Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования, как нам представляется, обусловлена также ее слабой разработанностью в аспекте происходящих перемен, связанных со становлением гражданского общества, в условиях демократизации во всем мире.
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании понятия Конституционного суда и тенденций развития полномочий для формулирования теоретических положений и практических предложений по повышению эффективности работы Конституционного суда в новых условиях.
Изучение сущности Конституционного суда и тенденций развития его полномочий становится наиболее острым в период общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.
В настоящий момент происходит очередной этап научно-технической революции – становление информационного общества, основными чертами которого являются ускорение темпов развития общественных отношений, защита конституционных прав человека и гражданина превращается в важнейший глобальный ресурс человечества.
Актуальность темы исследования, как нам представляется, обусловлена также ее слабой разработанностью в аспекте происходящих перемен, связанных со становлением гражданского общества, в условиях демократизации во всем мире.
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании понятия Конституционного суда и тенденций развития полномочий для формулирования теоретических положений и практических предложений по повышению эффективности работы Конституционного суда в новых условиях.
Для достижения указанной цели были поставлены соответствующие задачи:
– изучить понятие Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля;
– ознакомиться с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации;
– выделить особые полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
– исследовать состав, порядок образования, срок полномочий и принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является Конституционный Суд Российской Федерации, предметом - сущность Конституционного Суда РФ, его полномочия и состав.
Работа выполнена
с применением различных
В современной России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной дипломной работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России 1993 г., Федеральный Конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного Суда РФ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части (содержит в себе две главы), заключения и списка использованной литературы.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» - 31 декабря 1996 г.
Причиной принятия федерального конституционного закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда, послужило:
Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Для принятия или внесения изменения в любой федеральный конституционный закон необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации. Таким образом, принятие именно в форме (федерального конституционного закона) правового акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.
Во-вторых, причина такого скорейшего принятия федерального конституционного закона «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.
Россия, проводя
демократические
В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.
В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например, возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами. Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами – составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ», который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.1
Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда РФ: это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ:
– правовой статус – судебный орган;
– функция – осуществление конституционного контроля;
– главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;
– процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводство.
Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде» не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда.
И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.
Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ.
Конституционное судопроизводство – это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства – устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство – это регламентированная федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. 2
1.2. Состав и порядок образования Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Количество судей нечетное - это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Данное положение практически никак не соотносится с другим положением, согласно которому Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей.
Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.
Кандидатуры всех судей Конституционного Суда РФ выдвигает Президент РФ, утверждает их в должности Совет Федерации РФ, который может и не согласиться с предложенной ему Президентом РФ кандидатурой и не утвердить в должности.
Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в законе. Так, судья может быть освобожден от должности ввиду достижения им предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. Поэтому по мере выбывания одного судьи из состава судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком. Такое положение содержится для придания большей юридической силы (утверждения правового статуса Конституционного Суда РФ). Конституционный Суд РФ на практике реализует соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ.
Вопрос целесообразности существования конституционного правосудия в РФ не раз активно обсуждался, и сам Конституционный Суд с его нынешними полномочиями существует более 14 лет. Комментируемое положение должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств разнообразных третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия.
Отменить конституционное правосудие в нашей стране возможно лишь при отмене (изменении) федерального конституционного закона или посредством изменения Конституции РФ.
Основополагающие принципы осуществления конституционного правосудия могут обозначать те цели, которые должны достигнуть практика отправления правосудия в Конституционном Суде РФ и основные идеи процедуры рассмотрения дела в суде, их пять:
– принцип независимости;
– принцип гласности;
– принцип коллегиальности;
– принцип состязательности;
– принцип равноправия сторон в процессе.
Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ добавляет еще принципы непрерывности судебного заседания, языка конституционного судопроизводства, устности разбирательства, неприкосновенности судей и несменяемости.
Отдельно следует сказать о принципе законности. Данный принцип, конечно, присутствует в конституционном правосудии, имеет здесь своеобразное выражение, любая отрасль права РФ содержит в себе отражение принципа законности, он следует из полномочий и цели деятельности Конституционного Суда в РФ. Если при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, что к спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применению и юридически действует в данный период времени, то при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых законов. Здесь не рассматриваются спорные правоотношения сторон, возникшие на основании закона (нормы материального права).