Конституционные уставные суды субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Важное социально-политическое значение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации для развития российского федерализма сегодня отмечают многие ученые конституционалисты, политические деятели. Решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и содержащиеся в них правовые позиции могут стать источником права соответствующего субъекта Российской Федерации. Они оказывают заметное влияние на осуществление принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов государственной власти и местного самоуправления, на обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Содержание

Введение 3
1 Общие положения о Конституционных (уставных) судах субъектов РФ
1.1.Конституционные (уставные) суды субъектов в системе судов РФ 5
1.2 Правовая основа организации и деятельности Конституционных (уставных) судов субъектов РФ 9
1.3Компетенция Конституционных (уставных) судов субъектов РФ 17
2 Особенности Конституционного суда Республики Бурятия 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_KS_SRF.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

1 Общие положения о Конституционных (уставных) судах субъектов РФ

1.1.Конституционные (уставные) суды субъектов в системе судов РФ            5

1.2 Правовая основа организации и деятельности Конституционных  (уставных) судов субъектов РФ                                                                             9

1.3Компетенция Конституционных (уставных) судов субъектов РФ              17

2 Особенности Конституционного суда Республики Бурятия                          24

Заключение                                                                                                             29

Список использованной литературы                                                                   32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важное социально-политическое значение конституционных (уставных) судов  субъектов Российской Федерации  для развития российского федерализма сегодня отмечают многие ученые конституционалисты, политические деятели. Решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и содержащиеся в них правовые позиции могут стать источником права соответствующего субъекта Российской Федерации. Они оказывают заметное влияние на осуществление принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов государственной власти и местного самоуправления, на обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Но, тем не менее, формирование конституционного (уставного) правосудия в нашей стране приобрело затяжной характер. Нормативные правовые акты органов публичной власти во многих субъектах Российской Федерации остаются вне судебного конституционного (уставного) контроля, до сегодняшнего дня отсутствует единство подходов к содержанию базовых концепций и понятий в сфере регулирования вопросов формирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, является актуальным изучение теоретических вопросов и анализ правового регулирования организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и на этом основании, разработка научных и практических рекомендаций по совершенствованию данных судов.

В связи с  этим автор настоящей курсовой работы поставил перед собой цель исследовать различные аспекты нормативно-правовой регламентации деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, поставив перед собой следующие задачи:

 1. Рассмотреть общетеоретические и конституционно-правовые основы деятельности и организации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

2. Определить место конституционных (уставных) судов субъектов в судебной системе Российской Федерации;

3. Изучить пределы полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

4. Проанализировать особенности конституционного суда Республики Бурятия

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования конституционных (уставных) судов Российской Федерации.

Предмет исследования составили нормы законодательства РФ, регулирующие указанные отношения, а также теоретические концепции и взгляды ученых в данной сфере.

Методологическая  основа исследования представлена общенаучными (анализа, синтеза, сравнения) и частнонаучными методами познания (формально-юридический, историко-правовой).

Теоретическую основу исследования составили взгляды и мнения ученых, таких как: С. Т. Артемовой, Н. В. Витрука, М. А. Митюкова, В.К. Бобровой и др.

Структура работы обусловлена содержанием темы и  логикой ее изложения и представлена введением, двумя главами, объединяющими три параграфа, и заключением.

 

 

 

 

1 Общие положения  о Конституционных (уставных) судах  субъектах РФ

1.1 Конституционные (уставные) суды в системе судов РФ

 

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются составной частью единой судебной системы Российской Федерации. Правовые основы образования и деятельности их предусмотрены федеральным законодательством. В последнее время все чаще высказываются предложения о необходимости принятия специального федерального закона об основах конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах Российской Федерации, который стал бы правовой базой для его развития и способствовал бы образованию органов судебного конституционного контроля во всех субъектах Российской Федерации.

Не опровергая возможности принятия специального закона, следует заметить, что отсутствие его никоим образом не препятствует созданию конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.1 Федеральное законодательство содержит правовые основы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, которые должны быть учтены при принятии субъектами законов об этих судах. Следует отметить, что такие основы заложены в Конституции Российской Федерации 1993 г2., принятой всенародным голосованием и провозгласившей реальный федерализм. К такому выводу нетрудно прийти путем анализа и сопоставления конкретных ее норм. Так, установленные Конституцией Российской Федерации единство государственной власти (ст. 10), осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и самостоятельность этих ветвей власти определяют необходимость организации всех ветвей власти, включая и судебную, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. При этом принцип разделения государственной власти предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.3

Право субъектов  Российской Федерации на создание собственных  судов косвенно подтверждается нормами  Конституции Российской Федерации (п. »г» ст. 71 и ч. 2–3 ст. 128)4, предусматривающими образование системы лишь «...федеральных органов судебной власти...», «...федеральных судов...», что позволяет делать вывод о возможности образования и судов субъектов Российской Федерации. И в дальнейшем нашло подтверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 4 ст. 4)5. Кроме того, Конституция Российской Федерации (ст. 77) предоставляет право субъектам Федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, в соответствии с

общими принципами, предусмотренными федеральным законом. В отношении судов субъектов Российской Федерации такие принципы определены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 118) и положившим конец спорам: могут или не могут субъекты Российской Федерации создавать конституционные (уставные) суды, нужны эти суды или нет. Появилась единая правовая база для образования и деятельности органов судебного конституционного контроля, которые прежде создавались субъектами Российской Федерации «самостоятельно», появились правовые основания полноценной реализации принципа разделения властей в регионах.6

Федеральным конституционным  законом определено место конституционных (уставных) судов в судебной системе Российской Федерации и их основное назначение. Установлено (ст. 4)7, что в Российской Федерации наряду с федеральными судами, к которым относятся Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, действуют конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции, составляющие единую судебную систему Российской Федерации. Определив конституционные (уставные) суды как суды субъектов Российской Федерации и включив их в единую судебную систему Российской Федерации (решение этих вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «о» ст. 71 и ч. 2 ст. 118)8 находится в исключительном ведении Российской Федерации), Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает и некоторые правовые основы создания этих судов, порядка формирования, наделения полномочиями судей и другие вопросы, оставляя окончательное решение их на усмотрение и законодательное урегулирование самих субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 17 (ч. 2) Закона конституционные (уставные) суды создаются и упраздняются законом  субъекта Российской Федерации. Они, как  и все остальные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, не могут быть упразднены, если отнесенные к их ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовая основа организации и деятельности Конституционных  (уставных) судов субъектов РФ

 

Правовыми основами для образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации являются и другие нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»9, которые должны учитываться субъектом Российской Федерации при принятии закона о конституционном (уставном) суде. Так, нельзя обойти общие конституционные положения, содержащиеся в главе первой Федерального конституционного закона, о том, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей10. Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие (ч. 1 ст. 1). Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной (ч. 2 ст. 1). Вхождение конституционных (уставных) судов в единую судебную систему Российской Федерации обязывает их к соблюдению норм ст. 2 Федерального конституционного закона, а именно: применение всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, а также уставов и других законов субъекта Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в силу (ст.6); законодательного закрепления единства статуса судей (гл. 2). При принятии закона о конституционном (уставном) суде законодатели субъектов Российской Федерации должны учитывать норму ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона о том, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Для конституционного (уставного) правосудия не должны быть исключением и нормы ст. 7 Федерального конституционного закона о равенстве всех перед законом и судом, а также ст. 9 о гласности в деятельности суда, поскольку слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных лишь федеральным законом.

Конкретные  нормы, касающиеся языка, на котором ведется судопроизводство и делопроизводство в судах, в том числе и судах субъектов Российской Федерации, к коим относятся конституционные (уставные) суды, устанавливаются в ч. 2 и 3 ст. 10 Федерального конституционного закона. Эти нормы также должны находить отражение в законе о конкретном конституционном (уставном) суде. Что касается статуса судей конституционных (уставных) судов, то необходимо иметь в виду позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечить каждому действенную защиту его прав и свобод правосудием; тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к достигнутому. При определении статуса судей конституционных (уставных) судов в соответствующем законе о конституционном (уставном) суде необходимо исходить из того, что все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст. 12 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»)11. Особенности правового положения судей конституционных (уставных) судов могут быть определены федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – законами субъектов Российской Федерации. Наделение полномочиями председателей, заместителей председателей и других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 13 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»)12. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 10 ст. 6-1)13 конкретизирует, что порядок наделения полномочиями председателей конституционных (уставных) судов и их заместителей определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Это положение относится и к другим судьям конституционных (уставных) судов. Законом «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 1 ст. 4) установлены единые требования к кандидатам в судьи этих судов. Ими может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Кроме того, здесь же определено, какая работа включается в стаж по юридической профессии. Установленные федеральным законом требования к кандидату в судьи конституционного (уставного) суда, надо полагать, являются минимальными. Решение вопросов, отнесенных к компетенции этих судов, юридическая сила и окончательность принимаемых ими решений выявляют необходимость формирования их специалистами с большим жизненным и профессиональным опытом работы. И эта проблема может быть разрешена в процедуре отбора кандидатов на должность судьи, предусмотренной ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», который осуществляется на конкурсной основе. Что касается предельного возраста пребывания в должности судьи, то Федеральным конституционным законом «О судебной

системе Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 г. он был установлен для федеральных судей – 65 лет (ст. 14). До этого времени ограничений по возрасту для судей не существовало. Субъекты Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», определяя законом или иным нормативным актом срок полномочий судей конституционного (уставного) суда, вправе были установить иной предельный возраст пребывания в их должности. Однако законодатели ряда субъектов Российской Федерации (Карелия, Татарстан

и др.), руководствуясь положениями о едином статусе  судей в Российской Федерации, последовали требованиям Федерального конституционного закона и изменили ранее установленный законами о конституционных (уставных) судах предельный возраст пребывания в должности судей этих судов, определив его в 65 лет. Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ внесены изменения в ст. 14 ФКЗ «О судебной системе».

Российской  Федерации». Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда определен в 70 лет. Одновременно принят Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Новая редакция абз. п. 1 ст. 11 гласит, что «предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.

Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст в должности судьи этих судов». Новая редакция п. 4 ст. 11 этого Закона предоставляет право субъектам Российской Федерации самим решать вопрос об установлении срока как полномочий, так и предельного возраста пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов.

Распространяются  на судей конституционных (уставных) судов и гарантии независимости судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».14

Об этом прямо  указано в ч. 4 ст. 9 этого Закона. Не могут быть урегулированы в конкретном законе о конституционном (уставном) суде вопросы неприкосновенности судей иначе, чем это предусмотрено ст. 16 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»15. В ней прямо указано, что гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом. Конкретизированы они в ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации». Чтобы не дублировать нормы названных федеральных законов в законах о конституционных (уставных) судах, в некоторых случаях они могут и должны содержать отсылочные нормы к федеральным законам. Например, в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 15 декабря 2001 г.) предусмотрено образование судебных коллегий в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для решения вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, либо привлечения к административной ответственности, либо избрания в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или осуществления в отношении его оперативно-розыскных мер и других следственных действий. Эти нормы не могут быть воспроизведены в законах о конституционных (уставных) судах, поскольку касаются предметов ведения Российской Федерации.

Информация о работе Конституционные уставные суды субъектов РФ