Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа
Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было - Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле. На основе Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития, отвечать нуждам и чаяниям людей. В ней получают свое закрепление воля и интересы всего народа, важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны, находят отражение вопросы власти, собственности, прав и свобод граждан, обязанностей общества перед гражданами и граждан перед обществом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Конституционное развитие Республики Беларусь
1.1. Первые Конституции Беларуси . . . . . . . .
1.2. Порядок принятия Конституции Беларуси 1994г. . . . .. . .. . . .. . . .
Глава 2. Анализ Конституции Республики Беларусь
2.1. Внутреннее содержание Конституции Республики Беларусь
2.2. Структура Конституции по институтам
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По сравнению
с седьмой сессией проект, представленный
на десятую сессию, претерпел существенные
изменения. Более четкое содержание
получил разд. I «Основы конституционного
строя» и прежде всего положения,
связанные с закреплением государственного
суверенитета, народовластия, некоторых
иных институтов демократии, статуса
белорусского языка. В разд. II «Личность,
общество, государство» с учетом Международного
пакта о гражданских и
Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами, и закрепить в нём следующие положения:
а) государство образуется на принципе разделения властей;
б) Верховный Совет – орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает депутатские обязанности с производственной или служебной деятельностью.
Беларусь – президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти;
в) пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь;
г) местное
самоуправление осуществляется гражданами
через местные представительные
органы, местные референдумы, собрания
граждан и другие формы прямого
участия населения в
д) полномочия органов местного самоуправления в определении своей внутренней организации и создании исполнительных органов устанавливаются законом;
е) государственные
гарантии всем гражданам равных прав
для осуществления
ж) доступность
бесплатного и медицинского обслуживания,
и получения бесплатного
Этим же постановлением был утвержден один из важнейших документов, позволивших дисциплинировать работу над проектом Основного Закона и ввести ее в единое русло, — «Порядок завершения работы над проектом новой Конституции Республики Беларусь». По существу, после двух с половиной лет работы был принят специальный регламент деятельности Конституционной комиссии, нормы которого были выше по своей значимости, чем нормы Временного регламента Верховного Совета. В дальнейшем все депутаты неукоснительно придерживались той процедуры, которая была закреплена в нем.(2006,23)
В течение двенадцатой сессии, начиная с 19 мая 1993г. по 7 июля 1993г., конституционным большинством была принята частично преамбула, полностью 69 статей и 19 статей частично, а также в первом чтении проект Закона “О порядке вступления в силу Конституции”. И если по отдельным статьям чувствовалось, что можно найти взаимопонимание и оптимальное, устраивающее различные политические силы, решение, то относительно формы правления острое разногласия оставались.(2010,97,98)
Завершила работу над проектом Основного Закона тринадцатая сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993 г. К этому моменту большинство статей уже было принято необходимым квалифицированным большинством, выявлено отношение депутатов к организации государственной власти как на республиканском, так и местном уровне, хотя еще некоторые вопросы в этой части оставались.
Историческое решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.
Законом о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь ее подписание было поручено Председателю Верховного Совета. Состоялось это событие в торжественной обстановке 28 марта 1994 г. на заседании Президиума Верховного Совета. В республиканских газетах Конституция была опубликована 30 марта 1994 г. и с этого момента вступила в действие. День принятия Конституции — 15 марта — объявлен праздничным.(2006,23)
Основные новации Конституции от 15 марта 1994г.:
а) впервые в полном объёме Республики Беларусь провозглашается суверенным государство (ст.1)
б) Республика Беларусь объявляется демократическим социальным правовым государством (ст.1)
в) человек является высшей ценностью общества и государства (ст.2)
г) устанавливается
принцип идеологического и
д) закрепляется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6)
е) признаётся приоритет общепризнанных принципов международного права (ст.8)
ж) гарантируется равная защита и равные условия для развития всех форм собственности (ст.13)
з) расширяется круг новых прав и свобод граждан (раздел II)
и) отдельная глава посвящается референдуму (народному голосованию) (глава 2)
к) Верховный Совет Республики Беларусь объявляется высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти (глава 3)
л) расширяется круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в Верховный Совет (ст.90)
м) впервые учреждается пост Президента Республики Беларусь как главы государства и исполнительной власти (глава 4)
н) отдельный раздел посвящается местному управлению и самоуправления (раздел V)
о) образуется
новый государственный орган
– Конституционный Суд
п) создаётся Контрольная палата Республики Беларусь (глава 8) (к32,33)
Второй этап конституционного развития Республики Беларусь начался со времени признания Беларуси суверенным, независимым государством. При обсуждении текста новой Конституции в ее содержание были включены все достижения мировой правозащитной практики. Свидетельством этого стало принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года. Несмотря на то, что впоследствии она несколько раз претерпевала изменения, анализ ее текста приводит к выводу о том, что только с ее принятием в республике Беларусь признавались неотъемлемые права человека, различные формы собственности и практика разделения власти на три ветви, что стало характеризовать Республику Беларусь как государство, вставшее на путь построения демократического государства.
Конституция любого современного государства, в том числе и белорусского, ставит и решает фактически три группы проблем, а именно:
1. регламентацию института прав и свобод;
2. создание нового государственного механизма;
3. разработку нового права, новой судебной системы, которая должна пресекать возможный произвол власти, а также нигилизм и анархию общественных отношений.
Отличительными признаками нынешней
Конституции Республики Беларусь от
советских Конституций
1. установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
2. закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности на средства производства;
3. закрепление в качестве направления для развития законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
4. разделение и взаимодействия властей;
5. прямой характер действия норм Конституции.
Конституция
1994 года вобрала в себя все лучшее,
что было наработано теорией и
практикой конституционного строительства
стран с устойчивыми
2. АНАЛИЗ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ
2.1. ВНУТРЕННЕ
СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Структура
Конституции – это
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел II. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент — Национальное собрание
Глава 5. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Значение
текста преамбулы состоит в том,
что ее положения имеют
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).(нпк,стр.3)
В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.
Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. (право и экономика, 2010)
Так, например, к числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:
В разделе
третьем фиксируются основные положения,
касающиеся избирательной системы
и референдума. Нередко в Конституциях
других стран эти положения
Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти. (василевич ,2010)