Конституция РСФСР 1918 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 11:05, доклад

Краткое описание

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “А” главах шестой, седьмой и восьмой соответственно.

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной власти.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

Конституция РСФСР 1978 г.

 

Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Он может решать такие вопросы, как: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом РСФСР. Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР. Верховный Совет РСФСР состоит из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения. Верховный Совет РСФСР избирает Председателя Верховного Совета РСФСР и восемь его заместителей. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. 
Законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР - постоянно действующий орган Верховного Совета РСФСР, подотчетный ему по всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти РСФСР в период между его сессиями. Президиум Верховного Совета РСФСР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, семнадцати заместителей Председателя, в число которых входят заместители Председателя - по одному от каждой автономной республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума Верховного Совета РСФСР.

Президиум Верховного Совета РСФСР: назначает выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы народных депутатов; созывает сессии Верховного Совета РСФСР; координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета РСФСР; осуществляет контроль за соблюдением Конституции РСФСР; обеспечивает соответствие конституций и законов автономных республик Конституции и законам РСФСР; назначает выборы в районные (городские) народные суды; дает толкование законов РСФСР; осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов; определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР; устанавливает и изменяет границы и районное деление краев, областей, автономных областей и автономных округов; образует районы, города и районы в городах; устанавливает подчиненность городов; производит переименование районов, городов, районов в городах, рабочих поселков и других населенных пунктов;  утверждает районное деление, образование городов и районов в городах, изменение подчиненности городов, наименование и переименование районов, городов, районов в городах, а также переименование иных населенных пунктов автономных республик; отменяет постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, решения краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей в случае несоответствия их закону.

Президиум Верховного Совета РСФСР издает указы и принимает постановления. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума.

Верховный Совет РСФСР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета РСФСР, а также для содействия проведению в жизнь законов РСФСР и иных решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Верховный Совет РСФСР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Верховный Совет РСФСР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Совет Министров РСФСР - Правительство РСФСР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР. Он образуется Верховным Советом РСФСР в составе Председателя Совета Министров РСФСР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров РСФСР, председателей государственных комитетов РСФСР.

Совет Министров РСФСР ответствен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР - перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчетен.

В пределах своих полномочий Совет Министров РСФСР:

обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники;

разрабатывает и вносит в Верховный Совет РСФСР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития РСФСР, государственный бюджет РСФСР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета.

Совет Министров РСФСР в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Совет Министров РСФСР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов РСФСР, других подведомственных ему органов.

Правосудие в РСФСР осуществляется только судом. Судами РСФСР являются Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды.

Все суды РСФСР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке. Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов РСФСР. Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РСФСР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР и нижестоящими прокурорами. Прокурор РСФСР, прокуроры автономных республик, краев, областей и автономных областей назначаются Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора РСФСР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

Конституционные реформы СССР 1988-92 гг.

 

В качестве высших органов государственной власти СССР вместо одного Верховного Совета СССР учреждалась "связка" двух органов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд являлся по Конституции высшим органом государственной власти и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР (ст. 108). Верховный Совет СССР определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом из числа народных депутатов СССР и ему подотчетный (ст. 111).

Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов (ст. 109); 750 избиралось от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов (от каждых: союзной республики - 32, АССР - 11, автономной области - 5, автономного округа - 1); 750 - от общесоюзных общественных организаций (избирались их высшими руководящими органами).

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численному составу и по правам (ст. 111). Совет Национальностей избирался из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций по нормам: 11 - от каждой союзной республики, 4 - от АССР, 2 - от автономной области и 1 - от автономного округа. Получалось, таким образом, что в эту палату входил 271 депутат, столько же, следовательно, и в Совет Союза (т.е. всего 542). Кроме того, избирались Председатель Верховного Совета СССР и Первый заместитель Председателя. Итак, Верховный Совет СССР состоял из 544 депутатов (прежний Верховный Совет СССР имел 1500 депутатов).

Создание регулярно работающего Верховного Совета СССР позволяло реализовать посредством конституционной реформы еще одну весьма существенную цель - произвести перераспределение в его пользу полномочий на высшем государственном уровне. Верховному Совету были переданы многие вопросы, которые до этого находились в ведении Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Таким образом, делался важный шаг в сторону повышения роли депутатского корпуса в управлении государством.

Верховный Совет СССР ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая (ст. 112). Для сравнения: ранее сессии Верховного Совета созывались два раза в год и фактически длились не более 3-4 дней, и даже если к этому приплюсовать проходившие накануне заседания постоянных комиссий - все занимало максимум 3-4 недели.

Еще одним важным моментом того времени стало провозглашение приверженности идеям и принципам правового государства, их определенное отражение в шагах первой союзной конституционной реформы. Особенно важны следующие меры: учреждение Комитета конституционного надзора СССР; увеличение срока полномочий судей с пяти до десяти лет, возложение на вышестоящие по уровню Советы полномочий по их избранию на должность.

В 1990 г. учреждается пост Президента СССР. Он определен в ст. 127 как глава Советского государства. Президентом мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий - 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Предусматривались всеобщие выборы Президента, однако устанавливалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР.

Он назначал и освобождал от должности членов Правительства СССР по согласованию с Председателем Совета Министров с последующим представлением на утверждение Верховного Совета.

Президент обладал правом законодательной инициативы; он имел право "вето", которое могло быть преодолено Верховным Советом СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат. При разногласиях между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР Президент мог подключиться к поиску приемлемого решения; если же согласие не достигается и создается угроза нормальной деятельности высших органов СССР, он мог предложить Съезду избрать Верховный Совет в новом составе.

На Президента возлагались функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР; он координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны. Президент мог объявлять общую и частичную мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.

С учреждением поста Президента в Конституции СССР предусматривалось создание ряда органов под его руководством. Это Совет Федерации, состоящий из высших государственных должностных лиц союзных республик; Президентский совет, задача которого - выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

26 декабря 1990 г., грядет очередная  реформа Конституции СССР. IV Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления"*(132). Ее основной мотив - усиление власти Президента СССР. Предусматривается, что он возглавляет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР (п. 4 ст. 127). Правительство СССР - Совет Министров СССР переименовывается в Кабинет Министров СССР; согласно ст. 128, он является исполнительным и распорядительным органом Союза ССР и подчиняется Президенту СССР.

 

Конституционные реформы РСФСР 1988-92 гг.

 

Россия оказалась единственной союзной республикой, которая учредила Съезд народных депутатов. Съезд состоял из 1068 депутатов, из которых 900 избирались от территориальных избирательных округов, а 168 - от национально-территориальных. Причем 84 из них образовывались в автономных образованиях (в автономной республике - 4, автономной области - 2, автономном округе - 1), а другие 84 приходились на края, области, города Москву и Ленинград. Съезд являлся высшим органом государственной власти РСФСР, мог принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Важным новшеством российской конституционной реформы стало придание второму органу - Верховному Совету РСФСР - черт, характерных для парламента федеративного государства. Напомним, что все предшествующее время высший орган государственной власти РСФСР был однопалатным. И только при реформе 27 октября 1989 г. было предусмотрено, что Верховный Совет будет состоять из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Согласно Конституции, палаты были равны по численности своего состава и равноправны.

Информация о работе Конституция РСФСР 1918 года