Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:09, контрольная работа
Объективные причины (источники) возникновения и существова-
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических
источников права.
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Академия ГПС МЧС России
Политология
Конституция РФ
Выполнял: Фролов Георгий Игоревич
Студент 1 курса ФПОУ ГМУ 35212
П Л А Н
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Объективные причины (источники) возникновения
и существова-
ния конституционного права коренятся
в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано
понятие юридических
источников права. Под источником права
в юридическом смысле пони-
маются те формы, в которых находят свое
выражение правовые нормы.
Основными видами источников конституционного
права- являются нор-
мативно-правовые акты, судебные прецеденты
и правовые обычаи, а
также иногда международные и внутригосударственные
договоры. Нор-
мативно-правовые акты конституционного
права обычно подразделяют-
ся на законы, нормативные акты исполнительной
власти, нормативные
акты органов конституционного контроля
(надзора), парламентские
регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными
собраниями, иногда другими высшими органами
власти - монархами в абсолютных монархия,
узкими постоянно действующими коллегиальными
органами в
некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых
общественных
отношений законы подразделяются на основные
(конституции), конс-
титуционные, органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают
основные права и
свободы человека и гражданина, регулируют
основы общественного
строя, форму государства, устанавливают
принципы организации и
деятельности государственных органов.
В отдельных странах они регулируют не
все отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники
права имеют различное
значение в разных странах. В Чехо-Словакии
например, было приня-
то, что конституционные законы дополняют
Конституцию. Органичес-
кие законы в ряде стран (обычно романской
системы права) опреде-
ляют статус органов государства на основе
бланкетных статей конс-
титуций. Например, Конституции Франции
предусматривает урегулиро-
вание органическими законами статуса
таких государственных орга-
нов, как Конституционный совет (ст. 63),
Высокая палата правосу-
дия (ст. 67), Экономический и социальный
совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют
в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые
в порядке замещения парла-
ментов.
Они зачастую подлежат последующему утверждению
парламентом и
являются источниками конституционного
права, если содержат соответствующие
нормы. К нормативно правовым актам
исполнительной власти относятся
нормативные акты глав государств (указы,
декреты, приказы и т.п.)
и нормативные акты правительств, а иногда
и ведомств (ордонансы,
декреты, постановления и т.п.). Указанные
акты служат источниками
конституционного права лишь в той части,
в какой содержат его
нормы. Между ними существует определенная
субординация: норматив-
ные акты нижестоящих государственных
органов не должны противоре-
чить актам вышестоящих. Нормативные акты
глав государств и прави-
тельств имеют наиболее широкую сферу
действия.
Практически в каждой стране существуют
конституционноправо-
вые обычаи, однако лишь в отдельных странах
они считаются официальными источниками
конституционного права.Это правила поведения,
нигде в официальных изданиях не записанные
в качестве таковых,
однако в течение длительного времени
применяемые и молчаливо
санкционированные государством. Чаще
всего эти правила представ-
ляют собой определенный способ реализщии
констжуционно-правовых
норм. Впрочем, судом они в любом спучае
не защищаются.
Широкое распространение обычай получил
в конституционном
праве Великобритании (конституционные
соглашения). Многие положе-
ния британской конституции существуют
ныне именно в этой форме:
"король должен согласиться с биллем,
прошедшим через обе палаты
Парламента", "лидер партии большинства
- Премьер-Министр"; "ми-
нистры выходят в отставку, если перестают
попьзоваться доверием
Палаты общин", "Палате лордов не
принадлежит инициатива финансо-
вых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками
конституционного
права в случае когда регулируют конституционные
проблемы и пре-
дусмотрено их непосредственное применение.
В современных консти-
туциях многих государств содержатся
положения о примате междуна-
родного права перед внутригосударственным.
Это порождено процес-
сом дальнейшей интернационализации экономики
и других сторон об-
щественной жизни.
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конституция - это Основной закон государства,
выражающий во-
лю господствующего класса или всего общества
и закрепляющий осно-
вы общественного и государственного
строя, права и свободы чело-
века и гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит
означает "установле-
ние", "устройство". Конституция
как Основной закон государства
учреждает политическую форму существования
общества, систему го-
сударственных органов, устанавливает
порядок их формирования и
способ функционирования, закрепляет
права и свободы человека и
гражданина.
Конституция в современном ее понимании
не была известна ни в
древности, ни в средневековье. Правда,
в древнем Риме отдельные
акты императоров именовались конституциями.
Но они ничего общего
не имели с основными законами государств,
возникшими в эпоху пе-
рехода человечества от феодализма к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании
оказалась конс-
титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась
конституция Франции
1791 г. в результате победы Великой французской
революции. В Х1Х
в. конституции были приняты в большинстве
европейских стран. С их помощью господствующие классы
стремились "... придать своей во-
ле... всеобщее выражение в виде государственной
воли, в виде за-
кона". Конституция как Основной закон
государства появляется
только в ту историческую эпоху, которая
характеризуется правовым
равенством граждан или подданных. Собственно
она как бы олицетво- ряет это равенство своим содержанием.
Законодательно оформляя и
закрепляя общественные отношения, отвечающие
коренным потребнос-
тям и интересам господствующих классов
или всего общества, конс-
титуция выступает в качестве мощного
рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого
функционирования его власт-
ных структур.
Закрепляя наиболее важные обшественные
отношения, принципи-
альные положения и основополагающие
устои общества, политическую
форму его существования, конституция
служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом законодательстве
преломляются,
раскрываются и конкретизируются положения
конституции. Причем,
важно подчеркнуть, что оно не может и
не должно "развивать" или
дополнять конституцию. Соответствуя
Основному закону государства,
текущее законодательство наполняет его
положения конкретным со-
держанием. При этом конституционные нормы
сохраняют свою опреде-
ленность и высшую юридическую силу по
отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной
закон государства ха-
рактеризуется стабильностью и долговечностью.
Эти качества консти-
туции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абс-
трактного содержания ее положений она
не подвержена постоянным
изменениям. во-вторых, жесткая процедура
по внесению в нее изме-
нений и дополнений служит гарантом ее
жизнеспособности и долго-
вечности.
Таким образом все другие законы и правовые
предписания
властных структур государства должны
соответствовать конституции
- их правовой основе. Те из них, которые
противоречат конституци-
онным принципам и нормам, подлежат отмене. Конституции можно классифицировать
по различным основаниям.
В зависимости от способа объективирования
государственной воли
господствующего класса или всего общества
конституции подразделя-
ются на писанные, т.е. составленные в виде
единого документа и
неписанные - состоящие из законов парламента,
содержащих нормы
конституционного характера, судебных
прецедентов и правовых обы-
чаев.
По способу изменения, внесения поправок
и дополнений консти-
туции можно классифицировать на жесткие
и обычные. Жесткими явля-
ются конституции, для принятия и изменения
которых установлена
более сложная процедура, чем для обычных
законов государства. К
обычным конституциям относятся те, которые
принимаются и изменя-
ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,
установленном для
обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия
тем факти-
ческим общественным отношениям, которые
сложились и господствуют
в обществе, конституции подразделяются
на фиктивные и действи-
тельные. Фиктивные конституции не выражают
общественные отноше-
ния, которые функционируют в стране. Они
оторваны от действитель-
ности и сугубо формальны. Действительные
же конституции являются
адекватным выражением и воплощением
фактических общественных от-
ношений, которые сложились в обществе.
Именно они служат правовым
критерием социальной природы политической
власти и государства,
способа их организации и деятельности
на соответствующей террито-
рии, фактического статуса человека и
гражданина.
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
Основные черты характеризуют конституцию
как специфическую
реальность, оказывающую мощное воздействие
на общественные отно-
шения. Являясь концентрированным политическим
выражением состоя-
ния общества, уровня его развития, конституция
регулирует осново-
полагающие сферы его жизнедеятельности.
Это и находит свое вопло-
щение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993
г. является ее адек-
ватный характер складывающимся в обществе
общественным отношени-
ям. Она отражает переходный характер
российского общества, проти-
воречивый способ его существования. В
ней нашли воплощение то,
что достигнуто и отстаивается многонациональным
народом России:
многообразие форм собственности, конкуренция,
свобода экономичес-
кой деятельности, политический и идеологический
плюрализм, приз-
нание прав и свобод человека и гражданина,
федеративное устройс-
тво, основанное на самоопределении и
равноправии народов, самос-
тоятельный статус местною самоуправления
и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993
г. относится наличие
в ней основополагающих положений. Она
содержит нормы, регулирую-
щие наиболее важные общественные отношения
и служащие правовой
основой для текущего законодательства.
Поэтому по своему содержа-
нию они предельно абстрактны, ибо имеют
своей целью закрепление
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России
является также ее пря-
мое действие. Это закреплено в статье
15 Основного закона РФ. В
соответствии с этим конституционные
нормы не нуждаются в каком ли-
бо ином правовом подтверждении. Это придает
им действительную
высшую юридическую силу и служит гарантом
от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации
характерны не-
зыблемость и обеспечение прав и свобод
человека и гражданина. Это
выражается в том, что Конституция провозглашает,
что "признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязан-
ность государства" (ст. 2). При этом особо
подчеркивается, что
"человек, его права и свободы являются
высшей ценностью". В Конс-
титуции закрепляются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами
международного права (статья 17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции
РФ.
Прежде всего в отличие от предшествующих
конституций Консти-
туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным
лишь ей порядком
разработки.
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств
и политичес-
кого противоборства между Президентом
РФ и высшими органами госу-
дарственной власти (Съезд народных депутатов,
Верховный Совет)
осуществлялась разработка двух проектов
Конституции Российской
Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя
Председателя
Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова
появляется постановле-
ние "Об основных положениях проекта
Конституции Российской Феде-
рации", которым утверждался представленный
рабочей группой проект
положений проекта Основного Закона России.
При этом в постановлении указывалось,
что подготовка этого проекта осуществлялась
в
соответствии с Постановлением восьмого
Съезда народных депутатов
Российской Федерации от 12 марта 1993 г.
"О мерах по осушествле-
нию конституционной реформы в Российской
Федерации (о постановле-
нии седьмого Съезда. народных депутатов
Российской Федерации "О
стабилизации конституционного строя
Российской Федерации").
В связи с тем, что хасбулатовский вариант
конституции изна-
чально разрабатывался в плане учреждения
парламентарной формы
правления в России и низведения статуса
президента до номинально-
го главы государства, Президент Российской
Федерации своим указом
от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного
совещания и заверше-
нии подготовки проекта Конституции Российской
Федерации" учредил
Конституционное совещание, которое призвано
было выработать аль-
тернативный вариант конституции России.
Это сделано после том как
6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную
комиссию
свой проект Основном Закона государства,
в ответ на который за
подписью ответственного секретаря Конституционной
комиссии О.Г.
Румянцева и эксперта Конституционной
комиссии В.И. Лафитского по-
явился документ, в котором давалась негативная
политико-правовая
оценка президентского варианта конституции.
В частности, в нем
утверждалось, что в указанном проекте
"президент не только выво-
дится за рамки системы трех властей -
законодательной, исполни-
тельной и судебной, - но и ставится над
ними, что присуща, глав-
ным образом, для авторитарных и весьма
далеких от демократии форм
правления". При этом особо подчеркивалось,
что "наличие оснований
для роспуска Парламента определяется
Президентом бесконтрольно" и
что "при подобной конструкции Парламент
превращается в безвольный
и фактически безвластный орган". Именно этим объясняется, почему в Постановлении
Конституци-
онной комиссии "О проекте Конституции
(Основного закона) Российс-
кой Федерации, направленном Президентом
Российской Федерации в
Конституционную комиссию 6 мая 1993 года"
от 7 мая 1993 г. факти-
чески отклонялся президентский вариант
конституции, ибо, как было
сказано в нем, его "отдельные положения...
существенно ограничи-
вают экономические, политические и гражданские
права человека и
гражданина, нарушают принцип разделения
властей". Тем самым была
устранена почва для достижения компромисса
между властями по про-
екту новой конституции России.
Конституционное совещание, созванное
Президентом, продолжало
работу над проектом Основного закона
государства вне всяких кон-
тактов с Конституционной комиссией и
Верховным Советом Российской
Федерации. Крайне обострившийся внутриполитический
кризис в стра-
не в результате открытого противостояния
властей вынудил Прези-
дента своим Указом от 21 сентября 1993 г.
распустить Съезд народ-
ных депутатов и Верховный Совет РФ. Съезд
народных депутатов от-
казался сложить свои полномочия. В своем
Постановлении "О полити-
ческом положении в Российской Федерации
в связи с государственным
переворотом" от 24 сентября 1993 г. он
квалифицировал действия
Президента как попрание Конституции,
совершение государственного
переворота и установление режима личной
власти. При этом съезд
заявил, что "действия граждан по защите
конституционных органов
власти, преодолению последствий государственного
переворота рас-
цениваются как исполнение общественного
и государственного дол-
га".
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации
внутри-
политической обстановки в стране работа
над проектом Основного закона вступает в завершающую
стадию. В связи с этим Президент
своими распоряжениями от 11 октября 1993
г. утверждает положения
о Государственной и Общественной палатах
Конституционного совеща-
ния.
На Государственную палату была возложена
обязанность по вы-
работке предложений по изменениям и дополнениям
к проекту Консти-
туции Российской Федерации и рассмотрение
рекомендаций по полити-
ческим, социальным и экономическим вопросам.
Общественная палата
Конституционного совещания призвана
была обеспечить участие об-
щественных объединений в конституционном
процессе. Являясь орга-
низационной формой их взаимодействия
с федеральными органами
власти Российской Федерации, в рамках
которой осуществлялись "не-
обходимые политические консультации
по широкому кругу социаль-
но-политических вопросов", она также
вырабатывала предложения по
изменениям и дополнениям к проекту Конституции
Российской Федера-
ции и рассматривала рекомендации по политическим,
социальным и
экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной
и Общественной па-
лат, созывавшихся Президентом РФ, были
согласованы окончательные
варианты разделов и глав Конституции
Российской Федерации, уточ-
нены редакции соответствующих конституционных
положений. Как ви-
дим, разработка Конституции Российской
Федерации носила весьма
специфический характер и осуществлялась
не на уровне законода-
тельных органов государства, а по инициативе
и при содействии
Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской
Федерации являет-
ся порядок ее принятия. По ее проекту
было проведено всенародное
голосование. Причем решение о его проведении
было оформлено Указом Президента от 15
октября 1993 г. И это понятно, ибо законода-
тельные органы были распущены, а новые
еще не сформированы. да и
создавать их было преждевременно, ибо
не была еще принята Консти-
туция, которая предусматривала образование
совершенно нового
представительного и законодательного
органа Российской Федерации
- Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от
12 декабря 1993 г. бы-
ло проведено всенародное голосование
по проекту Конституции Рос-
сийской Федерации. Голосование проводилось
на основе Положения о
всенародном голосовании, содержащего
принципы, порядок проведения
референдума, методику подсчета голосов
и определения результатов
всенародного голосования.
К числу особенностей Конституции Российской
Федерации следу-
ет отнести и то, что она принималась одновременно
с выборами де-
путатов Совета Федерации и Государственной
Думы - палат Федераль-
ного Собрания. Причем, их избрание осуществлялось
не на основе
Конституции, ибо она еще не была принята,
а в соответствии с Ука-
зом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего
"Положение о вы-
борах депутатов Государственной Думы
в 1993 году" и на основе его
же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах
в Совет Федерации Феде-
рального Собрания Российской Федерации".
Характерной особенностью Конституции
Российской Федерации
1993 г. является специфика формы правления,
которую она закрепля-
ет. Ограничиваясь лишь указанием на то,
что Российская Федерация
- есть "демократическое федеративное
правовое государство с рес-
публиканской формой правления" (статья
1) она обходит молчанием
вопрос о разнородности Российской республики.
То, что Российская
Федерация не является парламентарной
республикой - это настолько
очевидно, что не нуждается в каком-либо
доказательстве. Но и наз-
вать ее президентской в собственном смысле
нельзя, ибо президент
наделен такими полномочиями, которые
не вписываются в классичес-
кую модель президентской формы правления.
Это прежде всего подт-
верждается следующими правовыми аргументами.
1. В президентской республике президент
является главой ис-
полнительной власти. В качестве классического
примера возьмем
Конституцию США. В ней, в частности, провозглашается,
что "испол-
нительная власть предоставляется Президенту
Соединенных Штатов
Америки" (раздел 1 статьи 11). Как же дело
обстоит в Конституции
РФ? Согласно статьи 110 Российской Конституции,
"исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской
Федерации". Стало быть, Президент РФ
выведен Конституцией за пре-
делы исполнительной власти. Но вместе
с тем он оказывает мощное
воздействие на нее, ибо "председатель
Правительства Российской
Федерации назначается Президентом Российской
Федерации с согла-
сия Государственной Думы" (статья 111).
Кроме того, Председатель
Правительства определяет основные направления
его деятельности не
только руководствуясь Конституцией,
федеральными законами, но и
указами Президента (статья 113).
Особое положение Президента Российской
Федерации в системе
властных структур государства, которое
делает его более могущест-
венной фигурой, чем президента при президентской
форме правления,
находит свое концентрированное выражение
в п. 3 статьи 80, сог-
ласно которой, президент Российской Федерации
определяет основные
направления внутренней и внешней политики
государства".
И наконец, особенностью Конституции РФ
1993 г. является ее
отношение к федеративному устройству
России. Она придает статус
субъектов Российской Федерации не только
национально-государс-
твенным образованиям, но и обычным административно-территориаль-
ным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).
Такое Конститу-
ционное решение проблемы федеративного
устройства России выходит
за рамки традиционного понимания федерализации
государства и миро-
вой практики. В мировом сообществе федерации
основываются либо на
межнациональных отношениях, являясь
их государственно правовым вы-
ражением и воплощением (Индия, Бельгия)
либо на отношениях, ли-
шенных национального содержания (США,
ФРГ, Бразилия). Этим пола-
гается и различие в их функциональном
назначении. В Конституции
РФ совмещается сугубо территориальный
и национальный принципы
построения федеративной организации
государства. При этом декла-
рируется равноправие политических образований
и административ-
но-территориальных единиц.
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
Роль конституции в обществе реализуется
в ее функциях. Можно
выделить три ее функции: политическую,
правовую и гуманистичес-
кую.
Политическая функция Конституции РФ
заключается прежде всего
в признании и закреплении политического
многообразия, многопар-
тийности, идеологического плюрализма.
Предоставляя политическим
силам равные возможности в борьбе за
государственную власть,
конституция только запрещает действия,
направленные на насильст-
венное изменение основ конституционного
строя, подрыв безопаснос-ти государства,
создание вооруженных формирований, разжигание
со-
циальной, расовой, национальной и религиозной
розни.
Конституция не допускает вмешательства
общественных объеди-
нений в деятельность органов государства
и тем более создание по-
литических организаций в их структурных
подразделениях. В свою
очередь и государственные органы не должны
вмешиваться в деятель-
ность общественных формирований.
Следующая функция Конституции РФ - правовая.
Она заключается
в том, что Конституция выступает ядром
правовой системы общества,
учреждает основополагающие правовые
положения, являющиеся исход-
ными и определяющими для различных отраслей
права. Конституция
как бы стягивает действующее законодательство
в единую целостную
систему, придавая ему согласованный характер.
Обладая высшей юри-
дической силой, она обеспечивает упорядочение
и надлежащее право-
вое регулирование общественных отношений
с помощью системы взаи-
мосвязанных и внутренне соподчиненных
нормативных актов государс-
тва. А в основе их реализации лежат такие
краеугольные положения
конституции как государственный суверенитет,
права и свободы че-
ловека и гражданина, верховенство законов,
принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской
Федерации выража-
ется и в ее гуманистической функции. Она
состоит в том, что в
Конституции воплощаются общечеловеческие
ценности, закреплены
права и свободы, характерные для цивилизованного
общества, объяв-
ляются составной частью правовой системы
государства общепризнан-
ные принципы и нормы международного права
и международные догово-
ры Российской Федерации, провозглашается,
что человек, его судьба
являются высшей ценностью. При этом конституция
возлагает на го-
сударство обязанность обеспечения его
достойного и цивилизованно-
го существования.
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
Юридические свойства - это правовые признаки
конституции как
основном закона государства. Рассмотрим,
какими свойствами она
обладает.
1. Прежде всем следует подчеркнуть, что
Конституция Российс-
кой Федерации представляет собой нормативно-правовой
акт. Как и
всякий подобный акт она обладает его
характеристиками. Это прежде
всего содержащиеся в ней нормы права,
которые носят общеобяза-
тельный характер. Как и любой иной нормативно-правовой
акт конс-
титуция характеризуется неконкретностью
адресата. Ее нормы дейс-
твуют независимо от их исполнения. Причем
их действие обеспечива-
ется принудительной силой государства.
2. Конституция как Основной закон государства
базируется на
государственной воле общества. Именно
указанной воле она обязана
своим возникновением и существованием.
Об этом свидетельствуют
результаты всенародном голосования по
ее проекту, состоявшегося
12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ
можно рассматривать как
правовую форму выражения и закрепления
общеобязательной воли мно-
гонациональном народа Российской Федерации.
3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим
верховенс-
твом. Это означает, что ей присуща высшая
юридическая сила по от-
ношению ко всем иным нормативно-правовым
актам, включая и законы.
Все они должны соответствовать Конституции.
Верховенство Консти-
туции закрепляется в статье 4 Основного
закона РФ.
4.Конституция является базой текущего
законодательства, слу-
жит источником его норм. Текущее законодательство
не наполняет
конституционные нормы новым содержанием
и не развивает их, а лишь
конкретизирует основополагающие положения
конституции в соответс-
твующей сфере правовой жизни общества.
Оно детализирует конститу-
ционные нормы, но в рамках их специфического
содержания. Иначе
творя, оно не должно выводить свои предписания
за границы консти-
туционных норм. Дух и буква последних
должна пронизывать их смысл
и правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция
РФ связывает
реализацию своих норм с действием соответствующих
законов, прини-
маемых в обычном порядке. Например, ст.
6 Конституции РФ связыва-
ет приобретение и прекращение гражданства
Российской Федерации со
специальным федеральным законом, ч. 3
ст. 11 увязывает процесс
разграничения предметов ведения и полномочий
между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти
субъектов Российской Федерации не только
с конституционными поло-
жениями, но и Федеративным и иными договорами
о разграничении
предметов ведения и полномочий, ст. 51
предусматривает, что граж-
данин РФ несет военную службу в соответствии
с федеральным зако-
ном и т.д.
5. Конституцию характеризует также особый
порядок принятия и
изменения. Впервые в истории Российской
Федерации ее Конституция
была принята в результате всенародного
голосования. Особый поря-
док изменения Российской Конституции
состоит в том, что для при-
нятия закона, вносящею изменение или
дополнение, требуетса не ме-
нее 2/3 голосов от общем числа депутатов
в каждой из палат Феде-
рального Собрания - Совета Федерации
и Государственной Думы. Для
принятия же обычных законов достаточно
простого большинства от
общего числа депутатов парламента.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.Конституция РФ
2.Коваленко А.И.Основы конституционного
права РФ М.1994
3.Верховенство права М.1992
4.Фридмен Л.Введение в американское право
М.1993
5.Конституционное право зарубежных стран
М.1993
6.Политология Словарь-справочник М.1993
7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран
мира М.1993
8.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
и юридическая геог-
рафия мира М.1994
9.Чиркин В.Е. Элемены сравнительного правоведения
М.1994