционные принципы государственного устройства РФ