Конституционный Суд РФ: правовой анализ деятельности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной курсовой работы – изучить правовой анализ деятельности и проблемы Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— изучить историю развития конституционного судопроизводства в России;
— изучить структуру Конституционного Суда России;
— рассмотреть место Конституционного Суда Российской Федерации в механизме государственной власти;
— изучить компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации;
— состав, порядок образования, срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Конституционный Суд РФ: история становления
и правовое регулирование деятельности…………………6
1.1 Правовой статус Конституционного Суда РФ……………………….6
1.2 История возникновения института Конституционного Суда РФ…..9
1.3 Законодательное регулирование деятельности
Конституционного Суда РФ……………………………………………...14
2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………..18
2.1 Принципы деятельности Конституционного Суда РФ……………..18
2.2 Компетенция Конституционного Суда РФ………………………….20
2.3 Состав, порядок образования, срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда РФ……………………………....24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по кпр.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

 - Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

- Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Производство в Конституционном  Суде Российской Федерации ведется  на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским  языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

- Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

- Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

- Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.

2.2 Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

В соответствии со ст. 3 ФКЗ  «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ12.

Первая группа полномочий: разрешает дела о соответствии Конституции  Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Вторая группа полномочий: разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Третья группа полномочий: по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

Четвертая группа полномочий: дает толкование Конституции Российской Федерации;

Пятая группа полномочий: дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления;

Шестая группа полномочий: выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения;

Седьмая группа полномочий: осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд не рассматривает  споры имущественного характера, споры  о подведомственности дела судам  и о подсудности, т.е. споры между  судебными органами13.

По жалобам на нарушения  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов Конституционный  Суд проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции), т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль. При этом по конституционным  жалобам согласно ч. 4 ст. 125 Конституции, в отличие от рассмотрения запросов на основе ч. 2 (п. «б») этой статьи, Конституционный  Суд исходя также из ст. 3 (п. 3 части  первой), 96 и 97 Закона о нем правомочен проверять конституционность законов, изданных не только по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов  государственной власти и совместному  ведению органов государственной  власти Федерации и ее субъектов, но и законов, изданных по вопросам, отнесенным к ведению органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации. С конституционной  жалобой вправе обращаться российские граждане, иностранные граждане и  лица без гражданства, а также  объединения граждан. Право обращаться в Конституционный Суд по вопросу  о нарушении законом конституционных  прав и свобод граждан в связи  с конкретным делом предоставлено  Генеральному прокурору (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации») и Уполномоченному по правам человека (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Конституционный Суд правомочен давать толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции).

По запросу Совета Федерации  Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления (ч. 7 ст. 125 Конституции) .

Конституционный Суд правомочен обращаться с посланиями к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 100), обладает правом законодательной  инициативы в Государственной Думе по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции), правом проверять по запросу Президента до назначения референдума в связи  с его подготовкой соблюдение требований, предусмотренных Конституцией (ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

Таким образом, компетенция  Конституционного Суда достаточно широка и осуществляемый им судебный конституционный  контроль распространяется на результаты нормотворческой и договорно-правовой деятельности всех высших звеньев законодательной  и исполнительной власти федерального и регионального уровней, на споры  о компетенции между ними, и  только он наделен в государстве  правом толкования федеральной Конституции, имеющим общеобязательное значение.

Имеются пути обеспечения  стабильности и в то же время динамизма  в воздействии Конституции на общественное развитие: конкретизация  конституционных положений в  законодательстве, наполнение их реальным содержанием правоприменительной  практикой, устранение противоречий и  неясностей норм Конституции посредством  толкования Конституции Конституционным  Судом и выявления им конституционно-правового  смысла законов, иных нормативных актов, что призвано обеспечить единообразное  понимание и отражение конституционных положений в законодательной и правоприменительной деятельности.

Конституционный Суд своей  деятельностью, принимаемыми решениями  осуществляет правовую защиту Конституции, обеспечивает ее верховенство и прямое действие, баланс и ограничение властей, защиту прав и свобод граждан, упрочение  единства конституционно-правового  пространства в Федерации. Именно в  решениях Конституционного Суда, выраженных в них правовых позициях воплощаются  результаты его деятельности.

2.3. Состав, порядок образования,  срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей. Как видно, количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну.

Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом  Федерации РФ по представлению Президента РФ. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной  и исполнительной власти. Кандидатуры  всех судей Конституционного Суда РФ выдвигает Президент РФ, утверждает их в должности Совет Федерации  РФ, который может и не согласиться  с предложенной ему Президентом  РФ кандидатурой и не утвердить в  должности.

Порядок назначения на должность  судьи более подробно описан в  ст. 9 Закона «О Конституционном Суде РФ».

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в  должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или  административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено законом для обеспечения  безопасности других людей.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест  судьи или привлечение его  к уголовной ответственности; судья  по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

- нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

- достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

- личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

- утраты судьей гражданства Российской Федерации;

- вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

-  продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

- неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

- признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

- смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также  ввиду его неспособности по состоянию  здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение  полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению  Конституционного Суда РФ, которое  направляется Президенту РФ, в Совет  Федерации, и является официальным  уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей  палаты. Председатель и заместитель  Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной  и той же палаты.

Персональный состав палат  не должен оставаться неизменным более  чем три года подряд. Очередность  исполнения судьями, входящими в  состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании  палаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе нам, чтобы  достигнуть основной цели – изучить  правовой анализ деятельности и проблемы Конституционного Суда РФ – необходимо было решить следующие задачи:

— изучить историю развития конституционного судопроизводства в  России;

—  изучить структуру  Конституционного Суда России;

—  рассмотреть место  Конституционного Суда Российской Федерации  в механизме государственной  власти;

Информация о работе Конституционный Суд РФ: правовой анализ деятельности и проблемы